Ректоры, президенты и деканы университетов Южного федерального округа и новых регионов России обсудили партнерство науки и индустрии в области подготовки высокотехнологичных кадров для экономики будущего. Южный федеральный университет представил передовые методики подготовки IT-специалистов, инженеров, педагогов и конфликтологов.
5 декабря на базе Донского государственного технического университета в Ростове-на-Дону состоялось совместное заседание Совета ректоров вузов Юга России и Совета ректоров вузов Ростовской области. Основным вопросом повестки встречи стало обсуждение создания системы подготовки высококвалифицированных научных и инженерных кадров для обеспечения национального суверенитета страны в области критических технологий, опережающего технологического развития и формирования фундаментальных заделов в этих областях. Также были обсуждены вопросы, касающиеся темы подготовки специалистов в области конфликтологии, а в завершении мероприятия были подведены итоги Года педагога и наставника.
Модератором заседания выступила председатель Совета ректоров вузов Юга России, президент Южного федерального университета Марина Боровская. Она подчеркнула, что в обсуждаемом вопросе важно найти эффективный путь взаимодействия в цепочке: базовая школьная подготовка – университеты – научные школы – работодатели. По словам Марины Александровны, интеграция должна идти не только в части вовлечения молодежи в процесс, но и повышения общего уровня подготовки педагогического состава в университетах, поиска интересных направлений, практик и методик.
«Российские вузы задают тренд на качественное образование, и очень важно, чтобы его поддержали все организации, с которыми университеты взаимодействуют. Во-первых, это Минпросвещения России, региональные министерства образования в субъектах и общеобразовательные школы, откуда к нам приходят абитуриенты, ведь ценностная установка, что высшее образование — это путь к профессиональной реализации, не может появляться у студента только в вузе, он должен с ней прийти. Во-вторых, это работодатели, которые нанимают наших выпускников должны понимать, что набор компетенций их будущих сотрудников можно усовершенствовать заранее, участвуя в жизни вуза. И в-третьих, это научные институты и организации, НИИ, научные центры РАН, которые сокращают дистанцию между наукой и образованием», — поделилась Марина Боровская.
Президент ЮФУ представила всем присутствующим особого гостя заседания Совета ректоров — академика РАН Александра Сергеева. Сейчас Александр Михайлович — научный руководитель Национального центра физики и математики (НЦФМ), строящегося в Сарове. Он прибыл в Ростов-на-Дону, чтобы выступить с открытой лекцией для студентов ЮФУ в рамках проекта «Научный десант НЦФМ».
«Сегодня государство многое делает для того, чтобы молодежь активно участвовала в научно-технологическом творчестве: создаются проектные и инженерные школы, выделяются гранты, строятся кампусы и многое другое. Но, кроме этого, важно еще увидеть, как правильно работать с заказчиком, с нашей высокотехнологичной индустрией, понять, сколько и какие кадры нужны будут для нашей промышленности и для науки», — подчеркнул Александр Сергеев.
Депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Александр Мажуга уточнил, что технологический суверенитет – это возможность обеспечить независимость в критических областях экономики и промышленности страны, включая систему подготовки кадров.
«До 2030 года Правительство РФ реализует десять мегапроектов, которые непосредственно зависят от системы подготовки кадров: малотоннажная химия, сжиженный газ, медицина, электроника и многое другое. По экспертной оценке Минпромторга для реализации этих мегапроектов потребуется около 240 тысяч специалистов. Например, по малотоннажной химии потребность составляет 15 тысяч человек, а сегодня в этом направлении поступают в вузы только около 6 тысяч абитуриентов», — рассказал Александр Мажуга.
Заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимир Гурба отметил, что именно инженерные дисциплины являются основой формирования экономики и её движущей силой.
«Кроме того, нельзя забывать и о духовно-нравственной воспитательной работе – молодые инженеры, учёные и специалисты должны понимать, что от их труда зависит дальнейшее технологическое развитие страны, её безопасность и независимость», — подчеркнул Владимир Гурба.
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова рассказала о положительных промежуточных результатах перезагрузки образовательных программ в Южном федеральном округе. Так, проект «Университетские смены» позволил более двум тысячам ребятам в возрасте от 14 до 17 лет из Донецкой и Луганской народных республик посетить ведущие университеты страны и познакомиться с разнообразной культурой России.
«На мой взгляд, проект удался по причине вовлечения в него всех участников организации образовательного процесса: Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ, университетов и общественных организаций по работе с детьми и молодежью. Только такая связка взаимодействия позволит решить стоящие перед образовательной системой вызовы по подготовке высококвалифицированных кадров», — отметила Ольга Петрова.
О новых практико-ориентированных подходах к инженерному образованию рассказал научный руководитель инженерного направления Южного федерального университета (ЮФУ) академик РАН Игорь Каляев. Он представил научно-образовательный центр «Многопроцессорные вычислительные и управляющие системы», в рамках которого задачи развития новых вычислительных технологий решаются с участием студентов и молодых учёных ЮФУ. Свои научные работы они оформляют в виде диссертаций и научных публикаций, а практические задачи выполняют на базе индустриальных партнеров. Такая форма взаимодействия позволяет готовить кадры высшей квалификации, способные после окончания обучения решать сложные научно-технологические задачи на высокотехнологичном производстве.
О подготовке специалистов в области конфликтологии рассказал директор института социологии и регионоведения ЮФУ Андрей Бедрик, а об итогах Года педагога и наставника в России в южных регионах рассказали президент ЮФУ Марина Боровская и директор Академии психологии и педагогики ЮФУ Владимир Кирик.
Марина Александровна и Владимир Александрович предложили в целях совершенствования методик преподавания естественно-научных и инженерных дисциплин в системе образования Юга России разработать и реализовать пилотный проект по созданию на основе научно-технических заделов ведущих научных групп ЮФО учебно-методических комплексов по дисциплинам естественно-научного и инженерного цикла основных образовательных программ основного и среднего общего образования.
«Год педагога и наставника в России дал нам импульс для разработки новейших педагогических методик, в первую очередь для талантливых и одаренных детей, а также детей с ОВЗ. Следующим шагом мы должны провести апробацию внедрения учебно-методических комплексов в системе СУНЦ, академических гимназий и лицеев при университетах Юга России», — поделился Владимир Кирик.
Он добавил, что для популяризации профориентационного и образовательного выбора педагогических профессий, связанных с преподаванием дисциплин естественно-научного и инженерного профилей, нужно разработать в рамках региональной модели профильных психолого-педагогических классов соответствующий образовательный модуль.
Совет ректоров Юга России отметил результативность мероприятий, направленных на развитие моделей сетевого сотрудничества между вузами Юга России в области наук об образовании, включая создание рабочей группы по развитию наук об образовании, формирование сетевого научно-тематического плана исследований и плана форумной кампании.
Академическое сообщество обязалось обеспечить актуализацию состава рабочей группы по развитию наук об образовании на 2024 год, сформировать сетевой научно-тематический план исследований в области наук об образовании, сквозных исследовательских проектов и план форумной кампании на 2024 год.
По итогам заседания организаторы планируют подготовить проект Решения, куда войдут озвученные в ходе дискуссии предложения и рекомендации по организации обновленной системы подготовки высококвалифицированных кадров, который в свою очередь ляжет в основу стратегии дальнейших действий.
Автор текста: Алексей Романенко
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/73861