19 ноября отмечается День преподавателя высшей школы. В преддверии праздника о миссии университетских преподавателей рассказали сотрудники Южного федерального университета — победители конкурса «Золотые имена высшей школы».
Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и технологий в менеджменте Факультета управления ЮФУ Роман Володин стал победителем конкурса «Золотые имена высшей школы» от Минобрнауки России в номинации «За достижения в просветительской деятельности».
Роман Сергеевич рассказал, что настоящий наставник — это тот, кто может не только поделиться ценной информацией, рассказать что-то важное о жизни, но и выслушать своего ученика в ответ.
«Университет — это место, где у большинства студентов происходит момент взросления. Первокурсники за редким исключением приходят в вуз вчерашними школьниками, но выпускаются все взрослыми и самостоятельными. Преподаватель высшей школы как наставник должен сделать всё, чтобы этот переход прошел мягко и безболезненно, а как педагог он должен научить студентов думать», — поделился Роман Володин.
Он добавил, что знания из учебной программы — это дрова, их можно подбрасывать в костер человеческого ума, когда искра уже разгорелась, когда студент умеет и любит учиться. Первоочередная же цель — зажечь эту искру.
«Теория поколений на наших глазах подтверждается опытным путем: поколения студентов меняются все с большей интенсивностью, и молодежь уже мыслит иначе. Преподавателям университета нужно отдавать себе отчет, в каком объеме и в каких форматах современные студенты способны потреблять образовательный контент, и своевременно менять подходы и методики. Классические лекции и семинары постепенно теряют свою эффективность. Оптимальнее всего работают интерактивные методы подачи материала, групповая работа и работа над кейсами», — рассказал Роман Володин.
Доцент ЮФУ объяснил, что, по крайней мере, в менеджменте и маркетинге, которые он преподает, любой теоретический материал нужно тут же закреплять со студентами в виде игры либо проектной работы. Также, по словам Романа Володина, современный педагог должен быть в курсе современных фильмов, музыки и популярной культуры, чтобы находить со студентами общий язык, наполнять свои лекции отсылками и примерами.
«Я сам был «противным» студентом: рано начал работать и всё время заваливал преподавателей вопросами по каждой ситуации, с которой сталкивался на практике. От моих «почему» было не отвязаться. И теперь я очень люблю, когда мне попадаются такие студенты, потому что они вносят живость в занятие и помогают преподавателю показать весь спектр знаний. Да и однокурсникам «вредного» студента становится понятнее предмет на его примерах и в результате дискуссии с преподавателем», — признается Роман Володин.
Сейчас Роман Сергеевич обучается в магистратуре Академии психологии и педагогики и наиболее прилежно учится у тех преподавателей, которые дают плотный поток знаний.
«Сам бы я, может быть, собирал эти знания годами, а опытные педагоги способны уложить это в сжатый курс, это признак мастерства. Преподаватель высшей школы — это требовательный друг студента, он обучает взрослых людей, и, конечно, не может бегать за теми, кто не проявляет интереса к учебе. Но для тех, кто проявил рвение, мы, преподаватели ЮФУ, готовы стать наставниками и даже в неучебное время подсказывать, в каких конкурсах поучаствовать, куда пойти на практику и на работу», — подчеркнул Роман Володин.
По его словам, университет — это место свободы творчества: в науке, технике и искусстве, именно поэтому высшее образование невозможно заменить краткосрочными практическими курсами, но и идти в вуз только ради «корочки» диплома — неразумно.
«Диплом о высшем образовании не открывает двери любого работодателя, как многие мечтают. Обучение в высшей школе — это расширение сознания, это терпеливое приобретение привычки думать головой не тем способом, которым ты привык вне университета. Но в награду студент получает способность создавать нечто новое», — подытожил Роман Володин.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/73681