В 2018 году на Международной книжной ярмарке FILEY-2018 в городе Мерида (Мексика, Юкатан) открыли памятник советскому и российскому историку, этнографу и лингвисту Юрию Кнорозову, который в 1952 году дешифровал иероглифическую письменность майя и положил начало исследованиям цивилизаций Мезоамерики. На открытии памятника присутствовала доцент Южного федерального университета.
Обучение любому языку всегда связано с погружением в культуру его носителей. Студенты Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований (МИМДО) ЮФУ, изучающие испанский язык на кафедре иберо-американских исследований в области языка, перевода и межкультурной коммуникации, помимо практических занятий, слушают лекции в рамках различных дисциплин культурологического характера: «История и культура Иберо-Америки», «Мир изучаемого языка».
«Для понимания роли иберийских стран на мировой арене, в системе международных отношений невозможно обойтись без ознакомления с доколумбовой Америкой, историческим путем развития стран, относящихся к этому региону», — отметила Ирина Савченкова, руководитель отдела русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных обучающихся МИМДО ЮФУ.
А ознакомление с доколумбовой Америкой во многом было бы невозможно без открытия советского учёного Юрия Кнорозова. В 2018 году доцент ЮФУ Ирина Савченкова побывала на Международной книжной ярмарке FILEY-2018 в Мексике, где Россия была почетным гостем. И в библиотеке МИМДО появилась интересная книга, написанная ученицей Кнорозова, профессором РГГУ Галиной Ершовой «Epigrafía maya: introducción al método de Yury Knórosov». Монография подробно описывает метод Юрия Кнорозова, специфику чтения и интерпретации иероглифов майя.
«В рамках ярмарки состоялось открытие памятника Юрию Кнорозову, который для мексиканцев, по мнению экспертов, почти национальный герой. Памятник в этом городе не случен: Российский государственный гуманитарный университет открыл в Мериде Учебно-научный мезоамериканский центр, ориентированный на изучение истории и культуры доколумбовых цивилизаций и традиционных обществ Америки. Этот центр носит имя гениального ученого Юрия Валентиновича Кнорозова», — рассказала Ирина Савченкова.
Юрий Кнорозов родился 19 ноября 1922 года в семье инженера, которого еще до Первой мировой войны отправили из Петербурга в Харьков строить южные железные дороги. Кнорозовы были типичными русскими интеллигентами: все их дети стали учеными, работая в разных областях науки. Двое стали докторами наук и лауреатами государственных премий, двое — кандидатами. Только сестра Галина, разрабатывавшая лекарственные препараты, не смогла защититься из-за того, что в Великую Отечественную войну оказалась на оккупированной территории. Официально темой работы Юрия Кнорозова был шаманизм, но всё свободное время он всерьез посвятил дешифровке письма майя.
Письменность майя больше похожа на комикс без слов, чем на привычный текст. На стенах, горшках, камнях изображено, как американские индейцы занимаются обычными делами: наблюдают за звездами, празднуют победы, поминают умерших. Вскрыть этот код пытались с первой половины XIX века, когда Жан-Франсуа Шампольон сумел расшифровать египетские иероглифы на Розеттском камне, сопоставив одну и ту же надпись на трех языках.
Тексты майя сравнивать было не с чем, оттого задача перед учеными стояла труднее. Немецкий исследователь Пауль Шелльхас, отчаявшись, под конец жизни написал статью под названием «Дешифровка письма майя — неразрешимая проблема». Эта статья задела студента Кнорозова и подстегнула к главному открытию в его жизни.
В университете Кнорозов перевел со староиспанского на русский язык «Сообщение о делах в Юкатане», книгу о жизни майя во время испанского завоевания, которую в 1566 году написал францисканский монах Диего де Ланда. Считается, что в основу книги де Ланда положил труды индейца с европейским образованием по имени Гаспар Антонио Чи. Кнорозов догадался, что индеец записывал майяскими знаками не звуки, а названия испанских букв, и что алфавит из 29 знаков в «Сообщении» — ключ к дешифровке непонятных письмен.
