В Год педагога и наставника и Десятилетия науки и технологий рассказываем о выдающихся педагогах нашей страны. Первая декада марта отмечена сразу двумя важными датами: 135-летием со дня рождения Антона Семеновича Макаренко и 200-летием со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. Именно сегодня, 2 марта, в день рождения Константина Ушинского, Президент РФ Владимир Путин на торжественной церемонии открывает Год педагога и наставника.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) — педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Именно к его 200-летию приурочен Год педагога и наставника в России — 2023.
В 1844 году Константин Ушинский успешно окончил юридический факультет Московского университета. В 1854 получил назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.
Во многом благодаря Ушинскому во второй половине 1850-х годов в российском обществе возрос интерес к педагогике. Константин Дмитриевич был настоящим реформатором в педагогике и большое внимание уделял женскому образованию. В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц и ввел новый учебный план, где главными предметами сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки. Он также широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики.
Ушинскому удалось убрать существовавшее разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных», кроме того, он ввел практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором готовили учащихся для работы воспитательницами.
«Не следует забывать, что женщина является проводником успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества», — говорил Ушинский.
Константин Дмитриевич известен не только своими прогрессивными реформами, но и научными, учебно-методическими трудами. В 1861 году им была составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» для преподавания в младших классах, книга принесла автору всероссийскую славу. В 1864 году Ушинский написал и издал учебную книгу «Родное слово». Эти издания стали первыми массовыми и общедоступными российскими учебниками для начального обучения детей. Также Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это издание значительно повлияло на русскую народную школу и до сих пор не потеряло своей актуальности.
Ушинский уделял большое внимание вопросам нравственного воспитания. Как утверждал сам педагог — «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Патриотическое воспитание и любовь к Родине играет главную роль в основе его педагогической доктрины — народности.
Как сделать массовыми и общедоступными учебно-методические труды современных педагогов рассказала президент Южного федерального университета, член-корреспондент Российской академии образования Марина Боровская.
«Значение педагогических наук в обеспечении устойчивого будущего нашей страны сегодня невозможно переоценить. Цифровые технологии позволяют в сотни раз ускорить трансфер знаний из науки в образование и наоборот. Современные Ушинские, современные Макаренко, работающие в российских школах, колледжах и вузах каждый день разрабатывают новые практики, методики и технологии преподавания. И наиболее удачные практики не должны оставаться достоянием отдельных образовательных учреждений как двести лет назад — они должны мгновенно масштабироваться на всю страну благодаря возможностям массового сотрудничества образовательных организаций на базе цифровых платформ научно-методического и образовательного взаимодействия. Находить такие практики, оформлять их в новые методики, совершенствовать и снова апробировать — вот задача учёных в области наук об образовании», — отметила Марина Боровская.
Антон Семенович Макаренко (1888–1939) — советский педагог и писатель. Выдающиеся достижения в области социализации молодёжи выдвинули его в число известных деятелей мировой и педагогики.
В результате Первой мировой войны двух революций и последовавшей за ними Гражданской войны на территории СССР появилось огромное число беспризорников — до 7 миллионов человек. Советским государством предпринимались меры по устранению этого явления не только уголовным преследованием, но и ресоциализацией — в этих условиях открывалась повышенная свобода педагогического и воспитательного творчества для наиболее одарённых и деятельных руководителей детских колоний.
Антон Макаренко — не единственный и даже не первый адепт и идеолог воспитательной системы, основанной на уважении к личности ребенка, но именно он самый яркий теоретик этой системы. В то время как другие детские коммуны для беспризорников в СССР делали акцент на перевоспитании через труд, в учреждениях под руководством Макаренко главным было именно образование.
В 16 лет Макаренко окончил 4-классное училище, в 17 — педагогические курсы. Профессию он выбрал по совету отца, который видел, что его старшего сына не интересует ничего кроме книг. До 26 лет Макаренко преподавал русский и литературу в родном училище, затем поступил в Полтавский учительский институт и окончил его с золотой медалью. Он ознакомился с современными ему педагогическими методиками — и с отвращением их отверг. Темой диплома он выбрал «Кризис современной педагогики».
