Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
23.09.2022

Без звука: эксперт ЮФУ рассказывает об особенностях жестового языка

23.09.2022

23 сентября отмечается Международный день жестовых языков, призванный обратить внимание на их значение в жизни миллионов глухих и слабослышащих людей. Дата была провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2017 года.

 

По данным Всемирной федерации глухих, в мире насчитывается более 70 миллионов глухих людей и более 80% из них живут в развивающихся странах, используя при этом более 300 различных жестовых языков.

«Первые исторически зафиксированные описания дактильного (жестового) алфавита и опыты обучения с использованием жестов были в Испании в 1593 году. В России первое учреждение для глухих учащихся появилось в Санкт-Петербурге в начале XIX века. В основе дактильной азбуки лежат жесты, которые чаще всего внешне напоминают буквы.

На сегодня описаны 43 национальных дактильных алфавита, в том числе, русский. Исторически, именно дактильную речь используют педагоги-дефектологи в работе с детьми с нарушенным слухом. Использование жестового языка в обучении затрудняет выработку и закрепление навыков устной речи. И так как родным для глухих людей является жестовый язык, то они считаются билингвами (знающими два языка)», — объясняет старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики Академии психологии и педагогики ЮФУ Татьяна Климова.

Русский жестовый язык (РЖЯ) – это не просто система коммуникации, а полноценная национальная лингвистическая система, с лексикой и грамматикой, и с 2012 года считается государственным языком России. Основной единицей коммуникации является жест – условный эквивалент (образ) слова.

Кроме Русского жестового языка (РЖЯ) речи в коммуникации используется дактильный алфавит (в случае, когда нет жестового эквивалента, например имя человека), Калькирующая жестовая речь (КЖР) – копия словесной, транслитерация) и Жестуно – международный язык жестов глухих людей, принятый Всемирной федерация глухих для международных контактов.

Для изучения жестового языка, чтения и письма жестов существуют письменный жестовый язык и словари.

Стоит отметить, что русский язык жестов имеет свою лингвистическую базу и грамматические закономерности. Каждое слово-жест имеет пять компонентов (как фонемы слова): конфигурация (форма) руки; локализация (место выполнения жеста); ориентация ладони, характер движения; артикуляция губ и выражение лица (это своеобразные знаки препинания, интонация).

А еще жесты бывают: двуручные-одноручные, симметричные-несимметричные, иконические (передают образ предмета, например «дом», «книга», «читать» и т.д.); опосредованно-иконические (метафоричные) и неиконичные (связаны с формой слова или утратившие ее, например, «мама», «отец» и т.д.).

Предложение в Русском жестовом языке состоит из последовательности слов, без предлогов и окончаний. Что интересно, вопросительные слова и жесты-отрицания являются важными элементами, поэтому они ставятся в конце.

Кстати, выучить дактильный алфавит можно всего за 1,5 часа, а чтобы научиться считать на языке жестов до миллиона, хватит и трех минут. Чтобы начать разговаривать на жестовом языке, как и на любом другом иностранном, нужно начать с базы в 300 слов, а дальше необходимо практиковать  и расширять словарный запас, но лучше всего с носителем языка.

Говоря о русском жестовом языке, нельзя не упомянуть, что у него есть свои условные диалекты.

«Например, в Ростове-на-Дону, жест “папа”, может показываться как сверху-вниз, так и наоборот, по контексту все понятно. А вот в Санкт-Петербурге – это разные жесты – “папа” и “отчим”», — отмечает Татьяна Климова.

Международный день жестовых языков обращает внимание не только на их значение в жизни глухих и слабослышащих людей, но и также на внимательное отношение общества к людям с нарушенным слухом.

Есть своего рода этикет поведения с глухими и слабослышащими людьми: нельзя прикасаться к телу, если нужно привлечь внимание человека, нужно стоять перед ним, ни в коем случае нельзя говорить очень громко рядом с людьми, у которых есть слуховой аппарат или кохлеарный имплантат (медицинский звукоусиливающий прибор (протез), воздействующий непосредственно на слуховой нерв, и позволяющий компенсировать потерю слуха некоторым пациентам), поскольку можно нанести травму этому человеку.

В Академии психологии и педагогики Южного федерального университета студенты-дефектологи обязательно изучают дактильную азбуку, жестовую речь – на дисциплинах специализации, а иностранные студенты, в частности из Туркменистана и национальный туркменской дактильный алфавит. Студенты пишут выпускные квалификационные работы, а также создают социальные проекты – онлайн-курсы, треннинги для детей с нарушением слуха.

Педагоги-дефектологи, сурдопедагоги востребованы в самых разных сферах, они занимаются как с маленькими детьми, так и со взрослыми.    

Жестовый язык на первый взгляд кажется сложным, непонятным, но чем больше узнаешь о нем, понимаешь, каким интересным и многогранным он может быть.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/69705

Дополнительные материалы по теме