Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
09.10.2023

Начался новый учебный год в Школе молодого преподавателя ЮФУ

09.10.2023

За последние два года в Южном федеральном университете заметно выросло количество молодых преподавателей — сегодня их в вузе 482 человека.

В ЮФУ реализуется проект по вовлечению молодежи в педагогическую деятельность в высшей школе и созданию кадрового резерва профессорско-преподавательского состава — Школа молодого преподавателя. В преддверии Дня учителя прошло торжественное открытие второго сезона реализации проекта, участниками которого стали более 170 человек.

В 2022 году в ЮФУ было создано особое структурное подразделение — Научно-образовательный центр «Перспективные решения в образовании». В обязанности ассистентов – сотрудников НОЦ входит обучение на специальных программах повышения квалификации: «Создание современных образовательных программ: от идеи до реализации», «Маркетинг образовательной программы», а также реализация собственных проектов по созданию и внедрению новых образовательных решений – дополнительных образовательных программ на основе результатов собственных научных исследований и в соответствии с задачами и потребностями факультетов, институтов и академий ЮФУ. В конкурсе на трудоустройство в НОЦ принимают участие магистранты и аспиранты, демонстрирующие высокую мотивацию и желающие попробовать себя в области построения академической карьеры в качестве преподавателя университета. Более тридцати опытных педагогов и методистов стали наставниками молодых преподавателей.

3 октября 2023 года состоялся торжественный старт второго года реализации проекта Школа молодого преподавателя. Молодых сотрудников университета поприветствовал проректор ЮФУ по проектной деятельности Максим Бондарев:

«В Южном федеральном университете на протяжении уже достаточно долгого времени существует и с каждым годом совершенствуется система подготовки молодых исследователей. Эта система включает как традиционные механизмы – СНО, исследовательские треки в рамках модулей проектной деятельности и проектно-образовательного интенсива SfeduNet, работа в исследовательских проектах в магистратуре и аспирантуре, так и те, которые мы активно внедряем в рамках мероприятий ПСАЛ «Приоритет 2030» – развитие сети молодежных лабораторий, конкурсы постдоков и т.д. Проект «Школа молодого преподавателя», а также другие инициативы, которые мы запустили в рамках НОЦ «Передовые решения в образовании», позволяет нам реализовать системную работу по формированию и развитию педагогических компетенций магистрантов и аспирантов, а также их вовлечению в педагогическую деятельность и получению реального опыта проектирования и реализации образовательных программ», — отметил Максим Бондарев.

Проректор добавил, что в современном мире преподаватель — это не просто лектор или организатор практических занятий, но автор идеи, педагогический дизайнер и разработчик научно обоснованных и востребованных образовательных продуктов, понимающий их целевую аудиторию, запросы и ожидания стейкхолдеров, способный использовать эффективные образовательные технологии и инструменты оценивания, анализировать образовательные данные, рефлексировать и дорабатывать образовательный продукт на каждой новой итерации и в процессе его реализации. При этом вершиной преподавательского мастерства, по словам Максима Германовича, является способность комбинировать академический и клиентоцентричный подходы.

В течение первого семестра учебного года молодые преподаватели будут в первую очередь учиться на программе повышения квалификации, разработанной сотрудниками университета и партнерами – представителями платформ и консалтинга в области образования. Они освоят пять учебных модулей, таких как «Наука и образование», «Педагогический дизайн», «Создание образовательного продукта», «Особенности разработки и реализации дополнительных образовательных программа также «Модуль структурного подразделения», суть которого в том, что молодые ассистенты и преподаватели вновь ненадолго вернутся на родные факультеты и институты, но уже как педагоги, полноценные члены профессорско-преподавательского коллектива. В ходе обучения в стенах своего факультета или института молодые преподаватели освоят основы и специфику реализации дисциплин основных образовательных программ, формирующих профессиональные компетенции в определённой предметной области.

За все время работы ассистенты в проектных командах под руководством наставников разработают собственные программы дополнительного образования, способные заинтересовать как студентов ЮФУ, так и аудиторию за пределами университета.

Во втором семестре участники проекта «Школа молодого преподавателя» осуществят привлечение и набор на программы слушателей, реализуют их согласно учебному плану и к концу учебного года получат первых выпускников наряду с колоссальным практическим опытом педагогической деятельности.

Руководитель НОЦ «Перспективные решения в образовании» Алексей Лозовой подчеркнул, что именно таким образом достигаются сразу все цели проекта «Школа молодого педагога»: трудоустройство магистрантов и аспирантов ЮФУ, вовлечение их в педагогическую практику для получения практического опыта и плотная инкорпорация в мир Южного федерального университета.

«Почему молодому преподавателю важно уметь создавать именно программы дополнительного образования? Во-первых, ДПО действительно популярны и востребованы —  люди готовы платить за небольшие по объему курсы, с которых они выходят с одним, но реальным и актуальным навыком. Во-вторых, и это важно в стенах исследовательского университета, так как в форме ДПО можно трансформировать и подать результаты актуального научного исследования. Фундаментальные предметные курсы уже заложены в классические академические программы, а в виде программы дополнительного образования можно донести до слушателей то, что возможно войдет в учебники только через десять лет», — поделился Алексей Лозовой.

Так год назад ассистенты, пришедшие в Школу молодого преподавателя с Юридического факультета, создали ДПО «Юридический дизайн», из Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации — «Старт в SMM», из Института компьютерной безопасности и информационных технологий — «SOFT SKILLS для работы и жизни» и другие. Каждая команда ориентировалась на запрос того структурного подразделения, где они планировали работать в будущем.

По итогам прошлого учебного года в кадровый резерв Южного федерального университета попали 142 молодых преподавателя, готовых работать в университете: как только появится подходящая ставка — каждый на своём подразделении, которое он окончил, а до тех пор как сотрудники Научно-образовательного центра «Перспективные решения в образовании» ЮФУ.

Автор: Алексей Романенко. 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/73234

Дополнительные материалы по теме