Об одежде, моде и ее влиянии на общество рассказывает дизайнер, психолог и эколог – эксперты ЮФУ.
В Париже 27 января подошла к концу Неделя высокой моды сезона весна-лето 2022. После долгого застоя, вызванного пандемией, дизайнеры решили напомнить миру о ярких красках, поэтому использовали для своих коллекций живые и радостные цвета. Одежда для нас – предмет коммуникации, способ рассказать о чём-либо без слов, отражение современных тенденций. В нашей жизни гардероб занимает важное место. Почему так вышло и стоит ли одежда такого внимания?
Дизайнер о значении моды в общественной жизни
Наталья Кокуашвили, доцент кафедры дизайна Академии архитектуры и искусств, рассказала о значении моды в жизни общества, трендах в производстве одежды и подходящих для университета стилях гардероба.
Эксперт отметила, что мода всегда была и будет трансляцией внутреннего мира людей и того, что происходит в обществе. В качестве примера дизайнер выделила размывание традиционных гендерных ролей в XX веке, которое привело к такому современному явлению в моде, как андрогинность (андрогиния – явление проявления одновременно мужских и женских качеств. – Прим. ред). Поэтому одной из модных тенденций в течение нескольких сезонов остается унисекс. Также, по словам спикера, на тенденции в мире одежды повлияла и пандемия.
«Модное затишье показало, что можно обходиться гораздо меньшим количеством одежды, а та, что есть, заслуживает большего внимания. Завоевания комфорта — удобные брюки, объемные худи, кроссовки - сохранятся как тенденция, потому что обеспечивает потребности современного человека. При этом ограничения и нахождение дома, сформировало потребность по яркой одежде, и ярким эмоциям.
Меняется восприятие моды. Наступило время, когда все модно, всем все разрешено и доступно. Стремление к обновлению — это одна из главных движущих сил, но помним, что мода меняется, но стиль остается!», – отметила Наталья Кокуашвили.
Специалист также рассказала, на что обычно ориентируются дизайнеры при создании новых коллекций. По её словам, всё начинается с вдохновения. А вдохновить может как окружение (предметы, люди, архитектура, впечатления), так и тенденции, отражающие состояние общества.
Например, очевидно, что система современной моды наносит серьезный урон экологии. Так называемая «быстрая мода» (fast fashion) привела к тому, что одежды производится больше, чем продается. В связи с этим многие мировые бренды переходят на экологичное производство, а дизайнеры выстраивают коллекции на концепциях устойчивой моды. В качестве таких концепций дизайнер выделила: Upcycling (повторное использование уже готовых изделий); Recycling (коллекции из переработанных материалов); Ethical fashion (производство с принципами гуманного обращения с персоналом, бережного отношения к природе); Slow fashion (создание высококачественных изделий с долгим сроком использования); Zero waste (производство одежды с минимумом отходов); Circular fashion (возможность повторного использования материалов).
Среди тенденций в мире одежды спикер отметила и рост популярности цифровой моды, возникший с началом пандемии. Так, дополненная реальность (AR) в fashion индустрии позволяет нам подобрать и примерить любую модель, не выходя из дома. Многие дизайнеры обратили внимание на эту технологию и параллельно с основной коллекцией предлагают виртуальные модели.
В заключение, эксперт рассказала о наиболее подходящих для учёбы и работы в вузе стилях одежды. Так несмотря на то, что вуз является дисциплинарным заведением, для его посетителей всегда приветствуется хороший вкус и стильная одежда. Дизайнер упомянула времена Коко Шанель, когда высокая мода создавалась для повседневности. И на прошедшей Неделе моды в Париже многие дизайнеры в своих коллекциях сделали акцент на удобстве – стала появляться одежда, которую можно носить каждый день.
«Подождем следующих недель в Лондоне, Милане и Нью-Йорке, а пока можно выделить интересные предложения, такие как платья-рубашки с джинсами или шортами, толстовку под платье на бретельках, удлиненный или укороченный твидовый жакет с юбками или джинсами, укороченные свитера и кардиганы. Формируем образ причудливый, особенный, но, прежде всего, демократичный!», - заключила Наталья Кокуашвили.
Эколог об экологичности современной одежды
Наталья Евстегнеева, преподаватель кафедры экологии и природопользования Академия биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского, рассказала о влиянии производства одежды на окружающую среду и способах составления более экологичного гардероба.
Эксперт тоже отметила популярность такой бизнес-модели в производстве одежды, как «fast fashion» (быстрая мода). Благодаря быстрому и дешёвому изготовлению вещей, такая одежда продается по низкой цене, чтобы обычный потребитель мог позволить себе модную одежду. Так, например Zara выпускает 24 новые коллекции в год – каждые две недели. H&M в год выпускает от 12 до 16 коллекций.
По словам спикера, именно быстрая мода является причиной перепроизводства одежды и серьезных экологических проблем. Например, общий объем при производстве текстиля составляет 8% от остальных выбросов в мире. Углекислый газ выделяется и при окрашивании и создании пряжи. Также на производство одежды ежегодно расходуется около 93 млрд кубометров воды (4% от мирового объема потребления).
«Хлопок, который мы любим за натуральность, требует очень много воды для выращивания. Именно из-за сбора воды для орошения хлопковых ферм в Узбекистане за полвека практически исчезло Аральское море. Чтобы удешевить стоимость одежды фабрики часто экономят на фильтрах, и в водоемы попадает огромное количество химикатов (тяжелые металлы, например кадмий, хром, ртуть, свинец, медь.) от производства и окрашивания одежды», – отметила Наталья Евстегнеева.
