Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
04.06.2022

В Ростове-на-Дону завершился второй день всероссийского форума образовательных организаций России, ЛНР и ДНР

04.06.2022

Южный федеральный университет выступил соорганизатором масштабного форума, который проходит в донской столице с 3 по 5 июня.

Начался второй день форума с торжественной встречи организаций партнёров России, ЛНР и ДНР в Конгресс-отеле «Don-Plaza», в ходе которой ректоры вузов обсудили вопросы интеграции образовательного пространства Донецкой, Луганской Народных Республик и Российской Федерации и объявили о планах по реализации совместных проектов в образовании и науке.

«Мы начали интегрироваться — заключать межвузовские соглашения. Подписано уже более четырехсот договоров о сотрудничестве, наши вузы работают вместе с ведущими российскими университетами, академиями и институтами и по программе двойных дипломов, и в совместных научных проектах. Это очень благодатно сказывается на качестве подготовки специалистов. Выпускники подготовлены настолько хорошо, насколько подготовлены их преподаватели, а наши преподаватели имеют возможность повышать свою квалификацию в лучших российских вузах», — рассказал министр высшего образования и науки Донецкой народной республики Михаил Кушаков.

Далее началась рабочая сессия «Механизмы интеграции образовательных процессов», которую модерировал Яков Асланов, проректор по воспитальной работе и реализации молодежных программ.

Обсуждались как глобальные вопросы интеграции образовательных процессов: правовые аспекты, нормативно-правовое обеспечение, взаимное признание образования, опыт подобных интеграций, так и уже действующие практики взаимодействия российских университетов с университетами ЛНР, ДНР, которые предстоит расширить: программа двойных дипломов, повышение квалификации преподавателей на базе российских вузов, организация академической мобильности студентов и преподавателей и учебно-методическое обеспечение.

В качестве экспертов на сессии выступили заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, начальник отдела развития законодательства Правового департамента Минобрнауки Дмитрий Липин, директор Департамента координации деятельности образовательных организаций Виталий Гришкин, заместитель начальника отдела многостороннего сотрудничества и международных организаций Департамента международного сотрудничества Ольга Моловцева, а также ректоры и проректоры вузов России.

«Мы сегодня становимся заложниками ограничивающей политики тех стран, которых мы еще вчера называли нашими зарубежными партнерами. Мы вместе прошли большой совместный путь в сфере науки и образования, делились достижениями и разработками, методиками и кадрами. Сейчас по их инициативе все это сотрудничество прекратилось. И в этой ситуации нам стоит не закрываться от мира, возвращаясь к советским стандартам, а находить новые формы международного взаимодействия, потому что мир очень большой», — заявил Дмитрий Липин.

«В условиях нарастающей интеграции образовательных процессов, стоит вопрос снятия избыточных барьеров для взаимного признания образования —административных, финансовых, правовых барьеров, которые нам скорее мешают, чем помогают. У нас в стране очень развитая нормативно-правовая база по взаимному признанию дипломов вузов самых разных стран, тем не менее эти законы продолжают совершенствоваться. Во взаимодействии с вузами ДНР и ЛНР мы законодательно опираемся в основном на Указ Президента от 18.02.2017 № 74 «О признании в Российской Федерации документов лиц, проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей», но в Указе не упомянуты многие аспекты, например, положение о взаимном признании научных степеней, и мы работаем над этим сейчас», — рассказала Ольга Моловцева.

«Программа двойных дипломов — это для нас нечто новое, что наш закон об образовании позволяет сделать, но мы никогда прежде не делали. Соглашение, которое мы для этого разработали, оно типовое, и у вузов есть возможность сделать из этого нечто свое, свободное и простое. Прекрасный пример того, как пишутся образовательные программы, как составляется синхронизированный план, мы увидели от коллег из Южного федерального университета, который провел курсы повышения квалификации для преподавателей ДНР и ЛНР, и этот опыт надо обязательно учитывать», — поделился Виталий Гришкин.

«Есть два документа, без которых невозможна образовательная деятельность ни одной организации — это лицензия и аккредитация. И эти документы претерпели в нашем законодательстве колоссальные изменения как по форме, так и по содержанию. Помимо того, что это разрешительные документы, это еще и услуги, то есть они должны быть оказаны быстро, качественно и удобно для клиента, то есть для вуза. Весь документооборот был избавлен от лишней бюрократической волокиты и переведен в электронный вид. А материально-техническое обеспечение мы теперь оцениваем не по гостам, а по тому, удовлетворяет ли оно заявленную образовательную программу», — подчеркнула Ольга Явкина, начальник Управления государственных услуг и цифровой трансформации Рособрнадзора.

«На базе ЮФУ все эти восемь лет действовал Ресурсный центр мониторинга образовательных программ, который координировал вопросы поступления, обучения и выпуска в вузах ДНР и ЛНР. Мы консультировали наших партнеров, чтобы они вошли в соответствие с нашими образовательными стандартами. Рособрнадзор подтвердил, что так и произошло. Южный федеральный университет и организовывал практики для студентов республик, и открыл для них свою электронную библиотеку ресурсов, и проводил совместные проекты, форумы, конференции, и, конечно участвовал в диссертационных советах. И сейчас нам звонят тысячи ребят из городов Донбасса, задают уточняющие вопросы о программе двойных дипломов, и очень интересуются дальнейшей образовательной интеграцией», — подчеркнул Павел Махно, проректор по образовательной деятельности и информационным технологиям ЮФУ.

