Аутизм называют болезнью XXI века. Каждому родителю необходимо знать о признаках аутистических расстройств. Именно поэтому 2 апреля было признано Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма.
Ежегодно в этот день многие из нас «зажигают синий свет» в знак солидарности с людьми, имеющими аутистические расстройства, и их семьями. В последние годы статистика выявления аутистических расстройств растет. На сегодняшний день частота нарушений такого рода в мире возрастает до 20 на 10 тысяч детей, что составляет примерно 0,2% от общего количества. По данным статистики в Ростовской области, количество детей, у которых диагностированы расстройства аутистического спектра, ежегодно возрастает.
Аутизм – это нарушение, которое зачастую бывает трудно заметить и распознать человеку, который никогда с ним прежде не сталкивался. Особенности поведения маленьких аутистов неосведомленные люди связывают с плохим воспитанием или недостаточным вниманием со стороны родителей.
Между тем, каждому родителю полезно знать несколько признаков, которые позволят выявить расстройства аутистического спектра у детей в самом раннем возрасте. Если Ваш ребенок долго не разговаривает, не смотрит в глаза, не любит прикосновений, гиперактивен или, наоборот, излишне пассивен, склонен к истерикам, не осознает очевидной опасности, проявляет чувствительность к некоторым звукам, смеется или плачет без видимой причины, необычно использует игрушки (например, складывает их в определенной последовательности и т.п.), это – повод обратиться к специалисту.
Важно знать: аутизм – не приговор! Раннее выявление аутистического расстройства и своевременная помощь особенному ребенку позволит ему в дальнейшем успешно адаптироваться в обществе и вести жизнь, практически ничем не отличающуюся от жизни окружающих его людей. Слаженное взаимодействие психологов, дефектологов, педагогов, медицинских работников – основа успешного обучения, адаптации и социализации детей с аутизмом.
На сегодняшний день дети с расстройствами аутистического спектра могут обучаться как в специализированных образовательных организациях, так и в условиях инклюзии в обычных образовательных учреждениях. Успешность их образовательных результатов, а также социализация и адаптация зависит от того насколько современные педагоги, готовы к взаимодействию с ними и их родителями.
Подготовка педагогов к работе с такой категорией детей в условиях специального и инклюзивного образования – одна из ключевых задач Южного федерального университета, который является одним из ведущих вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования Юга России.
В Академии психологии и педагогики ЮФУ уже третий год реализуется магистерская программа «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра», ориентированная на подготовку специалистов, которые обладают компетенциями, необходимыми для работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, в том числе готовых к использованию современных технологий сопровождения, обучения и воспитания, осуществлению консультативной работы и практической помощи семьям, воспитывающим детей с РАС. Как показала практика, программа интересна не только педагогическим работникам, но и родителям, детям которых поставлен диагноз аутизм или выявлено расстройство аутистического спектра. ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат № 42» и функционирующий на его базе Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра являются партнерами Южного федерального университета при реализации вышеназванной магистерской программы, выступая в качестве базы учебной и производственной практик, исследовательской площадки для подготовки выпускных квалификационных работ, способствуя дальнейшему трудоустройству выпускников.
В 2021 году при поддержке Управления образования г. Ростова-на-Дону кафедра инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики ЮФУ совместно с кафедрой общей педагогики Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиала) ВО РГЭУ РИНХ и МАОУ «Школа 96 Эврика-Развитие», областной инновационной площадкой «Разработка и апробация моделей инклюзии детей со сложными сочетанными нарушениями, включая расстройства аутистического спектра, в условиях муниципальной системы образования», начала серию научно-методических онлайн-семинаров по вопросам образования детей с РАС. Это долгосрочная линейка мероприятий, ориентированная на поддержку педагогов региона, работающих с детьми, имеющими аутистические расстройства, в условиях инклюзии.
В современных условиях, когда количество детей с расстройствами аутистического спектра ежегодно возрастает, взаимодействие педагогов и родителей, а также информирование об особенностях таких детей, о правилах взаимодействия с ними в условиях образовательных организаций и в обществе в целом позволит создать инклюзивное пространство, в котором ребенок с аутизмом получит все возможности для полноценной жизни.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/65379

