О проблеме маловодья в донском регионе и путях ее решения заговорили на самом высоком уровне. Минприроды России предложило правительству РФ реализацию федерального проекта по спасению Дона.
Директор Департамента водных ресурсов РФ Роман Минухин назвал причины обмеления Дона: маловодье, связанное с изменением климата, и чрезмерное расходование воды на нужды сельского хозяйства. Так ли это на самом деле, и что об этой проблеме говорят ученые? Мы обратились за разъяснением к экспертам ЮФУ.
Гидролог, историк, экономист, почвовед и зоолог поясняют не только причины и последствия обмеления Дона и малых рек, но и рассказывают о мерах борьбы с этим катастрофическим явлением.
Гидролог о причинах маловодья Дона и малых рек Ростовской области
Андрей Кузнецов, директор Института наук о Земле ЮФУ, кандидат географических наук, доцент рассказал о масштабах беды и плачевных последствиях обмеления Дона и малых рек Ростовской области.
По словам специалиста, не только на региональном, но уже и на федеральном уровне о проблемах реки Дон говорят не случайно. Последние полтора десятилетия выдались на Дону маловодными. В связи с тем, что Дон является главным источником водоснабжения населения и хозяйства Ростовской области, на первый план для всего региона выходит проблема обеспеченности качественными водными ресурсами. Кроме того, это еще и экосистема, в которой по-прежнему обитают ценные промысловые виды рыб, важнейший поставщик пресной воды и питательных веществ в Азовское море, транспортная артерия, природный объект рекреационного, культурного значения.
«Под маловодьем понимается сокращение объема речного стока по отношению к норме, к средним многолетним значениям. В текущем году, например, объем притока вод в Цимлянское водохранилище составил лишь треть от нормы. Чередование маловодных и полноводных лет является естественным для любой водной системы и связано с климатическими циклами. Однако сейчас на эти циклы накладывается общий тренд глобального потепления климата, а также масштабное воздействие хозяйственной деятельности человека, в том числе зарегулирование самой р. Дон и большинства ее притоков, нарушение режима природопользования в водоохранных зонах, берегозащитных полосах, поступление значительных объемов загрязненных сбросных вод с орошаемых сельхозугодий, шахтных, коммунально-бытовых и производственных сточных вод. В результате продолжительность маловодного периода увеличивается, а объем речного стока продолжает сокращаться», - отметил Андрей Кузнецов.
Как пояснил директор Института наук о Земле ЮФУ, уже произошло и продолжается коренное изменение гидрологического и гидрохимического режима реки и ее притоков: многократно сократился объем весеннего половодья, которое раньше обеспечивало ежегодный промыв русла и поставку влаги, питательных веществ для пойменных почв; снижается проточность реки, сокращается ее водность под влиянием роста температуры воздуха и испаряемости, при том, что за счет искусственных водных объектов (водохранилищ, прудов, каналов) испаряющая водная поверхность существенно увеличилась; растет минерализация воды; заиливается и зарастает река и особенно ее притоки; происходит накопление загрязняющих веществ в донных отложениях; увеличивается продолжительность и интенсивность сезонного «цветения» водных объектов, что влияет на качество воды, поступающей населению; в условиях понижения глубин возрастают риски аварийных ситуаций на водном транспорте, разливов нефтепродуктов и других опасных грузов; вследствие сокращения площади нерестилищ и загрязнения резко сокращается численность популяций многих видов рыб.
«Над климатическими циклами разной периодичности мы, конечно же, не властны. Однако бережное отношение к системе Дона и его бассейна, более экономное водопотребление помогли бы существенно сгладить негативные эффекты маловодья. Главный потребитель донской воды в регионе – это сельское хозяйство. Так сложилось на протяжении многих десятилетий, однако в последние годы более засушливые условия теплого сезона, когда влага особенно нужна сельскохозяйственным культурам, увеличивают потребности воды на орошение, и это при том, что объем речного стока и без того сейчас существенно ниже нормы», - подчеркнул эксперт.
Также Андрей Кузнецов высказал свое мнение о переброске части стока из Волги в Дон, о котором говорят на федеральном уровне.
