8 сентября — Международный день грамотности. Праздник объединяет граждан разных стран стремлением повысить важность и качество образования.
Основа всего образования, вне всяких сомнений, — умение читать и писать. Без этих двух базовых навыков сложно представить грамотного человека. Но не все так просто, необходимо не только уметь читать и писать, но еще и знать, как правильно это делать, разбираться в тонкостях родного языка, понимать значения слов и выражений и многое другое. Все эти знания нам даются со школьной скамьи, а проверяются Единым государственным экзаменом по русскому языку.
ЕГЭ по русскому языку является обязательным для российских школьников, и готовиться к этому непростому испытанию ребята начинают задолго до выпускного класса. Каждый год экзаменационные задания меняются, что-то добавляется, а что-то и вовсе исчезает, где-то становится легче, а где-то сложнее. Но действительно ли ЕГЭ по русскому языку может объективно оценить знания ученика, какие ошибки сегодня школьники допускают чаще всего и в чем секрет успеха удачного сочинения рассказала доцент кафедры теории языка и русского языка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Елена Шейко.
«Забыть, как страшный сон», но помнить спряжения глаголов
По словам эксперта, у ЕГЭ, безусловно, есть и свои плюсы, и свои минусы. Школьники, которые ответственно подходят к подготовке к экзамену по русскому языку, достаточно грамотны, потому что стараются не только овладеть минимумом информации, чтобы научиться интуитивно расставлять знаки препинания или методом исключения выбирать единственно правильный ответ. Они досконально изучают правила орфографии и пунктуации и запоминают не только ту информацию, которая дана как основная, но и ту, что есть в многочисленных примечаниях, сносках, ссылках, стараются вникнуть в структуру языка, понять его логику, объяснить особенности слова.
«Для некоторых подготовка к ЕГЭ — тяжкое бремя, возникает желание сдать его и забыть, как страшный сон. Мы также замечаем последствия несерьезной подготовки к ЕГЭ теперь уже у студентов, к примеру, некоторые не могут правильно определять спряжение глаголов, потому что в школе их этому не научили. А почему? Потому что в заданиях ЕГЭ всегда представлены глаголы с безударным личным окончанием, а следовательно, зачем учить всё правило, если достаточно выучить его половинку! Поэтому и определяют студенты спряжение у глаголов кричать, визжать, стучать как первое. Хотя все перечисленные мною глаголы относятся к глаголам второго спряжения. А знать спряжение, как известно, необходимо, чтобы правильно написать окончание глаголов в настоящем и будущем времени, образовать формы причастий. И таких примеров, к сожалению, много», — замечает Елена Шейко.
Дорогой дневник, ты знаешь все мои ошибки…
Ежегодно ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) проводит анализ выполнения заданий и представляет для учителей аналитические справки, в которых есть статистика в том числе и частых ошибок школьников.
«Труднее всего справляются школьники с выполнением заданий на расстановку ударения, на образование грамматических форм, на правописание суффиксов различных частей речи, на правописание глаголов и глагольных форм. При выполнении заданий по синтаксису школьники не могут отличить приложения от бессоюзных сложных предложений и предложений с однородными членами при обобщающем слове; не умеют выделять грамматическую основу, а также устанавливать грамматические отношения между словами внутри предложения», — подчеркнула филолог.
Также есть некоторые затруднения и при работе с текстом, например, ученики не могут правильно выполнять стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей, определять функциональные типы речи. Кроме того, ЕГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения. Эксперт отмечает, что при проверке сочинения редко встречаются работы, заслуживающие максимального первичного балла.
«К сожалению, сейчас наши дети разучились самостоятельно писать тексты. Рефераты скачиваются из интернета, различные творческие задания также выполняются благодаря Сети. Мы больше не пишем друг другу письма на бумаге, не ведем, как встарь, дневники, не пишем открытки, нам проще взять телефон и позвонить родственнику, другу, коллеге. И, к сожалению, современные дети очень мало читают художественную литературу. Всё это приводит к тому, что речь у школьников не развита, особенно письменная», — замечает спикер.
Чтобы научиться красиво и грамотно писать тексты, Елена Шейко советует начать с малого — завести дневник и каждый вечер описывать в нем события, которые с вами произошли за день. Да, сначала это будет делать тяжело, потом вы втянетесь, привыкнете, и речь польется сама собой… Доверяйте дневнику свои желания, ставьте цели, описывайте их реализацию, пересказывайте увиденные фильмы, прочитанные новости, давайте им комментарий, в общем пишите всё, что думаете и что хотите.
