Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
19.10.2023

Представители ЮФУ приняли участие в онлайн круглом столе «Программы подготовки инженерных кадров в рамках Передовых инженерных школ»

19.10.2023

Мероприятие состоялось 17 октября. Организатором выступил главный партнёр ПИШ ЮФУ – ГК «Ростех

Крупнейшие технические вузы могут объединить свои сильнейшие компетенции в рамках сквозных программ сетевого обучения инженеров с учетом целей и задач Федерального проекта «Передовая инженерная школа».

В онлайн круглом столе «Программы подготовки инженерных кадров в рамках Передовых инженерных школ», организованном Южным федеральным университетом (г. Ростов-на-Дону), приняли участие представители Госкорпорации Ростех, МИРЭА-Российский технологически университет, МИФИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАИ, ФГАНУ «Социоцентр» и т.д. Южный федеральный университет представили ректор Инна Шевченко, директор ПИШ ЮФУ Игорь Лысенко.

Эксперты отметили, что в каждом из вузов-участников ПИШ есть свои наработанные сильные практики преподавания по разным компетенциям, которые дополняют друг друга. Взаимодействие вузов по данному принципу позволит сформировать сильные образовательные программы и компетенции будущих высококвалифицированных инженеров.

«Для выполнения стратегических задач технологического развития страны Госкорпорации Ростех совместно с вузами-партнерами необходимо обеспечить подготовку инженеров-интеграторов, обладающих междисциплинарными компетенциями, которые, в свою очередь, позволяют от исследований продвинуться к разработке необходимых технологий и их запуску в серийное производство. Ключевая роль при этом отводится актуализации учебной программы под запрос индустрии в сочетании с комплексным политехническим образованием. В настоящий момент мы сфокусированы на развитии приоритетных для нас образовательно- профессиональных треков "Крылья Ростеха", "Код Ростеха", "Биотехмед Ростеха", построенных на данных принципах», – отметила директор по управлению персоналом Госкорпорации Ростех Юлия Цветкова.

«Развитие сетевого формата взаимодействия вузов в рамках ПИШ имеет огромный потенциал в части организации практик и стажировок как преподавателей, так и студентов, в том числе по линии ДПО. Студенты одной образовательной программы могут получать дополнительные компетенции в разных вузах. Это требует слаженной работы, например, цифровых кафедр МИРЭА и ЮФУ, отвечающих за разработку программ по целому ряду IT компетенций», – подчеркнула ректор ЮФУ Инна Шевченко.

В рамках беседы специалисты обсудили практики создания и реализации образовательно-профессиональных треков Госкорпорации Ростех «Крылья Ростеха», «Код Ростеха» и «Биотехмед Ростеха».

В интересах радиоэлектронной области и конкретно холдинговых компаний Ростеха АО «ОПК» и АО «Высокоточные комплексы» с 2023/2024 учебного года совместно с МИРЭА и ЮФУ запущена программа «Код Ростеха». В основе программы, как и программ «Крылья Ростеха» и «Биотехмед Ростеха» лежит модель опережающей подготовки специалистов. Одним из главных принципов такой модели является ее бесшовность – навыки и умения выпускников профильных инженерных классов в школах синхронизированы с учебными программами вуза, включая ДПО, которые сформированы с учетом требований организаций Корпорации.

В части разработки программ ДПО опорным вузом проекта «Код Ростеха» выступает ЮФУ, ряд программ разрабатывается на базе ПИШ «Инженерия киберплатформ». Именно эти программы планируется использовать в рамках сетевого взаимодействия для обучения студентов.

«Наработки, используемые в учебном процессе ПИШ, нашли применение и в процессе элитной подготовки инженеров в рамках программы «Код Ростеха». Студенты в рамках программ ДПО ПИШ получат дополнительные квалификации в области разработки цифровых моделей СВЧ-устройств, методов и средств проектирования», – рассказал директор ПИШ ЮФУ Игорь Лысенко.

По словам Юлии Цветковой, за каждым студентом с предприятия закрепляется наставник-эксперт, который максимально погружён в его учебную и производственную деятельность, что позволяет формировать индивидуальную профессиональную траекторию. Все студенты образовательно-профессиональных треков Корпорации с первого курса трудоустроены на предприятия Ростеха и по мере освоения профессиональных компетенций и общеобразовательных дисциплин вовлекаются в реальные проекты предприятий и конкретные производственные задачи госкорпорации. По итогам отбора лучшие студенты и выпускники проектов «Крылья Ростеха», «Код Ростеха», «Биотехмед Ростеха» получают возможность пройти обучение и повысить квалификацию в магистерских программах Передовых инженерных школ. Это инженеры с более высоким уровнем знаний.

«Вузам-участникам ПИШ приходится мириться, что во многих общеобразовательных школах наблюдается нехватка учителей по физике и математике. Чтобы соответствовать целям и задачам фундаментального политехнического образования, вузам в этой ситуации необходимо увеличивать количество часов по физике и математике на первых курсах. Параллельно с этим формируется отличный от стандартной подготовки образовательный путь инженера-участника программ ПИШ. В том числе это возможно благодаря современной инфраструктуре и оборудованию, которое предоставляется индустриальными партнерами», – отметила ректор ЮФУ Инна Шевченко.

По словам заместителя генерального директора Госкорпорации Ростех, члена бюро Союза машиностроителей, Николая Волобуева, индустриальными партнерами ПИШ со стороны Госкорпорации Ростех являются: ПАО «ОАК», АО «ОДК», АО «КРЭТ», ПАО «КАМАЗ», совместное предприятия Корпорации и АФК «Система» АО «Элемент». Дополнительно прорабатывается вопрос об участии в ПИШ АО "Вертолеты России", АО "Уралвагонзавод". В интересах данных организаций Корпорации инженеры осваивают в рамках ПИШ критические для суверенитета страны технологии, решая производственные задачи на «ближнем горизонте» на базе лабораторий и образовательных пространств в 9 вузах-партнерах.

В заключение ректор ЮФУ Инна Шевченко акцентировала внимание, что развитие инженерии и Передовых инженерных школ сегодня является общегосударственной миссией, поскольку технологический суверенитет Российской Федерации напрямую зависит от наличия высококлассных инженеров на отечественном рынке труда.

По итогам круглого стола участниками будет сформирован проект решения, направленный на усиление взаимодействия между Передовыми инженерными школами страны, а также запуск новых направлений подготовки инженеров для ведущих отраслей промышленности.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/73336

Дополнительные материалы по теме