Цыганкова Алла Евгеньевна
Образование и повышение квалификации:
-
высшее образование:
Ростовский государственный университет
(01.09.1994
-
30.06.1999)
Геоэкология
Геоэколог
-
повышение квалификации:
Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
(11.05.2016
-
13.05.2016)
"Управление качеством образования в условиях введения ФГОС" в объеме 18 часов
-
повышение квалификации:
Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
(17.02.2015
-
21.02.2015)
"Совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников ЕГЭ экспертами предметных комиссий Ростовской области" в объеме 18 часов
-
повышение квалификации:
Научно-исследовательский институт механики и прикладной математики им. Воровича И.И. ЮФУ
(08.09.2013
-
16.09.2013)
"Основы тематической интерпретации данных дистанционного зондирования Земли" в объеме 72 часов
-
повышение квалификации:
НИИ механики и прикладной математики Южного федерального университета
(01.09.2011
-
10.09.2011)
"Основы геоинформационного анализа" в объеме 72 часов
-
повышение квалификации:
Донской государственный технический университет
(11.04.2011
-
16.04.2011)
"Методика проверки работ и подготовки выпускников к итоговой государственной аттестации 9-х классов в новой форме ГИА-9 и 11-классов в форме ЕГЭ по географии" в объеме 72 часов
-
повышение квалификации:
Белгородский государственный университет
(14.09.2009
-
22.10.2009)
"Проведение поисковых научно-исследовательских работ в области естественных наук" в объеме 72 часов
-
повышение квалификации:
НОУ УЦ "Сетевая Академия"
(05.11.2008
-
18.11.2008)
"Развитие профессиональных и управленческих навыков" (по теме использование интерактивных проекционных экранов) в объеме 96 часов
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(24.09.2007
-
20.12.2007)
"Английский язык для профессиональных целей" в объеме 100 часов
-
повышение квалификации:
Южно-Российский региональный центр информатизации высшей школы Ростовского государственного университета
(16.05.2005
-
02.06.2005)
"Информационные технологии для преподавателей вузов и научных сотрудников" в объеме 72 часов
-
повышение квалификации:
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (ГАУ ДПО "ВГАПО")
(05.09.2016
-
13.10.2016)
"Современные подходы к планированию и проведению урока в условиях реализации ФГОС ООО" в объеме 36 часов
-
повышение квалификации:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования"
(24.05.2017
-
26.05.2017)
"Управление качеством образования в условиях введения ФГОС" по проблеме: Совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников ЕГЭ экспертами предметных комиссий Ростовской области в объеме 18 часов
-
повышение квалификации:
Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов
(12.11.2018
-
17.12.2018)
"Инженерно-гидрометеорологические изыскания" в объеме 140 часов
Дата начала общего стажа: 01.09.2001
Стаж по специальности (в годах): 16
Преподаваемые дисциплины:
-
Региональная океанография (Часть 2. Гидрология морей)
Общая трудоемкость (в ЗЕТ) - 4 зачетных единицы.
Дисциплина "Региональная океанография (Часть 2. Гидрология морей)" включена в образовательный стандарт в вариативную часть профессионального цикла ООП по направлению 05.03.04 "Гидрометеорология" подготовки бакалавров.
Дисциплина преподается в 8-ом семестре 4 курса (экзамен). Данная дисциплина предусматривает изучение сложной взаимосвязи физических, химических, геологических и биологических процессов в океанах и морях, приобретение навыков комплексных океанологический исследований, региональная гидрология - направлена на изучение гидрологических особенностей морей России: южных:Аральское, Каспийское, Азовское, Черное, северо-западных: Балтийское, Белое, арктических: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, дальневосточных: Берингово, Охотское, Японское.
Цели освоения дисциплины (модуля): всестороннее, системное изучение окружающих Россию морей, включающее физико-географическую обстановку, океанологические условия и процессы, экологическое состояние, природные ресурсы и их рациональное использование.
Задачи:
- дать представление об основных гидрометеорологических процессах в конкретных географических условиях;
- рассмотреть общие и различные черты разных групп морей и показать индивидуальность каждого моря;
- показать практическую значимость гидролого-географического и гидролого-экологического изучения морей, гидрологических процессов для народного хозяйства и решения проблем рационального природопользования.
-
Геоморфология морских берегов
Общая трудоемкость (в ЗЕТ) - 5 зачетных единиц.
Дисциплина "Геоморфология морских берегов" включена в образовательный стандарт в вариативную часть профессионального цикла ООП по направлению 05.03.04 "Гидрометеорология" подготовки бакалавров.
Дисциплина преподается в 6-ом семестре 3 курса (зачет).