В 1919 году Макаренко переехал в Полтаву и неожиданно получил приказ Губнаробраза создать колонию для малолетних преступников в селе Ковалевка и возглавить ее. Энтузиастов-педагогов у него было немного, выбирать не приходилось. Первые месяцы жизни колонии Антон Семенович описал в самом известном своём произведении — «Педагогическая поэма».
Воспитанниками Макаренко стали бывшие махновцы, взломщики, грабители и уголовники со стажем. Самый простой вариант – вернуть воспитанников ЧК как неисправимых и предоставить своей судьбе. Однако Макаренко поступил по-человечески искренне — стал для подростков настоящим отцом, старшим другом, примером для подражания. И педагогов подобрал таких же – преданных своему делу, бессребреников и энтузиастов.
Важным воспитательным фактором стало развитие хозяйства колонии – буквально за 2–3 года подростки не просто выбрались из нищеты, но сумели организовать настоящий сельхозкомбинат. Своя пшеница, овощи, коровы, свиньи, лошади, теплицы, молотилка, кузница и мельница. Мало того – красивый парк, усаженный цветами, чистый пруд и даже собственный театр. Вокруг царили разруха и голод, а бывшие беспризорники жили сытно, спали в теплых домах на чистых постелях, позволяли себе культпоходы, покупку племенных животных и баловство вроде модных причесок.
Новые методы воспитания тоже складывались методом проб и ошибок: детская демократия и самоуправление, система командиров и сводных отрядов, совет командиров и обсуждение всех важных моментов колонистской жизни. Воспитанники сами решали судьбу провинившихся товарищей, сами планировали бюджет и принимали серьезные решения.
«Макаренко учил каждого из нас видеть жизнь, понимать её, осмысливать явления. Я с удивительной свежестью во всех деталях припоминаю его уроки литературы. Антон Семёнович предлагал нам иногда описать картину, висящую здесь же в комнате, или даже описать карандаш. И тогда каждый из нас убеждался, как пристально вглядывался в вещи, в людей, в жизнь Антон Семёнович», — вспоминала Елена Пихоцкая, воспитанница Макаренко.
Одним из распространённых приёмов критиков системы Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого Антона Семновича, так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей: Семёна Калабалина и его супруги Галины, Алексея Явлинского, Леонида Конисевича, профессора Валентина Кумарина и многих других. На Юге России идеи Антона Макаренко об организации коллектива — опора на традиции, педагогический коллектив как сообщество единомышленников, организация отношений ответственной зависимости, детское самоуправление — развивал в педагог Фёдор Брюховецкий.
С 2003 года журналом «Народное образование» совместно с Российской макаренковской ассоциацией начато проведение конкурса школ-хозяйств и возобновлено проведение Макаренковских чтений. За более чем 14 лет проведения этого конкурса в нём уже участвовали десятки команд из разных краёв и областей России — от Якутии до Ростовской области.
«Интеллектуальное и духовное наследие российской научно-педагогической школы, во многом определяемой традицией, заложенной К.Д.Ушинским, нашло свое воплощение в ведущих научных школах Юга России, историю и славу которых мы связываем с именами академиков Е.В.Бондаревской и Ю.К.Бабанского. Их наследие задает методологические стандарты и современным исследованиям, которые ведутся в университете в рамках наук об образовании, включающих наряду с психологией и педагогикой такие отраслевые дисциплины, как социология образования, вопросы экономики и управления в образовании, правового регулирования сферы образования. Сегодня Южный федеральный университет по данным независимых предметных рейтингов входит в пятерку ведущих центров страны по качеству педагогических исследований и подготовки профильных кадров. Именно наш университет несколько лет назад при поддержке Российской академии образования, партнерских университетов и профессионального сообщества поднял вопрос о необходимости разработки национальной концепции подготовки учительских кадров. В последний год наше внимание сосредоточено на разработке образовательных решений, содействующих интеграции новых территорий в российское образовательное пространство», - прокомментировал директор Академии психологии и педагогики ЮФУ Владимир Кирик.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/71249