Ошибка, но негрубая
Оказывается, при проверке задания 27 (сочинение) комиссия может засчитать ошибку как негрубую. Но что она означает и что относится к таким ошибкам?
Филолог поясняет, что для эксперта такое понятие сформулировано в «Методических материалах для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ»:
«Негрубые ошибки – ошибки, не имеющие существенного значения для характеристики грамотности, то есть связанные с нарушением правил, которые не включены в школьную программу или обусловлены явлениями языковой переходности:
- написание необщеупотребительных собственных имён (Сванте Аррениус);
- употребление прописной буквы в составных собственных именах (площадь Никитские ворота);
- в собственных именах, использованных в переносном значении (обломовы, маниловы и др.);
- необоснованное написание имён прилагательных на -ский с прописной буквы (шекспировские трагедии);
- буквы э/е в иноязычных словах (рэкет, пленэр и др.);
- написание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных, образованных от двувидовых глаголов (крещёный человек, крещённый вчера человек);
- написание не с отглагольными прилагательными и причастиями на -мый (неделимый на части – не делимый людьми);
- написание сложных существительных без соединительной гласной, образованных с помощью заимствованных элементов (ноу-хау, мини-маркет);
- написание сложных имён прилагательных, которое противоречит школьному правилу (глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой);
- написание сложных имён прилагательных и причастий, которое зависит от контекста (сильнодействующее средство – сильно действующее на меня средство);
- пунктуационное оформление предложений с вводным словом, стоящим в начале или конце обособленного оборота (Посреди поляны росло большое дерево, судя по всему вяз.);
- отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествуют отрицание не или частицы совсем, совершенно, почти, именно, прямо и т.п. (Было светло, почти как днём.);
- пропуск или добавление одного из сочетающихся в конце предложения знаков препинания (за исключением кавычек) или нарушение их последовательности в конце предложения (А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть всё прекрасно…»).»
Что готовит нам ЕГЭ в следующем году?
Составители контрольно-измерительных материалов каждый год вносят какие-то изменения. Так, например, до 2023 года в задании 13 (правописание НЕ с различными частями речи) нужно было выбрать только то слово, которое пишется с НЕ слитно.
«Демоверсия 2024 года нам теперь говорит, что с 2024 года возможны варианты в формулировке задания: нужно будет выбрать слово, которое с НЕ пишется слитно, либо нужно будет выбрать слово, которое с НЕ пишется раздельно. Причем раньше это было только одно слово, теперь это может быть множественный выбор (одно, два, три слова). Как видим, задание усложнилось. Аналогично расширено задание 14. Раньше нужно было выписать из одного предложения пару слов, каждое из которых пишется слитно, теперь нужно будет отыскать предложение, в котором оба слова пишутся либо слитно, либо раздельно, либо через дефис. Составители КИМов, видимо, хотят, чтобы школьники расширили свои знания грамматики, и это радует, но, с другой стороны, это намного усложняет задания, и я предвижу, что процент работ с высокими баллами резко сократится», — отмечает эксперт.
Кроме того, сокращению работ с высоким баллом, по словам филолога, способствует и то, что второй год подряд уменьшают количество первичных баллов по некоторым заданиям. Например, в 2022 году за 8 задание можно было получить 5 баллов, в этом году уже 3 балла, а в 2024 году оно будет равняться 2 баллам. Аналогично за задание 27 (сочинение) раньше можно было получить максимально 25 баллов, в 2023 году уже 24, а в 2024 году будет 21 балл.
На что сегодня нужно сделать упор школьникам при подготовке к ЕГЭ?
Эксперт выделяет два момента, на которые стоит обратить внимание, готовясь к успешной сдаче ЕГЭ.
«Необходимо выучить или повторить все правила орфоэпии, орфографии и пунктуации и тренироваться в выполнении заданий. Существует масса учебных пособий, тренажеров как печатных, так и электронных. И чем больше школьник выполнит этих заданий, чем больше вариантов решит, тем увереннее он будет чувствовать себя на экзамене. Но при этом не стоит забывать, что, выполняя задания, ребенок обязательно должен проводить работу над ошибками, обращать внимание на те правила, которые вызывают наибольшую трудность. Кроме того, важно учиться писать сочинения, и для этого нужно развивать свою речь, тренироваться говорить красиво, используя эпитеты, метафоры, образные выражения», — сказала Елена Шейко.
В заключение эксперт отметила немаловажный фактор, о котором должны помнить и родители — на ЕГЭ жизнь не заканчивается. И если не получилось сдать хорошо экзамен в этом году, всегда есть возможность подготовиться и пересдать его в следующем, чтобы поступить в тот вуз, который выбрал школьник.
Автор: Загутина А.М.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/72964