День семьи, любви и верности отмечается в России 8 июля. Изначально праздник появился благодаря Петру и Февронии, которые стали православным образцом христианской любви. Но сегодня этот день посвящен также почитанию и укреплению семейных ценностей в нашем обществе.
В 2022 году по указу президента России «в целях сохранения традиционных семейных ценностей и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» День семьи, любви и верности стал официальным праздником страны. В новом выпуске «Точки зрения» теолог, культуролог и искусствовед Южного федерального университета рассказали об истории праздника, его религиозных и светских традициях, сопоставлении с Днем Святого Валентина и образах Петра и Февронии в искусстве.
Теолог об истории праздника
Артур Антонян, старший преподаватель кафедры философии, религии и религиоведения, к.ф.н., рассказал об истории праздника, Петре и Февронии и причинах появления Дня семьи, любви и верности.
Эксперт отметил: несмотря на популярность, праздник является относительно новым. День семьи любви и верности стал официальным только в 2008 году. До этого он отмечался только в отдельных регионах, например, в Волгоградской и Белгородской областях.
При этом сам праздник приурочен к почитаемым в православной церкви святым Петру и Февронии Муромским, которые жили еще в XIII веке. А канонизация (т.е. причисление к лику святых) произошла в XVI веке. Тогда и была составлена повесть о Петре и Февронии – изложение их жития. По словам теолога, такой хронологический разрыв не позволяет с достоверной точностью составить жизнеописание, поэтому в житийной литературе о них заметны элементы фольклора. Специалист также подчеркнул, что в других православных странах Петра и Февронию тоже почитают. Но такой популярности, как в России, они не имеют.
«Сам праздник как некий образец семейной жизни был приурочен не просто к каким-то отдельно взятым святым, а именно к семейной паре. Семейных пар в православных святцах достаточно большое количество. Здесь можно вспомнить Иоакима и Анну – родителей богородицы Марии. Это Кирилл и Мария – родители Сергия Радонежского. То есть почитание семейных пар на Руси было издревле. Именно для этого летнего праздника были выбраны Петр и Феврония. Как раз 8 июля – это день их праведной кончины. Этот день почитается в православной церкви. День перехода в жизнь вечную. Некая памятная дата», – прокомментировал Артур Антонян.
Теолог отметил, что подобных праздников в России не было. Были дни почитания святых, но без акцентов на семье, любви, верности и т.д. По словам эксперта, эти понятия были незыблемыми и не подвергающимися сомнению, как это происходит в наши дни. Сегодня же эта проблема актуализируется. И в качестве некой антитезы этой проблеме создаются, выносятся в медийное пространство такие праздники, как День семьи, любви и верности.
«Государство давно занимается проблемами семьи, детства, воспитания. И праздники эти как никогда востребованы. Почему в древности не отмечались подобные мероприятия? Потому что сами понятия семьи, любви и верности были некой данностью в традиционном, можно сказать, архаичном обществе, которое формируется, кристаллизуется на духовных идеалах. Большая часть населения такого общества живет в укладе традиций.
Но сегодня мы видим, как традиционный институт семьи подвергается некой трансформации, деформации. Появляются такие движения, как «чайлдфри», то есть брак без продолжения рода, без детей. И государство, озабоченное проблемой демографического кризиса: снижения рождаемости и потери семьи как некой ячейки общества, в опоре на традицию пытается популяризировать эти праздники. И тем самым создавать некую конструктивную базу для воспитания подрастающего поколения, для того чтобы сегодня молодые люди видели какую-то нравственную опору в традиционных для нас образах, персонажах, как святые Петр и Феврония», – заключил Артур Антонян.
Культуролог о религиозной и светской сторонах праздника
Олеся Мурадьян, доцент кафедры Теории культуры, этики и эстетики, к.ф.н., рассказала о значении Дня семьи, любви и верности, его религиозных и светских традициях и сопоставлении с Днем Святого Валентина
Говоря о значении праздника, эксперт отметила, что для русской культуры всегда была характерна соборность. Поэтому для русского человека особенно ценны праздники и памятные дни, показывающие значимость сплочения. По словам культуролога, когда речь идет о «малой церкви» (так в христианстве называют семью), открывается новый горизонт восприятия подобных праздников.
«Поэтому, мне кажется, что для современной российской культуры, а особенно для молодежи, напоминание о ее особенностях, о ключевых характеристиках очень важно. 8 июля — это «День семьи, любви и верности». Обращаясь к формулировке, мы можем увидеть здесь три грани, соединенные вместе и дающие основной смысл нашей жизни в этом мире – семья, как малая церковь, любовь, как основа, так как сам Бог есть любовь, а также верность, как приверженность тем взглядам, той жизни, которая должна совпадать у двух любящих друг друга сердец. Поэтому, можно однозначно сказать, что этот праздник играет важную роль в сохранении традиций не просто русской культуры, но традиций значимости семьи и отношений в семье!», – прокомментировала Олеся Мурадьян.
