Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
07.06.2023

В чем плюсы и минусы краудфандинга — рассказали эксперты ЮФУ

07.06.2023

Предложение инновационных идей в науке и технологиях, в экономической, управленческой, социальной и многих других сферах общественной жизни – сегодня одна из самых актуальных тенденций в современном мире.

 

Молодые ученые, студенты вузов особенно заинтересованы в реализации собственных идей и проектов, участвуя в конкурсах и получая гранты на развитие своих стартапов. На самых разных платформах они стараются продвигать свои проекты, привлекая инвесторов и потенциальных заказчиков. Особую популярность в этом направлении набирает краудфандинг. Эксперты Экономического факультета ЮФУ рассказали о том, как работает краудфандинг и действительно ли он эффективен и полезен для стартаперов?

 

Крауд и фаунд

Краудфандинг — это любые коллективные инвестиции в проекты разной направленности (инновационные, благотворительные), инициируемые физическими лицами, индивидуальными донорами или реализуемые на предприятиях разного масштаба. Группа людей (фаундеры) перечисляют деньги «автору» на создание и развитие какого-то интересного проекта, а затем автор отчитывается о проделанной работе и выплачивает вознаграждение фаундерам, если был на то уговор.

 

«Краудфандинг является одной их четырех (наряду с краудинвестингом, краудсорсингом и краудлендингом) структурных элементов краудэкономики – сетевой платформы привлечения частного капитала в инновации. Сбор средств может служить различным целям, в том числе, финансированию стартап-компаний и малого предпринимательства, созданию свободного программного обеспечения, получению прибыли от совместных инвестиций и многому другому», — отмечает  доктор экономических наук, профессор кафедры информационной экономики Экономического факультета ЮФУ Почетный работник высшего профессионального образования РФ Людмила Матвеева.

 

По словам эксперта, в последние годы появилась разновидность этой платформы условно-возвратный краудфандинг. После успешного привлечения инвестиций на различные инновационные проекты краудфандинговые платформы начали привлекать все больше инвесторов и набирать популярность.

 

По цели краудфандингового проекта выделяются платформы, предназначенные для: социальных, политических, креативных, бизнес-проектов. А по виду вознаграждения для спонсора краудфандинговые платформы можно разделить на такие категории: без вознаграждения; с нефинансовым вознаграждением; с финансовым вознаграждением.

 

Краудфандинг в России

 

Несмотря на то, что история краудфандинга для нашей страны достаточно новая, российский рынок успешно развивается. МСП-банк и Ассоциация операторов инвестиционных платформ отметили, что в 2021 году его объем достиг 14 млрд. рублей — это более чем в 1,5 раза больше, чем в 2020 году. На 2023 год прогнозируется его рост более чем в 2 раза. По прогнозам, его объем должен достигнуть 40 млрд. рублей 2023 году.

 

«Лидером по объему краудфандинга являются США – первая страна, где зародилась эта технология (первый краудфандинговый проект – Статуя Свободы). Сейчас рынок краудфандинга в США и Канаде оценивается примерно $74 млрд. Для сравнения — весь европейский рынок оценивается в $22 млрд. Наиболее крупные обороты среди европейских стран представлены Великобританией ($10,37 млрд.), Германией ($1,28 млрд.) и Францией ($933,1 млн.)», — отмечает профессор.

 

Особенностью развития краудфандинга в нашей стране, по словам эксперта, является более широкий спектр размещаемых на данной платформе инновационных идей и проектов, в частности проектов (или их элементов) модернизации на основе инноваций, инициируемых, в том числе, крупными промышленными компаниями, стремящимися получить определенное вознаграждение за свои идеи или общественное признание. Сегодня это может быть финансовая (спонсорная) поддержка производства востребованной промышленной продукции, прежде всего, способной успешно замещать импортные, особенно ушедшие с рынка, аналоги.

 

Правила трех F и принципы краудфандинга

В России реализуется два основных подхода к финансированию коммерческих предприятий через краудфандинг: на основе пожертвований и инвестиций. В зависимости от сложности проекта могут быть привлечены средства от нескольких десятков до нескольких сотен доноров, а также организаций, у каждой из которой есть свои конкретные задачи, связанные с участием в инновационном проекте того или иного предприятия, в том числе на этапе его коммерциализации.

«Финансирование инновационных проектов с использованием краудфандинга предполагает необходимость учета следующих принципов: применение системного подхода к решению задачи создания инновационной продукции (изделия и пр.), если она является наукоемкой; конкретизация всех частных целей, связанных с достижением конечной цели, в количественном выражении и строгое их отражение в «инновационном портфолио» данной продукции; постоянное управление  не только процессом добывания необходимого финансирования, но также процессами производства и потребления инновации; выбор сбалансированного количества финансовых ресурсов для реализации инновационного проекта; многоуровневый менеджмент для успешной координации выполнения проекта», — объясняет Людмила Матвеева.

 

Промышленные компании рассматривают внутренние средства для финансирования инновации, которые действуют по правилу трех F: friends, familie sandfools, когда в проект вкладывается сам основатель и его близкое окружение. Если таких средств не хватает, то основатель проекта переходит к внешним инвестициям, используя технологию краудфандинга.