У Кнорозова были на руках три довольно длинных рукописи майя. Он подсчитал, что в них всего 355 самостоятельных знаков, то есть письменность слоговая, а точнее — фонетическая. Это не противоречило ни работам предшественников, ни записям Диего де Ланды.
Используя в качестве ключа алфавит Ланды, Кнорозов смог прочесть некоторые знаки. Со временем читаемых знаков становилось все больше, но это было только начало. Дальше нужно было овладеть шрифтом и индивидуальным почерком писцов майя, чтобы распознать все варианты написания иероглифов, даже полустертые и искаженные. После этого Кнорозов разделил корни и остальные части слов, а затем проанализировал, как часто повторяются и как сочетаются знаки, — это позволило выявить служебные слова, главные и второстепенные члены предложения.
На этом этапе Кнорозову уже не составило труда предположить общий смысл предложений. Кнорозов нашел несколько подходящих примеров: Ку-цу — «индюк», цу-лу — «собака». Эти примеры зачастую подтверждала сопровождающая сцена, где был изображен индюк или собака.
Очень быстро о дешифровке узнали и за рубежом. В 1956 году академик Алексей Окладников добился разрешения для Кнорозова поехать на международный конгресс американистов в Копенгаген. Доклад Юрия произвел сильное впечатление на собравшихся, а у главы американской школы майянистики Эрика Томпсона, по его собственным словам, подскочило давление, как только до него дошла весть о нахальном русском. Ни разу не побывав в Мексике, не выходя из кабинета, советский исследователь сделал то, чего не добились ученые, годами проводившие полевые исследования в Центральной Америке.
Однако в своей жизни Кнорозов всё-таки бывал в экспедициях, просто не в Мезоамерике, а в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. Дело в том, что его дешифровка письменности майя помогла в изучении материальной культуры айнов — древнейшего населения Японских островов и Дальнего Востока.
В 1980-х Кнорозов добавил к своим темам еще одну — заселение Америки. Курильская гряда, по его мнению, была подступом к Берингии, пути, по которому предки индейцев пересекали обнажавшееся дно океана в сторону Нового Света. Согласно его гипотезе, континент начали заселять за 40 тысяч лет до нашей эры, то есть на 20 тысяч лет раньше, чем все считали в то время.
В 1989 году учёный впервые побывал в Америке по приглашению президента Гватемалы. Там его сводили к главным достопримечательностям, оставшимся от майя. В 1995 году Кнорозову вручили серебряный орден Ацтекского орла за исключительные заслуги перед Мексикой. После этого он несколько раз летал в эту страну по приглашению Национального института истории и антропологии. Кнорозов не переставал удивляться, с каким почтением к нему относились простые мексиканцы.
«Мексика занимает особое место среди партнеров России в сфере науки и высшего образования. Научные, образовательные контакты между вузами этой страны и Южным федеральным университетом, а также другими вузами России, занимающимися исследованием лингвистических, культурологических вопросов иберо-американского мира, выливаются в исследовательские проекты, конференции, форумы», — поделилась Елена Бондарева, преподаватель кафедры иберо-американских исследований в области языка, перевода и межкультурной коммуникации МИМДО ЮФУ.
Она рассказала, что на сегодняшний день культура Майя достаточно исследована историками, археологами, культурологами и лингвистами, благодаря чему мы знаем следующие интересные факты:
- Языковая семья майя насчитывает до 69 групп языков, некоторые из них насчитывают буквально несколько десяток носителей.
- Календарь майя исчисляется не годами, а циклами, в связи с чем дата 21 декабря 2012 года была ложно принята как конец света, так как данная дата обозначала конец одного календарного цикла и начало другого.
- У Майя были очень развитые города и агломерации, так, по мнению исследователей, в городе Тикаль проживало от 50 до 60 тысяч человек.
- Любимым видом спорта у Майя была игра «pelota», то есть игра в мяч. А для производства мячей они научились использовать сок каучукового дерева.
- В 2022 году численность представителей этнической группы Майя в Мексике насчитывает 1 475 575 человек, которые продолжают жить, сохраняя некоторые аутентичные элементы своей культуры и традиций.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/70312