Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
24.11.2023

«Наставничество необходимо при поступлении в ВУЗ»:В студии радио КП-Ростов побывал кандидат химических наук, доцент ЮФУ Михаил Клецкий

24.11.2023

В рамках проекта «Говорит наставник» – цикла совместных передач КП-Ростов и ЮФУ – о своих наставниках и личном опыте наставничества рассказал кандидат химических наук, доцент Южного федерального университета, автор проекта «Человек изобретающий» Михаил Ефимович Клецкий. Он объяснил, почему наука – это всегда праздник, что такое «химия без формул» и когда наставники в высшей школе нужны особенно.

 

НАУКА – ВСЕГДА ОТКРЫТИЕ И РАДОСТЬ

- Михаил Ефимович, кто был наставником для вас во время учёбы и потом, когда вы начинали свой научный и преподавательский путь?

- Как только я стал студентом РГУ, я оказался в команде Владимира Исааковича Минкина, ныне академика РАН. И я с гордостью могу назвать его своим первым и самым важным наставником. И то, как Владимир Исаакович организовывал тогда научный процесс, и как сегодня это происходит, – для меня образец.

Еще одним значимым для меня в профессиональном смысле человеком стал профессор Руслан Михайлович Миняев. Он руководит лабораторией квантовой химии Научно-исследовательского Института физической и органической химии ЮФУ. Это второй человек, который сыграл важную роль в моей жизни. Их умение подходить не только к решению научных задач, но и житейских, умение ориентироваться в социуме, руководить людьми, общаться с людьми – во многом я учился и продолжаю учиться у этих людей.

- Когда вы стали преподавателем и научным руководителем у студентов, случались ли ситуации, в которых вы опирались на профессиональный, а может быть и жизненный опыт, полученный от ваших педагогов?

- Жизненный опыт у каждого свой, а вот в части профессионального опыта я многое «подсмотрел» и в лекциях, и на семинарах, которые проводил и по сей день проводит Владимир Исаакович. Я застал блистательные лекции Юрия Андреевича Жданова. Напомню, Юрий Андреевич был одним из ведущих химиков нашей страны, юга России. Мне врезалось в память такое «праздничное» отношение к науке. Действительно, ведь наука – это открытие, постижение мира, праздник, потому что процесс этот очень увлекательный.

В занятиях наукой у Минкина, Миняева, да и у других лучших преподавателей ЮФУ нет акцента исключительно на решение конкретной научной проблемы. В своей работе, в лекциях для профессион7альной и широкой аудиторий они обязательно приводят примеры из других областей – искусства, архитектуры и прочих, потому что архитектура молекул, например, вызывает ассоциации с архитектурой зданий, а образы живописи могут стимулировать научное воображение. Вот такому «полифоническому» подходу к науке, к решению задач я тоже пытаюсь следовать.

НАСТАВНИЧЕСТВО – ТЯЖЕЛЫЙ, НО ВАЖНЫЙ ОПЫТ

- Как вам кажется, какие качества нужны человеку, чтобы стать хорошим наставником?

 - Хороший наставник, во-первых, должен иметь достаточный жизненный опыт, который включает в себя, кстати, и профессионализм. Это самое важное его качество. Без жизненного опыта стать наставником практически невозможно.

Второе качество, которым должен обладать наставник, это терпение. Причём не только по отношению к наставляемым, но и по отношению к своим коллегам. У меня есть такой опыт: я был наставником, в буквальном смысле этого слова, в течение двух с половиной лет – с 2018 года до конца 2020 года. Я тогда руководил образовательным направлением «Химия и экология» в магистратуре. Трудное время, в середине этого срока случились пандемия и локдаун, переход на дистанционное образование и так далее. А ко мне в 2018 году пришли на занятия в магистратуру люди абсолютно разновозрастные, с разной базовой подготовкой, с разным образованием. Там были учителя средней школы, люди, закончившие геолого-географический факультет, люди, работающие в торговле, которые занимаются продажей продукции химической индустрии или парфюмерно-косметической, были те, кто работает фармацевтами – совершенно разная база. Люди разного возраста и с разными проблемами, в том числе, в частной жизни: это и семейные обстоятельства, а когда случился COVID, – это болезни и даже, к сожалению, смерти. И всё это поместилось в эти два с половиной года.

