Ученые ЮФУ в годы Великой Отечественной войны внесли огромный вклад в приближение Победы
Ривкин Борис Миронович (1919-2004) – Герой Советского Союза, работал в Научно-исследовательском институте органической химии РГУ, а также инженером Северо-Кавказского научного центра высшей школы.
Борис Миронович родился 19 ноября 1919 года в Чернигове. Окончил среднюю школу №2 имени Чехова в Таганроге, затем школу фабрично-заводского ученичества в Москве. 16-летним пареньком пошел трудиться слесарем на московский автозавод «ЗИЛ». Самоотверженно трудясь на производстве, рабочие завода отдавали немало времени и сил военной подготовке.
Как и многие молодые люди его поколения, Борис Миронович грезил авиацией и мечтал стать летчиком. И вот судьба предоставила ему такой шанс – группа военных летчиков открыла при предприятии Авиационно-спортивный клуб. Желающих обучиться лётному делу было много. В комитет комсомола поступило свыше 700 заявок. Отбор был очень тщательным. Выбирали лучших из лучших. Среди них оказался и Борис Ривкин.
Аэроклуб он окончил успешно. Сначала испытал счастье полета на планере, потом на знаменитом учебном самолёте У-2. В 1937 году от отправился в Красную армию, поступил в легендарную Борисоглебскую школу военных лётчиков, выпустившую немало выдающихся мастеров воздушного боя. За 10 месяцев учёбы Борис Миронович овладел новым в ту пору боевым самолётом И-16 и был направлен в строевую часть. В 1940 году из числа лётчиков строевых частей отобрали лучших методистов и направили во вновь сформированную лётную школу.
Когда началась Великая Отечественная война, Ривкин был уже командиром авиазвена в этой школе.
«Многие мои товарищи, в том числе и я, стремились участвовать в боях с врагами Родины, но лишь в марте 1942 года мне это удалось — был направлен на фронт в действующую армию. Боевое крещение получил в Крыму», - Борис Миронович.
Борис Миронович сражался в составе 237-го авиационного истребительного полка на должности командира звена.
Прирожденный летчик, он сразу снискал уважение у однополчан. Его отличала высокая дисциплина и организованность в звене, прекрасное знание тактики боя с вражескими истребителями и бомбардировщиками. В период боевых действий полка в районе Керчи младший лейтенант Ривкин сбил три самолета противника.
«За время боев под Сталинградом и на Дону Борис Миронович Ривкин одержал над врагом девять блестящих побед в воздухе. Учитывая боевые заслуги авиатора, командование наградило его двумя орденами. Коммунисты тоже оказали ему высокое доверие, приняв кандидатом в члены ВКП (б)», - вспоминал Бориса Ривкина однополчанин, Герой Советского Союза Яков Михайлик.
Весной 1943 года он был назначен командиром эскадрильи 54-го Гвардейского истребительного авиаполка (1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, Центральный фронт), участвовал в воздушных боях на Курском направлении. К моменту окончания Курской битвы совершил 176 успешных боевых вылетов. В девяти воздушных боях сбил 12 самолетов противника сам и семь самолётов в группе.
Также храбро Борис Ривкин сражался и на других фронтах Великой Отечественной войны. Весь дальнейший боевой путь вплоть до Берлина связан с совершенствованием его командирского мастерства. Молодые лётчики с большим уважением смотрели на своего командира и на звёзды побед, нарисованные на борту его самолёта. Он постоянно стремился выявить и развить в подчинённых настоящие бойцовские качества. Сослуживцы вспоминали, что его любимой фразой была: «Делай, как я».
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм ему присвоили звание Героя Советского Союза.
После окончания войны Борис Ривкин остался служить в Военно-воздушных силах СССР. В 1960 году окончил Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина, а в 1963 году командование ВВС поручило ему руководство Ейским высшим военным авиационным училищем. Здесь Борису Мироновичу пригодились методические и боевые навыки, приобретенные в годы Великой Отечественной войны. В училище под его руководством стали осваивать новые самолеты, выполнять сложные виды разнообразных задач и маневров.
В отставку Борис Миронович ушел в звании генерал-майора в 1975 году. После демобилизации он жил в Ростове-на-Дону. Имея за плечами большой опыт и высшее военное образование, Борис Миронович стал работать в НИИ физической и органической химии РГУ, а также в Северо-Кавказском научном центре высшей школы на должности инженера.
Наш герой - трижды кавалер ордена Красного Знамени, дважды кавалер ордена Отечественной войны 1 степени, кавалер орденов Красной Звезды и Александра Невского. Награждён орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» третьей степени и медалями.
Больше публикаций проекта Научный полк ЮФУ читайте по ссылке.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/68665