«Не думаю, что переброска части стока Волги в Дон является решением проблемы. Для бассейна Волги характерны те же проблемы, что и для бассейна Дона, и там они стоят не менее остро. Если в настоящее время острота проблемы маловодья на Волге временно спала, это еще не говорит о том, что там существует устойчивый избыток водных ресурсов. В то же время, переброска воды из одного речного бассейна в другой потребует серьезных капиталовложений, возведение новых гидроузлов, инженерных сооружений, которые внесут свой дополнительный вклад в нарушение водного режима двух рек, затруднят естественный водоток, увеличат испаряющую поверхность. В настоящее время и так часть речного стока бассейна р. Кубань по р. Егорлык и системе водохранилищ на р. Маныч попадает в р. Дон. В свое время решение о переброске стока было принято, исходя из тех соображений, что значительная часть бассейна р. Кубань расположена в регионе с достаточным или даже избыточным увлажнением, где среднее многолетнее количество атмосферных осадков, в отличие от Ростовской области, равно испаряемости или даже превышает ее. Однако сейчас недостаток водных ресурсов ощущается и там, и объем воды, перенаправляемой в систему р. Дон, сокращается. В свою очередь, р. Дон делится своим стоком с р. Волга по системе Волго-Донского канала, что необходимо для судоходства, нормальной работы шлюзов и продиктовано более высоким с точки зрения рельефа земной поверхности расположением долины р. Дон по отношению к долине р. Волга», - рассказал Андрей Николаевич.
По мнению эксперта, в складывающихся условиях и в связи с прогнозируемым на ближайшие десятилетия усилением засушливости климата Ростовской области необходимо приложить все возможные усилия для перехода к более экономному, бережному водопользованию, в особенности в сельском хозяйстве. Целесообразно провести инвентаризацию современного состояния малых рек и многочисленных действующих и заброшенных гидротехнических сооружений, прудов, перехватывающих и испаряющих значительную часть поверхностного стока, с составлением их экологических паспортов; после этого возникнет вопрос о ликвидации тех гидротехнических сооружений, которые в настоящее время уже не имеют хозяйственного значения. Необходимо привести в порядок берегозащитные полосы и водоохранные зоны, восстановить зеленые зоны, имеющие водоохранное значение, привести в порядок сети дождевой канализации в населенных пунктах, продолжить работу по реконструкции и введению в строй новых очистных сооружений коммунально-бытовых и производственных сточных вод, на постоянной основе проводить мероприятия, направленные на восстановление и воспроизводство водных биологических ресурсов. Без принятия этих мер масштабные работы по расчистке русел рек, модернизации некоторых из существующих гидротехнических сооружений, которым Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области справедливо уделяет большое внимание, останутся лишь борьбой с последствиями, а не с причинами, и в короткий срок снижение водности рек, продолжающиеся процессы их заиливания, зарастания и накопления загрязняющих веществ в донных отложениях сведут на нет все эти усилия.
Почвовед об эрозии почв и их влиянии на обмеление рек донского края
Ольга Безуглова, профессор кафедры почвоведения и оценки земельных ресурсов Академии биологии и биотехнологии им. Д. И. Ивановского ЮФУ рассказала, как нарушение технологии земледелия способствует обмелению малых и больших рек в Ростовской области.
«Одним из факторов, влияющих на обмеление малых рек, а вкупе с ними и Дона, является эрозия почв. Подверженные эрозии верхние слои почвы сдувает ветром, смывает талыми и дождевыми водами. Попадая в реки, частицы почвы способствуют их постепенному заиливанию. Малые реки постепенно мелеют, тем самым не могут достаточно питать крупные реки, в том числе Дон», - отметила Ольга Безуглова.
По словам почвоведа, в Ростовской области почти все 100% сельхозугодий подвержены эрозии почв. Связано это как с объективными причинами – особенностями рельефа, наличием эрозионно-опасных склонов, так и человеческим фактором – с нарушениями технологий обработки сельхозугодий. Один из примеров неправильного обращения с землей является ее распашка вдоль склонов. Склоны необходимо распахивать поперек, но очень часто аграрии не придерживаются этого правила и распахивают склоны вдоль, а это сильно влияет на сток и смыв почвы.