После перерыва перед участниками форума выступил Александр Асафов — политолог, журналист, политический эксперт, политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва». Он рассказал, как работать, преподавать и заниматься наукой в условиях информационного давления и успешно противодействовать ему.

В 15:00 стартовал руглый стол «Перспективы сотрудничества в сфере психологического сопровождения обучающихся и сотрудников в системе высшего образования». Координировал беседу по такой важной и актуальной теме профессор Юрий Зинченко, директор «Психологического института РАО», декан факультета психологии МГУ, президент Российского психологического общества, доктор психологических наук.

Экспертами круглого стола выступили директор Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Денис Аширов и первый вице-президент Российского психологического общества, заведующий кафедрой психофизиологии и клинической психологии ЮФУ Павел Ермаков.

Денис Аширов в своем выступлении коснулся работы психологических служб в университетах.

«Психологическая служба университета должна решать главную задачу — оказывать психологическую помощь студентам вузов, дать им возможность грамотно справиться с проблемами и нарастающей тревогой, которая появляется у молодых людей. Мы сейчас запустили большую работу по перезагрузке психологической службы вузов и того, как она реализует свои задачи внутри университетов. Мы провели мониторинг работы психологических служб 205 университетов и пришли к выводу, что необходима систематизация всей системы психологических служб вузов в расчете на количество обучающихся», - отметил Денис Аширов.

Первый вице-президент Российского психологического общества, заведующий кафедрой психофизиологии и клинической психологии ЮФУ Павел Ермаков рассказал о необходимости психологического сопровождения обучающихся и опыте трех ростовских университетов: ЮФУ, ДГТУ и РостГМУ.

По его словам, помощь необходима первокурсникам, так как они сталкиваются с новыми реалиями в своей жизни, приходя на учебу в вуз. Также, по мнению спикера, психологическая поддержка нужна студентам и в дальнейшем, например, при вы выборе траектории подготовки, выборе профессионального направления.

Паралельной площадкой форума в этот день стал РГЭУ «РИНХ». Там в 10:30 прошло заседание Ассоциации развития педагогического образования (АРПО) «Педагогические вузы России – сохраняя детство».

 Под руководством ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Лубкова, председателя Правления АРПО и проректора МПГУ Натальи Скляровой, советника Министра просвещения РФ, на заседании обсудили перспективы обновления образования, формирование гражданской и национально-культурной идентичности, эффективный метод формирования мировоззрения — кинопедагогику. Спикером от Южного федерального университета выступил Владимир Кирик, директор Академии психологии и педагогики ЮФУ.

И в этот же день в 17:00 участники форума посетили логистический центр «Наше слово», созданный при ДГТУ. Об организации работы центра рассказал директор Департамента координации информационной и просветительской деятельности Минобрнауки России Андрей Толмачев.

В совещании приняли участие первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Владимир Гурба, ректоры ЮФУ и ДГТУ Инна Шевченко и Бесарион Месхи.

Ректор ДГТУ Бессарион Месхи рассказал о работе логистического центра «Наше слово».

«Министерство науки и высшего образования, Российское историческое общество, полномочный представитель Президента России в Южном федеральном округе поддержали нашу инициативу по созданию Центра. Его целью стало создание удобной площадки для сбора и передачи учебной и научной литературы в высшие учебные заведения Луганской и Донецкой Народных Республик», - отметил Бессарион Месхи.

Ректор ЮФУ Инна Шевченко подчеркнула, что Южный федеральный университет имеет также обширный репозиторий, и необходимо проработать воможность предоставления доступа к нему вузов ЛНР и ДНР.

«В рамках логистического центра можно проработать систему сбора как натуральной учебной литературы, так и цифровой, размещенной на цифровых платформах, это касается и научных трудов, результатов научных исследований», - добавила Инна Шевченко.

Также по ее словам, необходимо проработать механизм сохранения дипломов вупускников вузов ЛНР и ДНР на безопасных цифровых платформах, как это делается в России.

Вечером в Конгресс-отеле «Дон-Плаза» состоялось подведение итогов Всероссийского форума образовательных организаций России, ЛНР и ДНР, была принята резолюция Форума.

Директор Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Денис Аширов, подводя итоги Форума, поблагодарил ректора и весь коллектив ЮФУ за организацию форума и отметил, что было поднято много вопросов и задач, которые теперь предстоит решать.

«Это те задачи, которые нам необходимо решать, чтобы каждый студент, обучающийся в вузе на территории Российской Федерации либо на территории республик, понимал, что мы можем им помочь и сделать их жизнь, образовательный процесс лучше. Важно, чтобы всё намеченное не осталось только на бумаге, а было реализовано», - подчеркнул Денис Аширов.

Ректор ЮФУ Инна Шевченко поблагодарила министерство науки и высшего образования, а также коллег из вузов России, ЛНР и ДНР за участие в Форуме.

«Самое главное — чтобы мы двигались вперед, чтобы минуты и часы, которые мы провели вместе, проектируя свое общее будущее, не прошли даром. Нам предстоит много работы, много сил. Для этого нам нужна победа над собой, над вызовами, чтобы мы всегда были все вместе», - подытожила Инна Шевченко.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/68942

Дополнительные материалы по теме