5 октября в России и многих других странах отмечается День учителя. Год педагога и наставника, объявленный Президентом РФ, призван повысить престиж профессии педагога и закрепить особый статус профессии учителя. Что сами школьные учителя думают о своей работе и какой поддержки ждут, они ответили в ходе социологического исследования, проведенного учёными ЮФУ.
Официальная статистика говорит, что во всех регионах России наблюдается недостаток профессиональных кадров в школах и возрастное смещение в сторону учителей предпенсионного и пенсионного возрастов при сохранении очень малой доли молодых специалистов.
Старший преподаватель Института социологии и регионоведения ЮФУ, к.сон.н., Чикарова Галина рассказала, что сейчас существует довольно много предпосылок для формирования позитивного типа профессиональной идентичности молодых учителей, результатом которого является устойчивая интегрированность в профессиональное сообщество.
«К таким позитивным факторам можно отнести реализацию Национального проекта «Образование» и Федерального проекта «Современная школа», реформирование системы подготовки педагогических кадров, создание сети конкурсов профессионального мастерства, введение национальной системы учительского роста и повышения квалификации учителей. Также молодых специалистов привлекает в школы организация «реальной» педагогической практики для студентов педагогического направления, развитие института наставничества, внедрение цифровых и инновационных технологий в образовательный процесс и систему управления школой», — поделилась Чикарова Галина.
Однако не преодолены пока некоторые барьеры, сталкиваясь с которыми молодые учителя переходят к кризисному типу профессиональной идентичности, обуславливающего уход специалиста из муниципальной школы или полный отказ от профессии.
В числе таких барьеров сами учителя называют непрестижность их профессии в обществе, низкий уровень оплаты профессионального труда, отсутствие должных полномочий для осуществления образовательной и воспитательной функций, недостаток государственных программ поддержки молодых учителей, работающих в муниципальных школах крупных российских городов, неподготовленность инфраструктуры в школах для внедрения цифровых и инновационных технологий в образовательный процесс, незаинтересованность управленческих структур школы в привлечении молодых специалистов посредством создания в их учебных заведениях «реальных» баз практик, несформированность культуры межпоколенческой профессиональной преемственности и двустороннего обмена профессиональными компетенциями между молодыми и опытными учителями, а также незащищенность личного пространства учителей в интернете.
«В первые годы работы в школе у молодого специалиста кардинально меняются профессиональные стратегии. Система оплаты труда учителя, включающая в себя стимулирующие выплаты за выполнение дополнительных трудовых обязанностей, мотивирует учителя оценивать собственный статус в профессии по шкале этих стимулирующих выплат. Это приводит учителя к эмоциональному выгоранию и снижает качество образования», — подчеркнула Чикарова Галина.
Исследование показало, что тенденция переориентации профессиональных стратегий молодых учителей зависит от стажа профессиональной деятельности и полученного базового высшего образования. Так, молодые учителя, чей стаж работы приближается к пятилетнему барьеру, в меньшей степени ориентированы на простое вертикальное построение карьеры и в большей степени рассматривают для себя новые возможности расширения профессиональных компетенций и навыков педагогического мастерства. Молодые учителя, получившие классическое вузовское образование, более нацелены на дальнейшее развитие в профессии «учитель», нежели молодые учителя с базовым педагогическим образованием.
В ходе опросов среди учителей школ Ростова-на-Дону, Казани и городов Ростовской области стало известно, что 81% педагогов ощутили увеличение за последние годы трудовой нагрузки по подготовке и проведению уроков, административной работы, составлению отчетности и внеурочной работы. В Москве данные показатели в аналогичных опросах колеблются в пределах 46%. Больше всего опрошенных педагогов беспокоят рост трудовой нагрузки без увеличения зарплаты и риски потери работы.
«Чаще всего воспринимают свой труд как непрестижный ростовские учителя — 40%. Основная часть опрошенных педагогов считает, что за прошедшие 5 лет престиж их профессии не изменился. Даже в Москве только около трети педагогов отмечают положительные изменения, а в регионах такой ответ практически не встречается. Данный результат свидетельствует о наличии территориального неравенства. Что интересно, столичные педагоги ставят высокие оценки качества жизни и престижа своего труда, но при этом они демонстрируют наиболее высокую степень неудовлетворенности содержанием и результатами профессиональной деятельности, то есть жалуются на лишнюю и бесполезную нагрузку», — объяснила доцент Института социологии и регионоведения ЮФУ, к.сон.н., Посухова Оксана.
Эмпирические замеры зафиксировали, что учителя всё-таки в большинстве своём крайне лояльны к своему месту работы и действительно не хотят покидать школу. Сосуществование такой лояльности и неудовлетворённости содержанием профессиональной деятельности говорит о снижении стимулов и необходимости провести институциональные изменения системы школьного образования и улучшить человеческий капитал социально значимой профессии учителя. Прежде всего это касается создания системы государственной поддержки молодых учителей и повышения оплаты труда учителей в регионах до уровня столицы.
Исследование проводилось сотрудниками и студентами Института социологии и регионоведения, Института туризма, сервиса и креативных индустрий ЮФУ при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Профессиональная идентичность жителей мегаполиса в условиях прекариатизации российского общества» в 2020 году.
Автор: Алексей Романенко
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/73191