Савченкова Ирина Николаевна
Савченкова Ирина Николаевна возглавляла Центр по работе с иностранными обучащимися с 2008 по 2016 год, с 2018 г. является руководителем Отделения русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных обучающихся Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований.
Закончила спецотделение филологического факультета Ростовского-на-Дону государственного педагогического института в 1983 году (специализация: русский язык, литература, испанский язык).
С 1983-1985 гг. работала переводчиком испанского языка в Республике Куба.
С 1986 года работает в Южном федеральном университете. Кандидат филологических наук.
С 1986 - 2008 гг являлась преподавателем кафедры русского языка для иностранных учащихся, с 2008 г. - директор Центра международного образования, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся.
С 2019 г. - доцент Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований, руководитель Отделения русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных обучающихся
В 2003-2004 гг. получила дополнительное к высшему образование "Тестолог. Специалист в области педагогических измерений" (РУДН, Москва). Участвует в организации и проведении тестирования по русскому языку как иностранному в Центре тестирования ЮФУ. Являлась одним из соавторов учебного комплекса "Учебно-тренировочные тесты", за создание которого в 2011 г. от учебно-издательского центра "Златоуст" (г. Санкт-Петербург) авторскому коллективу был вручен диплом "Лучший автор".
Исследовательские интересы И.Н Савченковой связаны с теоретическими и практическими вопросами методики преподавания русского языка как иностранного, проблемами учебной лексикографии и педагогических измерений. Имеет более 50 научных и учебно-методических публикаций, включая учебные пособия по русскому языку для иностранных учащихся. Диссертационное исследование И.Н. Савченковой "Локально ориентированный учебный словарь русского языка для иностранцев: принципы построения и структура" посвящено созданию модели словаря русского языка, обеспечивающего эффективную социокультурную адаптацию инофона в условиях конкретного региона.
И.Н. Савченкова являлась руководителем магистерской образовательной программы "Кросскультурная коммуникация и международное лидерство", направление 45 04.01 Филология (набор 2020-2022; 2021-2023)
Разработчик и руководитель программ дополнительного образования:
"Русский язык с самого начала" - общеразвивающая программа для иностранных граждан (240 час.),
"Традиции и новации в преподавании русского языка как иностранного" (72 час.) ; программа повышения квалификации для иностранных преподавателей-русистов.
"Международная летняя школа русского языка и культуры" (72 час.) - общеразвивающая программа для иностранных граждан.
Активно содействует продвижению русского языка и культуры, являлась участником программы им. А. Герцена "Русский язык для начинающих из Германии" (2000 ; 2004 гг.), одним из соавторов учебного словаря в учебном комплексе "А по-русски будет так..."
Участвовала в мероприятиях в рамках дней русского языка и русской культуры в разных странах (Германия, 2008, 2014 гг.; Колумбия 2014). В 2012 ; 2014 гг. принимала участие в совместном проекте Федеральной миграционной службы по Ростовской области и Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви "Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов", в создании пособия "Русский язык, история и основы законодательства России", ( 2014 г. в соавторстве), организации и проведении курсов для иностранных граждан по изучению русского языка, истории России и основ миграционного законодательства Российской Федерации на территории Ростовской области.
И.Н. Савченкова занимается общественной работой, с 2013-2016 гг. являлась председателем Общественного консультативного совета при УФМС России по Ростовской области, с 2017 - 2020 гг. - членом Общественного Совета при ГУ МВД России по Ростовской области, с 2016 г была членом комиссии УФМС России по Ростовской области по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка, с 2018 г. . членом комиссии ГУ МВД России по Ростовской области по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка.
В 2020 г. получила почетное звание "Почетный работник сферы образования Российской Федерации".
Монографии
"Русский язык: лингводидактика и прагматика": монография / Д.Н. Ильин, З.В.Режук, И.Н. Савченкова, О.В. Шестак, О.В. Ширяева : ЮФУ. - Ростов-на-Дону; Таганрог Изд. ЮФУ, 2019. - 122 с.,
Учебные пособия
Русско-немецкий словарный справочник к учебному пособию "А по-русски будет так…" (нулевой стартовый уровень) (учебный словарь) / Х. Шпрауль, В.Д. Горянский, И.Н. Савченкова, ; Ростов-на-Дону, 2003.
