В Спасо-Елеазаровском монастыре с 31 июля по 6 августа прошла летняя гуманитарная школа «В поисках Третьего Рима: пять веков русской метафизики власти».
На протяжении всей недели студенты из ЮФУ, Томского и Псковского университетов, Республиканского института высшей школы (г. Минск) изучали концепцию «Москва — Третий Рим» в разных гуманитарных сферах.
Руководитель проекта Андрей Кореневский, заведующий кафедрой отечественной истории Средних веков и Нового времени ИИМО ЮФУ, кандидат исторических наук, доцент, задумал школу вместе с настоятельницей монастыря матерью Марией (Корх) ещё в прошлом году. Замысел образовательного проекта, организованного Южным федеральным университетом, состоял в том, чтобы вовлечь начинающих исследователей, принадлежащих к разным гуманитарным «цехам», в диалог с ведущими учёными, изучающими различные аспекты русской средневековой интеллектуальной культуры и её рецепции в Новое и новейшее время, готовыми поделиться своим видением места идеи Третьего Рима в истории и современности. Как отметил в первый день школы Андрей Витальевич, расписание было составлено довольно интенсивным, для того чтобы за короткий промежуток времени произошел быстрый рост в навыках.
Так, участники каждый день посещали две лекции и два семинара по выбору, оставшиеся часы уходили на работу с проектом и экскурсии. Обычно студенты расходились за полночь либо ранним утром.
Лекторами школы выступили ведущие исследователи истории русского Средневековья, теории и истории литературы, практикующие реставраторы и архитекторы. Среди приглашённых преподавателей особое значение для реализации образовательных задач школы имели выступления заведующего кафедрой истории славянских и балканских стран СПбГУ профессора Александра Филюшкина; профессора кафедры истории южных и западных славян МГУ и научного сотрудника Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований ВШЭ Михаила Дмитриева; профессора кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного ПскГУ Валентины Охотниковой; заместителя директора Научно-производственного центра по охране памятников, действительного члена Национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест Марии Лисенковой и др. Тематика лекций преподавателей школы была раскрыта в серии семинарских занятий и находила своё отражение в проектных инициативах студентов.
Всего в школе было три направления проектной деятельности: архитектура, история и медиа. У каждой группы был свой наставник, который курировал ребят на всех этапах. Под руководством Григория Шапиро, доцента кафедры истории архитектуры, искусства и архитектурной реставрации Академии архитектуры и искусств ЮФУ, руководителя Научно-реставрационного проектного центра, студенты Академии архитектуры и искусств ЮФУ разработали два реставрационных проекта и один проект, связанный с благоустройством территории монастыря. Уникальность проекта заключалась в том, что ребятам предоставили для работы настоящие исторические помещения.
«Такие реставрации происходят раз в сто лет. У меня есть возможность это посмотреть, и через два поколения кто-то прикоснется к этой истории, поэтому знания, полученные здесь, очень ценны», — рассказала студентка третьего курса Академии архитектуры и искусств ЮФУ Александра Гривко.
Историческую команду, составленную из делегаций Южного федерального, Псковского и Белорусского университетов, курировала Наталья Николаева, старший преподаватель кафедры отечественной истории Средних веков и Нового времени ИИМО ЮФУ, кандидат исторических наук. Её проектной группе предстояло создать прототип сайта и наполнить его историческим материалом.
«Здесь я поняла, какие у нас ответственные студенты. Я переживала, что у нас ничего не получится, потому что не будет системной работы. Но ребята подошли к заданию серьёзно, поэтому мы создали такой большой продукт», — поделилась Наталья Дмитриевна.
Медиагруппу курировали двое преподавателей: Анна Дмитрова, и. о. директора Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, кандидат филологических наук, и Светлана Калашникова, доцент кафедры теории и истории мировой литературы ИФЖиМКК ЮФУ, кандидат филологических наук. Для защиты студенты разработали брендбук Спасо-Елеазаровского монастыря, а также карту местности со всеми достопримечательностями в Елеазарово. Особенность этой команды заключалась в том, что над проектом работали не только журналисты и пиарщики, но и филологи.
«Для меня как филолога работа в области маркетинга была новой. Несмотря на то, что знакома я с этой сферой мало, мои профессиональные навыки оказались полезными. Я писала тексты, редактировала их. От выбора слов и их порядка в предложении зависит не только смысл текста, но и, как и какое влияние он оказывает на читателя, что важно при разработке брендбука. За время работы в школе я поняла, что филолог может заниматься брендированием, если захочет», — рассказала студентка первого курса магистратуры направления «Цифровая филология» Елизавета Скрыпник.
Несмотря на большую занятость во время учёбы, ребята и лекторы всё же смогли найти время для отдыха. Илья Николаев, старший преподаватель кафедры зарубежной истории и международных отношений ИИМО ЮФУ, поделился, что ярким воспоминанием от школы останутся не только лекции, но и вечерние посиделки со студентами на кухне и булочки с повидлом во время перерыва.