 

Краудфандинг и закон

 

Сейчас деятельность краудфандинговых площадок регулируется на законодательном уровне Федеральным законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а непосредственным надзором за данным сегментом рынка занимается Банк России.

 

Плюсы и минусы краудфандинга

Краудэкономика создает возможности привлечения инвестиций для большого числа инициаторов инновационных идей, для реализации разнообразных проектов, в том числе промышленных. А краудфандинговые платформы позволяют устанавливать разные условия финансирования проектов, поэтому инвесторы имеют возможность выбора наиболее подходящих вариантов.  Кроме того, благодаря сети Интернет круг потенциальных инвесторов неограничен, что объясняет возрастающую востребованность краудфандинга.  

«Стартап-проекты, перерастающие на промышленных предприятиях в реальные инновационные предложения, для перехода в практическую область требует значительных ресурсов, как интеллектуальных (на этапе генерации идеи, формирования рабочей команды, научного обоснования целесообразности проекта и  эффективности инновации), так и финансовых (на этапе апробации идеи, ее вывода на рынок), используя (в условиях ограниченности ресурсов) альтернативные источники привлечения капитала. В этом может помочь краудфандинг», — поясняет магистрант 2 курса кафедры информационной экономики», обучающийся на программе «Экономика, управление и право» Экономического факультета ЮФУ Никита Низов.

 

Но, как отмечает Людмила Матвеева, следует учитывать, что есть общие для всех инноваций риски (макроэкономические и региональные условия) и специфические, свойственные конкретному проекту и отрасли, либо связанные с инициаторами идей и проектов. Такой вид рисков отражает не только потенциал реципиента (организации), но его репутацию, положение в сфере инновационной и в целом коммерческой среде и т. п.

 

Эксперты выделили ряд рисков использования краудфандинга:

 

Риск №1: слишком ранний запуск краудфандинговой кампании. Для стартапов важно изучить свой рынок, прежде чем запускать краудфандинговую кампанию. В частности, необходимо понимание: кто является целевым  потребителем, что побуждает этот рынок взаимодействовать с их продуктом/брендом,  и как лучше всего общаться и взаимодействовать с ними.  Несмотря на то, что некоторые краудфандинговые платформы могут привлекать спонсоров, выходящих за рамки собственной сети стартапа, стартапы должны планировать привлечение всех спонсоров, необходимых для успеха кампании по привлечению капитала для инновации. 

 

Риск № 2: недооценка работы и времени, необходимых для управления кампанией по сбору средств. Любой, кто проводил краудфандинговую кампанию, может стать убедительным информатором, что как только вы запустите кампанию, она станет всеобъемлющей. Работа включает в себя создание импульса за счет настройки и запуска новых льгот, ответов на вопросы и предложения сторонников, поддержания активности в социальных сетях и попыток привлечь внимание прессы. 

 

Риск № 3: упущенная цена. Для стартапов, планирующих предпродажную кампанию идеи, упустить ценовую планку, которая принесет наибольший объем продаж, является значительным риском. И лучший способ избежать этого —добиваться 30% поддержки инновационной идеи или проекта перед началом краудфандинговой кампании. Прямое взаимодействие с потенциальными инвесторами позволит неоднократно тестировать и получать отзывы о ценовых категориях и ожидаемого дохода  от практической реализации идеи.

 

Риск №4: недооценка издержек на фулфилмент. Без надежной и точной сметы невозможно установить правильную цену для предпродажной кампании. В смету расходов включаются планы на случай непредвиденных обстоятельств для замены ключевых поставщиков или компонентов в том случае, если спроектированная цепочка поставок не сможет выполнить необходимую для реализации идеи/проекта поставку.  

 

Риск № 5: продажа продукта, который плохо подходит для краудфандинга. Не каждый новый продукт или услуга подходит для краудфандинга. Ключевая цель любой краудфандинговой кампании — заручиться поддержкой и вовлеченностью со стороны заинтересованной группы спонсоров. Однако некоторые виды продуктов и услуг менее привлекательны для инвестора, чем другие. Продуктам и услугам, предназначенным для использования в бизнесе, труднее получить краудфандинг, чем кампаниям, ориентированным на потребителя.

 

Риск №6: нарушение правил краудфандинговой платформы. Кампании, нарушающие условия сбора средств, могут быть приостановлены или столкнуться с трудностями в доступе к своим средствам. Поэтому перед запуском кампании убедитесь, что ваша команда проверяет свой план на соответствие правилам платформы. Это может помочь стартапам избежать такого рода финансовых и репутационных проблем.

 

Успешная краудфандинговая кампания может задействовать больше средств, чем альтернативная технология привлечения инвестиций в инновацию. Она может способствовать созданию большого количества бесплатной рекламы, подключению новых сторонников для предприятия, а также получению менеджментом подробных отзывов о продукте или услуге — заключили эксперты.

 

Автор: Загутина А.М.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/72318

Дополнительные материалы по теме