Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
21.04.2023

#ЧемуУчитЮФУ: как развитие технологий изменило подход к декоративно-прикладному искусству

21.04.2023

21 апреля отмечается Всемирный день творчества и инновационной деятельности. В Южном федеральном университете эти два понятия встречаются постоянно: студенты и сотрудники вуза развивают науку, а в свободное время занимаются искусством. Но есть и те, для кого объединять инновации и творчество — профессиональное призвание — эко кафедра ДПИ Академии архитектуры и искусств ЮФУ.

О профессии

Декоративно-прикладное искусство — это разновидность изобразительного искусства, в котором результатом труда автора являются предметы, имеющие практическое назначение или предназначенные для украшения окружающего пространства. ДПИ имеет глубокие исторические корни, оно неразрывно связано с традиционными художественными ремеслами и старинными промыслами.

Академия архитектуры и искусств приглашает погрузиться в профессиональный мир ДПИ на программе бакалавриата 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». О выборе профессии, процессе обучения и будущей карьере рассказал студент Илья Калинин, уже обучающийся по этой программе.

По его словам, квалифицированные профессионалы в области декоративно-прикладного искусства востребованы во всем мире: современные мастера-ремесленники и профессиональные декораторы, оформители и изготовители мебели и украшений — это люди, которые своей работой делают мир вокруг нас немного более красивым.

«Когда я поступал в ЮФУ, направление ДПИ было для меня чем-то интригующим, но непонятным. Наверное, тогда, набери я больше баллов на ЕГЭ, я бы пошел учиться на дизайнера, но теперь я благодарен судьбе за то, что всё случилось как случилось, и я попал на кафедру декоративно-прикладного искусства. С первого дня понял — здесь я научусь очень многому», — поделился Илья Калинин.

Об обучении

Уже на первом курсе студенты учатся работать с разными материалами: текстиль, керамика, металл, дерево и стекло, опробуют добротное количество техник и открывают для себя историю искусства, дизайна, науки и техники.

«Но самым ярким впечатлением для меня, вчерашнего школьника, которого пугали, как сложно будет учиться в вузе, стало знакомство с преподавателями.  Вот появляется передо мной открытый человек, лучащийся заинтересованностью и любовью к своему делу, желающий чему-то научить, обсудить интересные вещи, узнать моё видение, поддержать мою инициативу. О ком именно я говорю? Абсолютно о каждом преподавателе с кафедры ДПИ», подчеркнул Илья Калинин.

Самыми нестандартными парами студент назвал занятия по проектированию и материаловедению, потому что на них можно позволить разгуляться своей фантазии и придумать очень занимательный проект.

Профессор кафедры декоративно-прикладного искусства ААИ ЮФУ Анна Мокина рассказала, что практический навык работы с материалом — это ценный и приятный бонус для студентов. Главное же, что они выносят из вузовских занятий — понимание принципов художественной стилизации, композиции, и того, что возможно создать в том или ином материале. Лозунг кафедры ДПИ: «Искусство от идеи до воплощения.

Профессор добавила, что сегодня сфера создания различных предметов декора активно включается в использование технологических инноваций.

«Инновационными становятся и материалы для ДПИ — например, светящиеся краски, нанонапыление металлических покрытий — и конечно технологии: резьба про дереву и металлу осуществляется с помощью станков с программным управлением, модели для отминки керамических форм и отливки металлических деталей — с помощью 3D-принтера, пространственные макеты арт-объектов — с помощью 3D-ручки, а увеличение эскизов — с помощью специальных компьютерных программ», — рассказала Анна Мокина.

Работать с современным оборудованием и программным обеспечением студенты учатся на курсе «Современные компьютерные технологии в ДПИ» — он идёт несколько семестров, включает разные модули и программы.

О карьере выпускников

Основными работодателями, принимающими участие и в формировании образовательных программ Академии архитектуры и искусств ЮФУ, и предоставляющими места практики, выступают Союз художников России и Союз дизайнеров России, которые и формируют основные компетенции современного деятеля искусства.

«Чаще всего выпускники направления ДПИ открывают своё ИП или фирму или оформляются как самозанятые, продолжая сотрудничать с Союзом художников. Но есть и те, кто работает в дизайнерских компаниях по оформлению интерьеров, шторных салонах, в мастерских по созданию мебели, центрах дополнительного образования, художественных школах», — поделилась Анна Мокина.

Среди успешных компаний, созданных выпускниками кафедры ДПИ, такие бренды как «Лаборатория художественного стекла», «Agartceramics», «Trouvailleporclain» и другие. Более половины выпускников бакалавриата поступают в магистратуру, но и они параллельно начинают свою профессиональную трудовую деятельность.

«Практика у нас была очень разнообразная, и я узнал много нового о профессии. Мы посещали исторические места и музеи, мастерские и современные производства, такие как Семикаракорская керамика. Я получил очень богатый опыт, связанный не только с традициями прикладного искусства, но и с тем, как человек моей профессии может реализовать свои навыки и встроиться в производственную цепь. Пожалуй, самой поразительной была поездка к кузнецу: нам не только рассказали о работе с металлом в кузне, но и дали возможность самим попробовать себя в этом деле. Я даже выковал себе гвоздик!», — рассказал Илья Калинин.

О творчестве

В свободное время Илья тоже занимается творчеством: уже хорошо знакомым декоративно-прикладным искусством и компьютерной графикой, которую студент осваивает прямо сейчас.

«Своими руками я делаю практически все работы в материале от и до: текстиль, керамика, резьба по дереву. Ещё пробовал работать с эмалью. Для воплощения всех задумок требуется очень много времени, а ещё нужно закупаться материалами и идти в мастерскую, если нужно оборудование», — подчеркнул Илья Калинин.

Работа над предметом декоративно-прикладного искусства начинается с эскиза, потом прорабатываются детали, автор находит рисунку цветовое решение, и наконец переводит в чертёж. Только тогда начинается работа в материале, требующая от художника мастерства владения разными техниками. Студенты могут на любом этапе обращаться за помощью или правками преподавателя, но в конце концов должны научиться делать всё сами.

Автор текста: Анастасия Филиппова, ред. Алексей Романенко

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/71866

Дополнительные материалы по теме