В конце недели прошла защита проектов. По её итогам первое место заняла команда Академии архитектуры и искусств ЮФУ, второе место отдали медиагруппе, а бронза ушла историческому проекту. Также каждый студент получил сертификат об окончании обучения. Уезжали все с большим желанием вернуться сюда снова следующим летом.
Летняя школа не состоялась бы без тесной кооперации трёх подразделений нашего университета: Института истории и международных отношений, Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации и Академии архитектуры и искусства. Соорганизатором школы выступил Псковский государственный университет, принявший участников мероприятия в третий день школы, а также Союз реставраторов России, сопровождавший работу архитектурного трека в течение всей недели. Выражаем благодарность коллегам за плодотворное взаимодействие!
Отдельные слова благодарности Спасо-Елеазаровскому монастырю, который гостеприимно принял участников летней школы, а также предоставил возможность знакомства с пространством и уникальными документами, связанными с историей культового объекта и концепции «Москва – Третий Рим».
Автор текста: Дарья Скорик, фото: Алины Толпинской и Анны Дмитровой
По следам летней школы «В поисках Третьего Рима»: рефлексия профессора МГУ М.В. Дмитриева
С 31 июля по 6 августа 2023 года на площадке Спасо-Елеазаровского монастыря в Псковской области по инициативе Южного федерального университета прошла летняя гуманитарная школа «В поисках Третьего Рима: пять веков русской метафизики власти». По результатам школы слушатели не только расширили свои знания о концепции старца Филофея, но и подготовили проектные инициативы в научно-просветительском, медийном и реставрационном направлении. Слушатели и преподаватели высоко оценили академическую среду летней школы. Представляем вашему вниманию рефлексию доктора исторических наук, профессора Михаила Владимировича Дмитриева, профессора кафедры истории южных и западных славян, руководитель Центра украинистики и белорусистики исторического факультета МГУ, главного научного сотрудника Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
***
Задуманная Андреем Витальевичем Кореневским и проведенная им, как руководителем этого проекта, и коллегами из Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга и Пскова Летняя гуманитарная школа «В поисках Третьего Рима» – отрадное и важное явление в нашей университетской жизни, во-первых, потому, что образования мало не бывает, и Школа дала студентам прекрасный шанс и потренироваться в профессиональной деятельности (исторический, филологический, культурологический анализ и архитектурная деятельность), и расширить горизонты знаний.
Во-вторых, в центре всех занятий была та культурно-религиозная традиция, из которой выросла высокая культура России – традиция византийского христианства. И дело не просто в преемственности между Русью, Россией и Византией, а в том, что речь шла о связях российского исторического опыта с опытом «большой Европы» (Европы от Урала до Атлантики, от Кавказа до Хибин). Но что-то делало Россию и иным – по сравнению с Западом – миром. Представление о Русском государстве как Третьем Риме, о Москве как столице новой Византии – это лишь одна из линий, которая вела Русь по особому пути, так, что она становилась и своей, и несвоей для Запада. Одновременно это та линия, которая вызывает массу затруднений в построении нашей собственной исторической памяти, и участники Школы в очень живых дискуссиях разбирались с ложным и истинным в понимании идентичности, то есть осмыслении своеобразия России. Этому послужили семинары и лекции, посвященные «теням» Третьего Рима в русской литературе, в идейных баталиях XIX - XX вв., в современной медиасфере и норовящей закабалить нас Сети – всему тому, через что мы могли бы понять, чем же была средневековая Русь «на самом деле» - в облике и опыте замечательной Псковской городской республики, подобной Венеции, Дубровнику, городам немецкой Ганзы и городам-коммунам Северной Италии…
В-третьих, «поиски Третьего Рима» — это лишь часть поисков в области сходств и различий между Русью и остальным миром, европейским и неевропейским. Рядом с «Третьим Римом», с Византией прочерчены и линии, которые ведут от христианской эсхатологии – к пониманию смысла и истории в целом, и жизни, и смерти каждого отдельного человека; от толкования Библии – к научно-рациональному и художественному познанию мира; от антропологии – к тому пониманию добра и зла, свободы и неволи, достоинства и низости, красоты и безобразия, какое присуще русской культуре; от понимания связей государства и Церкви – к национальному, интернациональному и имперскому; от религиозной социологии – к тому, каким видится справедливое общество, равенство и неравенство, порядок и анархия… Всё это – не формулы речи и не упражнения в элоквенции. Это вопросы, к которым жизненно необходимо постоянно обращаться в нашей университетской практике.
Отсюда и вывод-предложение. Во-первых, проводить ежегодные школы, посвященные именно этой громадной и «классической» проблематике – проблематике цивилизационных связей между Русью и Византией; Русью и Западом; Русью и Востоком. Во-вторых, превратить эту проблематику в предмет межуниверситетских онлайн-курсов, которые объединили бы студентов и преподавателей Ростова, Пскова, Москвы, Петербурга, других городов. Начать можно уже осенью 2023 года. В-третьих, создать, пополнять, развивать учебно-научный сайт, который и был бы назван «В поисках Третьего Рима: Русь – Византия – Европа – МИР».
М.В. Дмитриев (МГУ; ВШЭ)
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/72769