По словам эколога, вред окружающей среде приносит и «мусорный след» моды. Так, порядка 73% использованных вещей ежегодно попадают на свалки. Поскольку более половины всей одежды производится из синтетических волокон, то, попадая на свалку, она распадается на микропластик – одна из серьезнейших экологических проблем современности.
К счастью, ситуация, хоть и медленно, но меняется. Эксперт отметила, что экоответсвенность потребителей в последние годы растёт: люди начали понимать, какую роль производство одежды играет в изменении климата. Например, в 2019 году 32 крупных бренда одежды подписали пакт о борьбе с климатическим кризисом. Так появились термины «устойчивая мода» и «медленная мода». Медленная мода отличается от быстрой тем, что выступает за сокращение коллекций путём производства качественных вещей. Она также приветствует прозрачность производства.
«В условиях перепроизводства необходимо, чтобы как можно больше компаний задумались о переходе к медленной моде. По моему мнению, потребители должны начать с себя и изменить свой подход к выбору и использованию одежды. На первое место должны выйти отказ от лишнего и повторное использование материалов», – подчеркнула Наталья Евстегнеева.
Спикер привела примеры возможных путей формирования экологичного гардероба. Во-первых, это аренда одежды и повторное использование вещей. Покупать бывшую в употреблении одежду сейчас становится модным. В Ростове, по словам эколога, работают отличные секонд-хенды «Свалка» и «Чердак».
Во-вторых, ненужную часть гардероба можно сдать на переработку. Но специалист отметила, что бывшую в употреблении одежду не каждый производитель возьмет в переработку из-за присутствия фурнитуры (молнии, пуговицы и т.д.) и тканей с разным составом. Поэтому предварительно нужно удалить лишние детали. В Ростове можно сдать свою одежду на акции «Экомобиль», откуда она отправится на досортировку в «Ростоввторпереработку» и из нее изготовят рабочие перчатки или набивку для матрасов.
Наконец, экологичным считается ремонт одежды, позволяющий продлить срок её службы. А при покупке новой одежды следует отдавать предпочтение органическим материалам.
«Здесь отмечу органический текстиль (хлопок, конопля, лен и др. натуральные ткани). Сырье на такие ткани выращено в соответствии с принципами органического земледелия (без использования пестицидов, с минимальным применением химических удобрений, применяют рациональное использование воды и заботятся о здоровье почвы), а сам текстиль произведен по экологическим стандартам.
И органическая натуральная шерсть, полученная без вреда с животного, которое не получает в пищу антибиотики и гормоны роста и свободно пасется. Отличить органический материал можно по экомаркировке на изделии (для одежды это GOTS, OCS, Oeko-Tex)», – отметила Наталья Евстегнеева.
К экологичным искусственным тканям эксперт отнесла лиоцелл, который получает из древесины. Вода и вещества для его производства очищаются и снова используются в производстве. Однако следует отказаться как от натурального, так и от искусственного меха. Их производство в равной степени вредит окружающей среде.
«И наконец, кожа. Экологичная натуральная кожа стоит очень дорого. Такая кожа является побочным продуктом пищевой промышленности и для её изготовления используют натуральные вещества, производство выходит дорогостоящим и длительным.
Но сейчас всё чаще на рынке можно встретить искусственную кожу из органических материалов – «ананасовую», «грибную» и «кожу» из манго. Производство такого материала уменьшает количество мусора на планете, наносит минимальный вред окружающей среде и к тому же биоразлагаема», – заключила Наталья Евстегнеева.
Психолог о связи одежды и внутренним миром человека
Наталья Терещенко, педагог-психолог Психологической службы ЮФУ, рассказала о связи гардероба человека и его внутреннего состояния, влиянии шопинга на настроение людей и причинах смены имиджа.
Эксперт отметила, что при встрече с незнакомцами мы в первую очередь обращаем внимание на их внешний вид. Об этом говорит и пословица «По одёжке встречают, по уму провожают». По тому, как выглядит человек, мы можем создать его примерный образ, поскольку подбор наряда обычно тесно связан с внутренним состоянием человека.
«С помощью одежды люди могут самовыражаться. Наш гардероб может показать, что мы ощущаем и чувствуем, о чем мечтаем и чего боимся. Поэтому и эффект от нашего образа может быть разным: отталкивающим или располагающим, притягательным или маскирующим», – прокомментировала Наталья Терещенко.
Психолог отметила, что одежда может не только отражать, но и определять внутреннее состояние человека. Например, шопинг может оказать положительное влияние на настроение человека и состояние нервной системы. Некоторые зарубежные исследования, показывают, что люди, ходящие по магазинам, ощущают уверенность в своих силах, а также осознают, что контролируют собственную жизнь. По словам спикера, специалисты также могут применять «терапию шопингом» для преодоления стрессовых состояний. Однако этот эффект не долговечен и не исключает причины, из-за которых возникли негативные эмоциональные состояния.
Еще одним примером связи внутреннего состояния человека и его внешнего вида является стремление сменить имидж. В основном, оно продиктовано желанием внести в свою жизнь и свой образ изменения. Обычно причинами таких перемен являются переживание сложный жизненных ситуаций (разрыв значимых отношений, потеря работы, личностные кризисы и т.д.).
«Меняя имидж, человек начинает себя по-другому воспринимать и, соответственно, это может привести к личностным переменам: приобретению уверенности в себе, решительности, повышению самооценки, социальной смелости и стремлению к карьерному росту. Смена имиджа действительно может помочь человеку справиться с трудной жизненной ситуацией, однако стоит помнить, что это не единственный способ», – заключила Наталья Терещенко.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/67858