Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
09.04.2020

История вторая: Ученые ЮФУ проводят исторические параллели известных эпидемий

09.04.2020

Амиран Урушадзе, к.и.н., доцент Южного федерального университета рассказывает об эпидемии чумы, которая произошла в 1812 году в Одессе, о борьбе с этой эпидемией, жертвах и опыте, который получили одесситы.

Продолжаем цикл статей о наиболее известных пандемиях прошлых столетий. Историки Южного федерального университета решили напомнить об наиболее известных мировых эпидемиях, которые случились в прошлом, а также об их влиянии на глобальные процессы в экономике, геополитике и демографии. 
Чума в Одессе 1812 года
«В августе 1812 года, когда Российская империя сдерживала натиск Великой армии Наполеона, в Одессу пришла чума. Для местной власти это был неожиданный и страшный удар. После первых смертей с признаками чумы, одесский градоначальник и генерал-губернатор Новороссийского края Эммануил Ришелье начал принимать энергичные меры: ограничил общественную жизнь, разделил город на отдельные районы, устроил пункты карантина. Но это не помогло: ежедневно умирало не менее двадцати человек. В октябре общее число жертв заразы перевалило за тысячу. Ришелье ввел всеобщий карантин – закрылись лавки, трактиры, рынки, банки, бани, школы, театры и даже церкви. Горожанам запретили покидать свои дома, а в качестве гостей допускались только врачи, священники и повивальные бабки. Одесса была отрезана от внешнего мира, каждый ее дом напоминал отдельный карантин», - подчеркнул Амиран Урушадзе. 
По его словам, за двенадцать дней до введения всеобщего карантина население предупредили о необходимости заготовить запасы на месяц. Поэтому в массовых закупках гречки и туалетной бумаги во время эпидемии коронавируса 2020 года нет ничего нового – генетическая память. Сталкиваясь со смертельной эпидемией, человек реагирует мгновенно: сделать стратегический запас и ждать ухода болезни. Это не глупость или паника, а коллективный опыт человечества. 
Как рассказал историк, противочумный карантин в Одессе 1812 года длился 46 дней. В это время, как писал историк Аполлон Скальковский, «дома и лавки были заперты, повсюду царствовала тишина, улицы и площади опустели, одни только патрули разъезжали по городу для наблюдения за строгим исполнением карантинных мер». 
«Уже французы оставили Москву, а чума все не покидала Одессу. Только в середине февраля 1813 года город начал оживать. Болезнь ушла, и это вызвало понятное воодушевление горожан, но длилось оно недолго. Оказалось, что экономика богатого портового города и всей Новороссии подорвана. Торговля замедлилась на карантинных станциях, множество мелких лавочников разорилось, городская инфраструктура была в запустении. На помощь пришел крупный бизнес: богатые купцы решили выплачивать дополнительные налоги с вывоза продукции из Одессы. Известный предприниматель Николай Штиглиц безвозмездно передал городу сто тысяч рублей – сумма довольно крупная, учитывая, что годовое жалованье российского министра в середине XIX столетия равнялось 12 тысячам рублей. Все это способствовало оживлению Одессы и возвращению города к нормальной жизни. Но чума вернется сюда в 1837 году», - подытожил Амиран Урушадзе. 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/62660

Дополнительные материалы по теме