«Безусловно, эрозия почв вносит свою лепту в обмеление рек, но на сколько процентов и в какой степени, сказать сложно, такими данными, возможно как раз и владеют гидрологи», - добавила Ольга Безуглова.
Зоолог о влиянии обмеления рек на фауну Ростовской области
Алексей Тихонов, к.б.н, доцент, и.о. заведующего кафедрой зоологии Академии биологии и биотехнологии им. Д. И. Ивановского ЮФУ рассказал как обмеление рек на Дону отражается на фауну РО.
Так, по словам зоолога, обмеление Дона и впадающих в него рек может привести к изменениям фаунистических комплексов нашего региона. В первую очередь, конечно, ситуация затрагивает водные и околоводные экосистемы. Уменьшаются возможности для нереста рыб, в том числе редких, внесенных в Красные книги Ростовской области и России. Изменение стока Дона приводит к увеличению солености в Азовском море, что приводит к распространению типично морских видов животных. В качестве нашумевшего примера можно вспомнить массовый заход в Азовское море типично морского обитателя: медузы корнерота.
«С обмелением водоемов уменьшается площадь тростниковых зарослей, которые служат местом гнездования околоводных видов птиц. В частности, на юго-востоке области в зоне сухих степей практически исчезли тростниковые заросли на пресных водоемах, в результате чего уменьшается количество загнездившихся гусеобразных, куликов и чаек. На севере Ростовской области высыхают или заиливаются пресные озера в пойме левобережья Среднего Дона. Эти озера включены в список ООПТ Ростовской области, в частности: охраняемые ландшафты «Шолоховские озера», «Еланские озера», «Пойменные озера». Эти территории являются крайне важными в сохранении фауны региона: на этих озерах кормились такие редкие виды рыбоядных птиц, как орлан-белохвост и скопа. Эти озера также являются одним из редких мест обитания русской выхухоли, животного занесенного в Красный список Европы, Красный список МСОП с категорией EN (вымирающие виды)/ Обмеление, заиливание и высыхание озер приводит к разрушению среды обитания этого животного. Ростовская область находится на южной границе ареала выхухоли, вследствие чего она в наших краях крайне уязвима. Общие последствия от аридизации климата предсказать довольно сложно. Вероятно, зона сухих степей будет сдвигаться на северо-запад, вместе с ней будут расселяться виды животных, характерные для полупустынь и пустынь Калмыкии и Дагестана», - пояснил Алексей Тихонов.
Экономист о последствиях маловодья на развитии региона
Наталья Косолапова, профессор кафедры экономической кибернетики экономического факультета ЮФУ, доктор экономических наук рассказала, как обмеление рек в Ростовской области влияет на экономику региона.
Как отметила Наталья Косолапова, в бассейне Дона 1737 водотоков, из них 1703 относятся к малым. На территории Ростовской области протяженность малых рек составляет более 9 тысяч км. Малые реки бассейна во многом определяют формирование речного стока и качество воды Дона и Северского Донца. В настоящее время малые реки испытывают высокую антропогенную нагрузку, вызванную интенсивной хозяйственной деятельностью. В результате безвозвратного водопотребления для отдельных водных объектов сток сократился до 30%. Интенсивное использование водных ресурсов малых рек послужило причиной их обмеления и неудовлетворительного экологического состояния, что является лимитирующим фактором дальнейшего их хозяйственного использования и влечет необходимость дополнительных затрат на восстановление водных объектов.
«Пожалуй, самым ярким примером, характеризующим влияние ухудшения состояния водных ресурсов бассейна Нижнего Дона, является ситуация с рыбным хозяйством Азово-Донского района. Изменение гидрологического режима, обмеление малых рек привело к снижению качества воды, существенному ухудшению условий воспроизводства водных биологических ресурсов и повлекло катастрофическое снижение рыбопродуктивности Азово-Донского района. Для преодоления этой ситуации необходимы такие меры как строительство нерестового канала в обход Кочетовского гидроузла, предварительная стоимость проекта составляет 1,5 млрд. рублей, и модернизация сохранившихся воспроизводственных предприятий, что по предварительным оценкам потребует инвестиций в сумме не менее 1, 3 млрд. руб. В то же время необходимо восстанавливать рыбные запасы. На цели искусственного воспроизводства водных биоресурсов для последующего выпуска в водоемы ежегодно выделяются средства из областного бюджета, с 2017 года выделено уже более 27 млн. рублей», - пояснила Наталья Косолапова.
