27 марта во всем мире отмечается Международный день театра. Впервые этот день праздновался 1962 года.
В Южном федеральном университете День театра в этом году прошел в рамках Первого театрального сезона, и состоялся он в начале марта. Первые театральные сезоны включали цикл мероприятий, посвященных театру, в который вошла экскурсия для студентов и сотрудников ЮФУ в Ростовской государственный театр драмы им. М. Горького.
Профессор кафедры истории архитектуры, искусства и архитектурной реставрации ААИ ЮФУ Сергей Алексеев во время экскурсии рассказал об архитектуре и истории театра им. Горького.
Учёный отметил, что проект здания был разработан маститыми архитекторами Владимиром Щуко и Владимиром Гельфрейхом. Их замысел был уникален своей авангардной планировкой. Интересно, что архитекторы чётко смогли определить место для строительства театра:
«Место, где находится театр — это так называемая межа. В начале 20 века здесь находились сельхозугодья, так как здесь была территория между двумя городами: Нахичеванью и Ростовом-на-Дону. Застройка затухала, рядом до сих пор находится множество частных домов. Щуко и Гельфрейх поняли, что это будет единое пространство, и в дальнейшем, с развитием урбанизации, все это объединится в единое целое и именно здесь они определили новый центр Ростова-на-Дону», – отметил Сергей Алексеев.
Архитектор обратил внимание и на слияние стилей, которое присуще зданию театра им. Горького. Дело в том, что оно совмещает в себе классические и авангардные принципы. Поскольку театр находился на меже двух территорий, решено было сделать его полностью симметричным, что является влиянием классической школы. Но в нём есть и авангардные приёмы. Например, кластеры – архитектурный приём, когда лестница, как вертикальная коммуникация, из здания выводится наружу в отдельное сооружение и объединяется со зданием переходами. Впервые в мире это применили именно в Ростове-на-Дону, при создании театра им. Горького.
Также профессор рассказал об особенностях строительства театра. По его словам, здание было построено практически вручную. Строители смогли уложиться в короткие сроки – через 5 лет с начала строительства (1930–1935гг) работы были окончены:
«За два года методом ударной народной стройки, без кранов, без технического оборудования таскали кирпичи на так называемой козе – надевали деревянную скобу, на которой вмещалось 7 или 12 кирпичей. И строители носили их по лесам. Есть фотография, на которой видно, что при строительстве здание было окружено лесами. Вручную построили. Были, конечно, и бетонные работы. Потратили невероятное количество дорогих материалов. Театр открыли в 1935 году», – рассказал эксперт в ходе экскурсии.
Архитектор отметил, что горельефы «Гибель Вондея» и «Железный поток» на лицевой части театра сделаны скульптором Сергеем Корольковым. Они уникальны своей динамикой, и представляют собой нечто среднее между барельефом и объёмной скульптурой.
Во время Великой Отечественной войны, к сожалению, театр не смог уцелеть. Существуют разные версии того, что произошло с театром во время второй оккупации Ростова в Великую Отечественную войну. По одной версии – театр пострадал во время бомбёжки, по другой – захватчики изнутри взорвали здание, когда покидали город. Центральная часть театра с его белым «лбом» и сцена были полностью разрушены в 1943 году. Нужно было восстановить здание, и было принято решение объявить конкурс на лучший проект реконструкции театра.
«Тогда говорили, что необходимо «закрыть срам конструктивизма». Это здание стремились превратить в Большой театр. Что они делали? Они предлагали выстроить грандиозную колоннаду, чтобы закрыть этот его белый «лоб». Для этого нужно было колонны поднять выше многоэтажных пилонов, соответственно, увеличить диаметр колонны. В проектах были грандиозные, совершенно невероятные колонны», – поделился Сергей Алексеев.
Однако архитектор Валентин Разумовский настоял на том, что необходимо воссоздать прежний облик театра, так как он является важнейшим культурным и архитектурным памятником. Разумовского пригласили поучаствовать в восстановлении здания, и он создал проект, с помощью которого можно было бережно внести необходимые коррективы, не нарушив образа театра. Так, была изменена планировка и сокращена вместительность театра согласно ограничениям.
Сергей Алексеев отметил, что в восстановлении театра участвовал весь город. Проходили народные стройки, субботники. Его восстанавливали с 1945 по 1963 год. И только через 30 лет после начала проектирования театр опять начал функционировать. В 2033 году мы отметим столетие с начала проектирования театра.
Автор: Даниил Скрягин
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/71508