24.12.2021

В ЮФУ открылись две лаборатории в центре нейротехнологий

24.12.2021

22 декабря в Научно-исследовательском технологическом Центре нейротехнологий Южного федерального университета состоялось открытие лабораторий «Биологии синапсов» и «Нейроимиджинга».

Новые подразделения открыты в рамках проекта стратегического развития ЮФУ «Приоритет 2030». В торжественном мероприятии приняли участие ректор ЮФУ Инна Шевченко, заместитель директора Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова РАН Кира Ким, проректор по стратегическому и инновационному развитию ЮФУ Евгений Муханов и сотрудники Научно-исследовательского технологического Центра нейротехнологий.

«Открытие двух поисковых лабораторий в Центре Нейротехнологий ЮФУ в рамках реализации программы «Приоритет-2030» — это важный этап развития Южного федерального университета. Тематики исследований лабораторий   станут центрами притяжения и развития талантливых молодых ученых, работающих на фронтире исследований в области нейронаук, в том числе по проблеме развития систем гибридного интеллекта. Опыт и знания Ильи Борисовича Безпрозванного, компетенции коллективов позволяют рассчитывать на то, что лаборатории займут достойное место в сетях сильнейших научных центров, работающих по этим тематикам. Сложность исследований в современной нейробиологии делает критически важным работу в коллаборациях с сильными партнерами.  Для нас важно, что сегодня с нами перспективы и цели  лабораторий ЮФУ обсуждают руководители сразу нескольких ведущих центров РФ в области нейронаук К.Х. Ким и М.Л. Фирсов из Института эволюционной физиологии и биохимии РАН им. И.М. Сеченова, а также зам. директора Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН И.В. Бондарь», – подчеркнула ректор ЮФУ Инна Шевченко.

Работа лаборатории «Биологии синапсов» будет направлена на изучение организации нейронных сетей мозга. Раскрытие тайн функционирования синапсов и нейронов позволит усовершенствовать методы диагностики и лечения нейродегенеративных заболеваний, нейропатической боли, болезни Альцгеймера, эпилепсии и многих других социально важных заболеваний.

На должность руководителя лаборатории назначен известный ученый доктор биологических наук Илья Безпрозванный, который также является заведующим лабораторий в Юго-Западном Медицинском центре университета Техаса (США) и в Санкт-Петербургском политехническом университете.

«На самом деле, лаборатория создана не с нуля. Здесь уже готова инфраструктурная база, например, уникальный для России двухфотонный микроскоп, и, что немаловажно, высококвалифицированные кадры. Уже совсем скоро будут запущены совместные проекты с лабораторией «Молекулярной нейродегенерации» Санкт-Петербургского Политеха. Синтез накопленного в Санкт-Петербурге опыта с возможностями, которые открываются с новой лабораторией в Ростове, позволит повысить уровень исследований», поделился заведующий лабораторией «Биология синапсов» НИТЦ Нейротехнологий ЮФУ Илья Безпрозванный.

Лаборатория «Нейроимиджинга» будет заниматься выяснением тонкой организации мозга человека и животных. При помощи методов нейровизуализации ученые приблизятся к пониманию механизмов работы головного мозга и природы сознания.

«Решение фундаментальных проблем в области нейровизуализации позволит существенно продвинуться в создании природоподобных систем искусственного интеллекта и технического зрения. Совершенствование когнитивных функций человека, расширение сферы его сознания за счет освоения принципиально новых каналов коммуникации, преодоление эволюционно сложившихся ограничений на скорость и объем воспринимаемой и анализируемой информации, прямая интеграция нейронных сетей мозга с информационными сетями и системами, техническими устройствами на основе технологий нейроинтерфейсов – вот лишь некоторые из тех направлений исследования и разработки, которые будут активно вестись в рамках новой лаборатории», – отметил кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник НИТЦ Нейротехнологий ЮФУ, руководитель лаборатории «Нейроимиджинга» Дмитрий Шапошников.

Помимо развития биогибридных технологий, разрабатываемых в стенах лаборатории «Нейроимиджинга», научная область позволит начать работу по созданию принципиально новых методов диагностики и терапии множества социально значимых заболеваний (шизофрения, синдром дефицита внимания и гиперактивности, рассеянный склероз и многое другое).