Краевед об истории маловодности реки Дон
Андрей Бойко, доцент кафедры археологии и истории древнего мира Института истории и международных отношений ЮФУ рассказал о степных кризисах биогеоценоза и их влиянии на реку Дон.
«Мы живем в такое парадоксальное время: с одной стороны с середины 19 века идет общее повышение мирового океана, и ежегодно он повышается на несколько миллиметров (в Юго-Восточной Азии огромные территории затапливаются водой), с другой стороны - критично мелеют реки. До недавнего времени эта проблема касалась Волги, сейчас – Дона. То есть судоходные реки становятся несудоходными, в водные пространства, как Цимлянское море, превращаются в зловонные болота, заросшие сине-зелеными водорослями», - объяснил эксперт.
По словам краеведа, на обмеление реки могут влиять два составляющих элемента, один из них связан с ритмами нашей планеты с трансгрессией-регрессией мирового океана, другой – с антропогенной деятельностью человека. Также эксперт отметил, что это не единственное маловодье в истории реки Дон. Были времена, когда уровень реки был еще ниже, даже исчезало Азовское море, вместо него было русло реки, которое впадало практически сразу в Черное море.
«Считается, что в истории был так называемый новоэвксинский этап, то есть 12-14 тысяч лет назад в эпоху финала древнего каменного века (верхнего палеолита), уровень воды понизился настолько, что Азовское море практически исчезло, а древний Дон тек по его обезвоженной равнине, практически впадая в современный Керченский пролив. В это время общий уровень вод был на 90−110 метров ниже современного. Многие памятники археологии верхнего палеолита, расположенные на речных террасах, находятся выше всех остальных, а уже памятники среднего или нового каменного века - мезолита или неолита - находятся ниже. То есть каждый ледниковый период, а их было всего четыре, создавали свои речные террасы, которые как бы спускались ниже к устью реки. История показывает, что меняется не только уровень рек, но и местоположение их русел. Сейчас мы можем наблюдать процесс роста дельты Доны. За последние двести лет она видоизменилась, появились новые острова», - добавил эксперт.
Как рассказал Андрей Бойко, эти процессы ускоряются с участием человека. Например, строительство Цимлянского водохранилища привело к изменению гидрологического режима Дона. Также строительство гидроузлов, а их порядка девяти, влияет на Дон. Увеличилась площадь испарения воды, что объективно влияет на обмеление рек. Кроме того, строительство дорог приводит к уничтожению балок и оврагов, которые являются естественными проточными коммуникациями, служащими для поступления воды в реку.
«В последнее время на Дону земснаряд – редкое явление. На реках практически не ведутся дноуглубительные работы. 20-30 лет назад в низовье Дона это была обычная картина. Кстати, во время этих работ поднимали интересные археологические находки», - подчеркнул Андрей Бойко.
По словам спикера, в истории нашей планеты наблюдались и ранее кризисы степных биогеоценозов, то есть всех систем, которые и влияют на уровень воды в реках. Во время геологических шурфовок и археологических раскопок было выявлено за последние три тысячи лет минимум пять крупных кризисов степных биогеоценозов: XVIII−XVII вв. до н.э., XII−XI вв. до н.э., IV вв. до н.э., VIII−IX вв. н.э., XI н.э. при которых образовывались эоловые прослойки (истончение плодородного слоя и опустынивание земель). Это время было одновременно и эпохой сложных этнокультурных процессов в регионе, связанных с миграцией значительных групп населения.
«Однако ранее происходящие кризисы имели локальный характер, и природа могла самовосстановиться, а не системный, как нынешний. И если сейчас не предпринять серьезных мер, то прогнозы могут быть только отрицательные», - подытожил историк.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/64112