Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
08.12.2022

Экономист ЮФУ рассказала об истории Казначейства в России

08.12.2022

8 декабря отмечается день образования российского казначейства. В этот день в 1992 году Президент России Борис Ельцин подписал Указ «О Федеральном казначействе», согласно которому была создана система органов Федерального казначейства РФ.

История казначейства неотделима от истории развития Российского государства — зарождение этой службы произошло во времена Древней Руси, когда при княжеских и боярских дворах появилась должность казначея – хранителя материальных ценностей. Когда Русь стала царством, изменился и объем ценностей, и требования к их сохранности — появились казённые дворы.

 

При Петре I для контроля за поступлением налогов в государственную казну была создана Счётная или Казначейская контора, а при Екатерине II казённые палаты появились в каждой губернии. Систему очень похожую на современную учредил Александр I — управление финансами было распределено между тремя ведомствами – Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролёром (сегодня это Счётная палата).

 

Уже в те времена произошла централизация государственного хозяйства, было введено единство бюджета. Все это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало производить бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.

 

В 1918 году казначейство было расформировано, а его функции получили новые финансовые структуры — Наркомат финансов и Народный банк РСФСР, позже — Министерство финансов СССР и Государственный банк СССР. Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 года утвердил решение о возрождении федерального казначейства и, по сути, возвращение к царской модели.

 

Сегодня управление бюджетными средствами России осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса и бюджетного контроля: финансовые органы наделены полномочиями по организации бюджетного процесса, а основные контрольные функции закреплены за Федеральным казначейством и Счетной палатой, у Центробанка же теперь иные функции. Об этом рассказала старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Экономического факультета ЮФУ Анастасия Шевченко.

 

«Федеральное казначейство, являясь подведомственной структурой Министерства финансов, осуществляет исполнение федерального бюджета, казначейское обслуживание бюджетной системы России, открытие и ведение казначейских и лицевых счетов участников бюджетного процесса. Также за казначейством закреплены функции внутреннего государственного контроля и аналитической деятельности в финансово-бюджетной сфере. А Центральный Банк является независимым органом эмиссионного и денежно-кредитного регулирования и контроля, а в сфере бюджетного процесса обслуживает счета федерального Казначейства и осуществляет переводы денежных средств по его поручению, регулярно предоставляет казначейству информацию по счетам участников бюджетного процесса. Таким образом, совместная работа перечисленных органов власти обеспечивают эффективное управление и контроль общественных финансов на всех уровнях», — объяснила Анастасия Шевченко.

 

При этом казны, как хранилища материальных ценностей или даже большого скопления наличных денег, в распоряжении Казначейства в наше время практически нет. Движение денежных средств по счетам Федерального казначейства осуществляется в виде записей по счетам, а наличные деньги обслуживают преимущественно расчеты населения и частично хозяйствующих субъектов. В процессе исполнения бюджета использование наличных денежных средств может быть связано с выплатой государственных трансфертов лицам, у которых не открыты счета в банковских организациях или отсутствуют банковские карты.

 

«Понятие «казна» закреплено в Гражданском кодексе как совокупность публичного имущества и средств бюджета публично-правового образования — государства, субъекта или муниципалитета. Объем денежной части казны бюджета огромен в сравнении с любыми частными денежными фондами, но незначителен в сравнении со стоимостью всех активов казны. В современной экономике казну не следует понимать как юридическое лицо или физическое пространство. В том случае, если употребляется понятие казны как участника каких-либо правоотношений, то речь идет о государстве, участвующем в гражданских правоотношениях», — подытожила Анастасия Шевченко.

 

Эксперт ЮФУ добавила, что в настоящее время Управление Федерального казначейства демонстрирует все преимущества казначейской системы исполнения бюджета — успешно выполняет свои обязанности и делает всё возможное, чтобы обеспечивать: контроль за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса, осуществление кассового обслуживания исполнения местных бюджетов и субъектов Российской Федерации, своевременное прохождение бюджетных средств, поступающих из федерального центра в регионы, и своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/70574

Дополнительные материалы по теме