Цели освоения дисциплины (модуля): сформировать представление о побережьях и его основных понятиях, рассмотреть особенности физических процессов, проходящих в береговой зоне, приводящие к формированию определенных типов берегов.
Задачи:
- дать общее понимание процессов взаимодействия на границе океана и суши ; в береговой зоне,
- рассмотреть основные факторы формирования берегов,
- изучить основные типы берегов,
- оценить принципы защиты берегов и виды берегозащитных сооружений.
-
Методы и средства гидрометеорологических измерений
Общая трудоемкость (в ЗЕТ) - 4 зачетных единицы.
Дисциплина "Методы и средства гидрометеорологических измерений" включена в образовательный стандарт в базовую часть профессионального цикла ООП по направлению 05.03.04 "Гидрометеорология" подготовки бакалавров.
Дисциплина преподается в 5-ом семестре 3 курса (экзамен).
Цели освоения дисциплины (модуля): заложить основы знаний о средствах и методах океанологических исследований.
Задачи:
- рассмотреть современные методы океанологических исследований,
- рассмотреть технических средства для проведения океанологических работ,
- изучить основные требования к их эксплуатации,
- оценить возможности выбора приборов при проведении океанологических исследований.
-
Ресурсы Мирового океана
Общая трудоемкость (в ЗЕТ) - 5 зачетных единиц.
Дисциплина "Ресурсы мирового океана" включена в образовательный стандарт в вариативную часть профессионального цикла ООП по направлению 05.03.04 "Гидрометеорология" подготовки бакалавров.
Дисциплина преподается в 3-ом семестре 2 курса (экзамен).
Цели освоения дисциплины (модуля): формирование представления о ресурсах океанов, которые содержатся на дне и в его толще.
Задачи:
- дать общее понимание процессов взаимодействия на границе океана и суши ; в береговой зоне,
- рассмотреть основные факторы формирования основных видов ресурсов,
- изучить основные виды ресурсов Мирового океана,
- рассмотреть международно-правовые основы территориальной охраны.
-
Экология шельфовой зоны
Общая трудоемкость (в ЗЕТ) - 5 зачетных единиц.
Дисциплина "Экология шельфовой зоны" включена в образовательный стандарт в вариативную часть профессионального цикла ООП по направлению 05.03.04 "Гидрометеорология" подготовки бакалавров.
Дисциплина преподается в 8-ом семестре 4 курса (зачет).
Целью освоения дисциплины (модуля) "Экология шельфовой зоны" является
формирование представления об основных механизмах антропогенной трансформации процессов, связанных с природными условиями развития шельфа.
Задачи: - изучить происхождение и строение, классификацию и районирование шельфов;
- рассмотреть механизмы антропогенной трансформации процессов береговой зоны;
- исследовать опасность загрязнения осадкой и взвеси прибрежно-шельфовой зоны.
-
Экология прибрежных территорий
Общая трудоемкость (в ЗЕТ) - 3 зачетных единицы. Дисциплина "Экология прибрежных территорий" включена в образовательный стандарт в вариативную часть профессионального цикла ООП по направлению 05.03.04 "Гидрометеорология" подготовки бакалавров. Дисциплина преподается в 6-ом семестре 3 курса (зачет). Целью освоения дисциплины (модуля) "Экология прибрежных территорий" является сформировать представления о побережьях как совершенно своеобразных природных комплексах, характеризующихся максимальной напряженностью энерго - и массообмена, аномальным (в сравнении с континентами и океанами) состоянием атмо-, гидро-, лито- и биосферы, рядом эмерджентных свойств, определяющих их аттрактивность для человека.
Подвергаясь наибольшему техногенному воздействию, прибрежные территории требуют самого пристального внимания в природоохранной деятельности. Знание физико-географических особенностей прибрежных ландшафтов, форм антропогенного влияния на них, последствий этого влияния, является основой рационального природопользования в прибрежных зонах.
Прибрежные природные комплексы характеризуются ярко выраженной системностью, поэтому оптимальным является их рассмотрение с позиций системного подхода. В связи с этим в данный курс введен небольшой вводный раздел по общей теории систем. Кроме того, учитывая пограничную природу побережий, здесь отражена, хотя и слабо разработанная для наук о Земле, однако весьма продуктивная и перспективная концепция лимологии (науки о граничных эффектах и состояниях). В связи с этим решались следующие задачи.
Задачи:
- дать общее понимание процессов взаимодействия на границе океана и суши ; в прибрежной зоне,
- сформировать представление о побережьях и его основных понятиях,
- рассмотреть особенности физических процессов, проходящих в шельфовой зоне,
- оценить особенности протекания химических и биологических процессов в шельфовой зоне, физико-географического районирование побережий.