Приходилось буквально опекать: подсказывать что-где находится, объяснять, к какому преподавателю лучше обратиться, чтобы он руководил выпускной квалификационной работой, беспокоиться, чтобы все прошли курс иностранного языка, потому что некоторым приходилось это делать с нуля. И, более того, мне пришлось быть наставником даже по отношению к преподавателям, которых я пригласил вести предметы для магистрантов. Ведь им тоже надо было подстраиваться под эту сложную аудиторию, вникать в её проблемы и менять собственные личные установки. Это было наставничество для всех сразу, самые тяжёлые, самые трудные 2,5 года за последнее десятилетие, но большой опыт.

«ЧЕЛОВЕК ИЗОБРЕТАЮЩИЙ»

- Ваш проект – «Человек изобретающий» – реализуется и в высшей, в средней школе, есть и видеолекции, доступные широкому кругу слушателей. Как вам пришла идея его создать, как он развивался?

- В качестве стартовой точки я выделяю 2005 год. Тогда я организовал, опираясь на опыт и поддержку коллег, Донской центр химического образования. Эта структура была утверждена на Ученом совете ЮФУ и успешно проработала до 2010 года. Занятия там были организованы для школьников всех возрастов. Главной задачей стало привить им любовь, уважение к химии, не загружая уравнениями и формулами, что называется иногда «наука без формул». Совсем без формул все же не обойтись, но при этом занятия в таком подходе должны быть максимально наглядными и доходчивыми. И ДЦХО успешно действовало в течение пяти лет.

Затем пришла такая мысль: «Самое важное – показать, как рождается идея. Как у человечества появилась та или иная задача – например, создания керамики или как родилось то или иное изобретение, каковы его истоки». И такого рода истоки научных открытий лучше всего показывать аудитории (особенно молодой)  тактильно, понюхать, послушать, посмотреть, словом, сделать занятия максимально интерактивными. Для этого нам нужны древние черепки, древнее стекло и так далее. Мы все организовали, но не в виде «наглядных пособий». Нет, был создан музей, приблизительно в 2009 году – Естественнонаучный музей ЮФУ. А в 2010 году я решил проверить все эти идеи, – «наука без формул» и так далее, - на аудитории лучших музейщиков нашей страны. Помог конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводил Министерство культуры РФ и Благотворительный фонд В. Потанина. Мы стали лауреатами конкурса. Так начал работу проект «Человек изобретающий», где задача в том, чтобы рассказать о науке без формул, максимально доходчиво, доступным научно-популярным языком (правда, все иногда забывают, что это словосочетание начинается всё-таки со слова «научно», то есть без всякого подлога, научно-точно). Диапазон тем у нас самый широкий - от покорения атомной энергии до истории духов «Шанель №5» и «Красная Москва».

- Сейчас в каком виде существует «Человек изобретающий»?

- Это интерактивно-обучающие занятия для детей, интерактивные лекции для взрослых, видеофильмы, книги и небольшие видеоролики, размещенные в сети.

- А как попасть на занятие проекта «Человек изобретающий»?

- Для этого надо связаться со мной и записаться на посещение.

- Михаил Ефимович, нынешний год – «Год педагога и наставника». Что хотелось бы улучшить в этой сфере?

- Считаю, наставничество особенно необходимо в два периода жизни: во-первых, когда человек поступает в ВУЗ, и затем, когда он переходит в магистратуру. Во время перехода из магистратуры в аспирантуру наставник уже, пожалуй, не обязателен.

Мне бы хотелось, чтобы наставники сглаживали эти разломы, особенно между средней и высшей школой. Ведь многие из тех, кто сдал ЕГЭ на очень хорошие баллы, потом не выдерживают натиска первого года высшего образования.

 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/73742

Дополнительные материалы по теме