Специалист также подчеркнула, что в современном мире удивительным образом переплетаются как светские, так и религиозные традиции. И День семьи, любви и верности не стал исключением. Во-первых, праздник имеет религиозные истоки – это день памяти Святых Петра и Февронии Муромских. Поэтому в этот день паломники направляются в Муром, чтобы почтить память святых. Во-вторых, с 2008 года праздник стал активно отмечаться и в светской среде, а в этом году 28 июня был на законодательном уровне установлен указом президента в целях сохранения семейных ценностей.
«Интересен и тот факт, что именно этот день пары часто выбирают для регистрации брака, о чем свидетельствуют данные загсов. Думаю, это тоже говорит о том, что восприятие праздника уже вышло за пределы лишь религиозного представления», – рассказала Олеся Мурадьян.
Культуролог прокомментировала и попытки популяризировать День семьи, любви и верности в качестве альтернативы дню Святого Валентина. По словам Олеси Мурадьян, вопрос о сопоставимости праздников – дискуссионный. Практика показывает: есть те, кто отмечает первый праздник, есть те, кто второй, а существует прослойка кто либо отмечает оба, либо вообще уходит от размышлений на эту тему. Во-первых, оба дня имеют схожую тематику – любовь. Во-вторых, праздники имеют религиозные истоки – они посвящены памяти святых.
Однако, если день Святого Валентина окутан какой-то дымкой версий, почему Валентин покровитель влюбленных и эти версии крайне отличны, то день Петра и Февронии без вопросов и подтекста. По мнению спикера, это праздник уже состоявшейся любви, которая прошла все свои трудности и воплотилась в семейных узах. Таким образом, получается совсем другой посыл, чувствуется зрелость и значимость.
«Поэтому, если не брать еще и разную культурную основу этих праздников, то, как главное, можно сказать – день Святого Валентина – это молодежный праздник, если его принимать вообще на русской почве, а День семьи, любви и верности – это праздник состоявшихся и уразумленных пар, а также тех, кто стремится к созданию нравственного мировоззрения у себя и своих близких.
А если говорить о том, почему не смогли еще популяризировать это праздник, так здесь может быть несколько подводных камней – небольшой срок для восприятия, осознания значимости, а также не вульгаризированный, а осмысленный подход к самому дню, не просто как к празднику, а как дню, когда каждый признает сам, что он готов не просто любить, а быть всегда частью своей семьи, которой он верен и которая с ним на его жизненном пути!», – заключила Олеся Мурадьян.
Искусствовед об образах Петра и Февронии в искусстве и памятниках святым
Татьяна Сухорукова, доцент кафедры История архитектуры, искусства и архитектурной реставрации, член Союза художников России, рассказала о многочисленных памятниках Петру и Февронии в России, художественном образе святых и сюжете идеального небесного брака в искусстве.
Эксперт отметила, что скульптурная композиция, посвященная Петру и Февронии, была установлена в нашем городе 16 сентября 2011 года, поскольку именно в сентябре православная церковь чтит этих святых. Но памятник безусловно связан и с Днем семьи, любви и верности. Авторами композиции стали скульптор Анатолий Скнарин и архитектор Юрий Дворников. Сама скульптура была изготовлена в литейной мастерской Валерия Тарасенко. При этом данная композиция не единственная в нашей стране: подобные ей установлены в различных городах России. Первой в их ряду является установленная 8 июля 2008 года в Муроме, на родине святых.
«Во всех памятниках в честь Петра и Февронии изображены две фигуры. Различны атрибуты и природная среда в месте установления. В Ростове-на Дону - это зелень парка. Композиция установлена на верхней площадке лестницы, которая сравнима с постаментом и подчёркивает символическую значимость скульптуры. Пётр и Феврония - идеальные супруги - изображены в момент венчания, центрального события в таинстве брака. Неслучайно их головы украшены подобием венков, а смысловым центром композиции является кольцо, которое Пётр намерен надеть на палец Февронии. Фигуры почтительно стоят по обе стороны стилизованного православного креста. Его поперечную перекладину образует изображение Богородицы», – прокомментировала Татьяна Сухорукова.
Специалист также подчеркнула: несмотря на то, что святые были канонизированы еще в XVI веке, их запечатлённые образы крайне малочисленны. Искусствовед назвала самую раннюю икону 1618 года «Святые благоверные князь Пётр и княгиня Феврония Муромские с житием», которую заказал муромский воевода Андрей Палицин. В 1669 году по заказу Сидора Лопатина была написана другая икона – «Муромские чудотворцы с житием». Здесь Пётр и Феврония изображены в одном из клейм иконы. В середине ХVI века Ермолай-Еразм написал «Повесть о Петре и Февронии».
«В средневековой культурной традиции не стремились к созданию реалистичных портретных образов. До наших дней дошёл идеальный образ супружеской пары, сочетавшейся христианским браком», – рассказала Татьяна Сухорукова.
Сюжет венчания и идеального небесного брака, по словам эксперта, встречается также в европейском искусстве. Так, например, «Большие французские хроники» XI-XV вв. содержат иллюстрации со сценами обручения молодоженов. А в Пинакотеке Брера (Милан) хранится панель «Обручение девы Марии», написанная в 1504 году Рафаэлем Санти.
Праздник Семьи, любви и верности отмечают не только в России, но и во многих странах Европы.
Автор текста: Анастасия Дашевская
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/69171