-
Радиационная экология Мирового океана
Общая трудоемкость (в ЗЕТ) - 2 зачетных единицы. Дисциплина "Радиационная экология Мирового океана" включена в образовательный стандарт в вариативную часть профессионального цикла ООП по направлению 05.03.04 "Гидрометеорология" подготовки бакалавров. Дисциплина преподается в 6-ом семестре 3 курса (зачет).
Цель курса: Заложить основы знаний о закономерностях взаимодействия экосистем (и их составляющих) с радиоактивными веществами естественного и искусственного происхождения, включая радиационные эффекты при облучении ионизирующей радиацией живых организмов и человека; общих научных и технических принципов формирования и базирования современных радиоэкологических методов исследования при решении проблем радиоэкологии. Получение практических навыков в определении радиоэкологических параметров в природных объектах с использованием радиометрических методов измерения.
Задачи курса:
-дать представление о предмете, объекте радиационной экологии мирового океана, месте радиационной экологии в системе географических наук;
-дать представление о современных методах исследования при решении радиоэкологических проблем;
-охарактеризовать источники радиационного излучения, способы миграции радиоактивных веществ в биосфере;
-показать формирование дозовых нагрузок, воздействие радиации на биоту и человека;
-показать уровень радиоактивного загрязнения морской среды, факторы самоочищения морских экосистем;
- дать представление о правовых основах и принципах радиационной безопасности РФ.
-
Палеогеография Мирового океана
Общая трудоемкость (в ЗЕТ) - 5 зачетных единицы. Дисциплина "Палеогеография Мирового океана" включена в образовательный стандарт в вариативную часть профессионального цикла ООП по направлению 05.03.04 "Гидрометеорология" подготовки бакалавров. Дисциплина преподается в 5-ом семестре 3 курса (экзамен).
Курс "Палеогеография Мирового океана" направлен на расширение и углубление знаний, также является источником знаний о прикладном направлении океанологии ; палеоокеанологии.
Цель курса - заложить основы знаний о средствах и методах палеоокеанологических исследований.
Задачи курса:
1. Познакомить студентов с современными и перспективными направлениями исследований в области палеогеографии Мирового океана.
2. Отработать применение методик реконструкций при палеоокеанологических исследованиях.
3. Подготовить студентов к специальной учебной и производственным практикам.
Данный спецкурс предлагается студентам на заключительном этапе обучения (3 курс), в значительной степени является прикладным и опирается на всю сумму знаний, полученных ими в процессе обучения.
-
Морская геология и геохимия
Общая трудоемкость (в ЗЕТ) - 3 зачетных единицы. Дисциплина "Морская геология и геохимия" включена в образовательный стандарт в вариативную часть профессионального цикла ООП по направлению 05.03.04 "Гидрометеорология" подготовки бакалавров. Дисциплина преподается в 7-ом семестре 4 курса (зачет).
Цель преподавания дисциплины - получение студентами необходимых сведений о рельефе и строении земной коры под Мировым океаном, эндогенных и экзогенных рельефообразующих процессах,
осадкообразовании в океанах и морях, основных черт рельефа побережий, подводных окраин материков, переходных зон, срединно-океанических хребтов, ложа океана как планетарных морфоструктур земной поверхности, проблемы происхождения и истории океана.
Задачи курса:
1. Сформировать основные представления о строении Мирового океана, арктических и дальневосточных морей России о формировании месторождений полезных ископаемых (в том числе и нефтегазоносности) в зонах шельфа.
2. Рассмотреть основые методы морских геологических исследований.
3. Изучить особенности распределения полезных ископаемых дна Мирового океана.
Дополнительная информация:
Доцент, кандидат географических наук по специальности "Геоэкология" (2006).
Научные интересы: океанология (Экспедиция в Арктику) геохимия, геоэкология морских экосистем, гидрохимия моря, гидрология, геоморфология, дистанционное зондирование Земли из космоса.
Занимается изучением биогеохимической миграции тяжёлых металлов в морских акваториях, вызванным необходимостью совершенствования методов расчёта миграции тяжёлых металлов, поступающих в морскую среду. В своих исследованиях активно использует компартментальные модели, основанные на балансе масс. Проводит исследования экзогенных процессов Азовского моря с помощью спутниковых и подспутниковых методов.
Ключевые слова: арктические моря, балансовые модели, водообмен, взвешенное вещество, гидрохимический режим, маргинальные фильтры, источники поступления, соединения тяжелых металлов, геохимическая нагрузка, седиментация, абразия, гидрологический режим.
Имеет более 80 научных публикаций (Список научных работ за период 1998_2016 гг.docx).
Является руководителем практик на кафедре океанологии, входит в состав Совета образовательных программ по наукам о Земле по направлению подготовки 05.03.04 "Гидрометеорология", руководитель образовательной программы по направлению 05.03.04 "Гидрометеорология" набора 2017 г.