Готовимся к тестированию. Грамматика. Лексика. Комплексное учебное пособие по русскому языку как иностранному (учебное пособие) / А.И. Захарова, Е.Н.Лукьянов, И.Н. Савченкова, Г.Р. Шакирова . ; Ростов-на-Дону, 2007.
Русско-немецкий словарный справочник к учебному пособию "А по-русски будет так…" (нулевой стартовый уровень) (учебный словарь) / Х. Шпрауль, В.Д. Горянский, И.Н. Савченкова, ; Ростов-на-Дону, 2010 (издание второе: полностью обновленная версия).
Электронный русско-немецкий словарь к учебному пособию "А по-русски будет так…" (нулевой стартовый уровень) на базе компьютерной программы MultiTerm 95Plus
Дистанционный курс "Русский язык и культура речи для студентов экономических специальностей". (Учебное пособие) / И.Н. Савченкова, Н.М. Устименко ; ЮФУ, сайт Центра дистанционного образования ЮФУ, 2007.
Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному В2-С1. Выпуск 1. Грамматика. Лексика (учебное пособие). / А.И.Захарова, Е.Н. Лукьянов, М.Э. Парецкая, И.Н. Савченкова, Г.Р. Шакирова ; Златоуст СПБ, 2009., 2010,2011, 2012 ...2019
Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному В2-С1. Выпуск 2. Чтение (учебное пособие). / А.И.Захарова, Е.Н. Лукьянов, М.Э. Парецкая, И.Н. Савченкова, Г.Р. Шакирова ; Златоуст СПБ, 2009, 2010, 2012, ... 2019
Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному. В2-С1. Выпуск 3. Письмо (учебное пособие) / А.И.Захарова, Е.Н. Лукьянов, М.Э. Парецкая, И.Н. Савченкова, Г.Р. Шакирова ; Златоуст СПБ, 2009.... 2019
Русский язык, история и основы законодательства. Учебное пособие для трудовых мигрантов и преподавателей. / И.Н. Савченкова, Е.А. Скуратова, Г.Р. Шакирова и др. ; Ростов-на-Дону, 2014.
Обществознание. Учебное пособие для иностранных обучающихся подготовительных факультетов. Модуль 1 Социология / В.Г. Громакова, И.Н. Савченкова, М.А. Васьков; Ростов-на-Дону, 2016.
Обществознание. Учебное пособие для иностранных обучающихся подготовительных факультетов. Модуль 2 Политология / В.Г. Громакова, И.Н. Савченкова, М.А. Васьков ; Ростов-на-Дону, 2018.
Обществознание. Учебное пособие для иностранных обучающихся довузовского этапа подготовки. Модуль 3 Экономика / С.Э. Зорабян, В.Г. Громакова, И.Н. Савченкова, ; Ростов-на-Дону, 2019.
Русский язык как иностранный (довузовский этап обучения, уровень В1+) Учебное пособие / Д.Н. Ильин, И.Н. Савченкова, Скуратова Е.А., Г.Р. Шакирова ; Ростов-на-Дону, 2018.
Русский язык как иностранный (предвузовская подготовка иностранных обучающихся) Учебное пособие / Д.Н. Ильин, И.Н. Савченкова, Скуратова Е.А., Г.Р. Шакирова ; Ростов-на-Дону, 2019.
Концепт как инструмент дискурс-анализа /учебное пособие / Ширяева О.В., Савченкова И.Н. - Ростов-на-Дону, АкадемЛит ТМ, 2020.
Русский язык для иностранцев (довузовский этап обучения А2): учебное пособие по русскому языку для иностранных обучающихся технических специальностей (уровень А2) / И.Н. Савченкова, Е.А. Скуратова, Г.Р. Шакирова - Ростов-на-Дону, 2021.
Русский язык как иностранный. Фонетический курс: учебное пособие / И.Н. Савченкова, Е.А. Скуратова, Г.Р. Шакирова.- Ростов-на-Дону, 2021.
Ширяева-Ширинг О.В., Савченкова И.Н. Концепт как инструмент дискурс-анализа. Учебное пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «Филология», «Русская филология», «Русский язык и литература» и «Журналистика» / (2-е издание, дополненное и переработанное), Ростов-на-Дону, 2024, 174 с.