Наступающий 2026 год по восточному календарю пройдёт под знаком Лошади — животного, чья история неразрывно связана с донскими степями. В России интерес к конному туризму растёт: от многодневных походов на Алтае и Кавказе до фестивалей в Якутии. Что в этом тренде предлагает Ростовская область, рассказывает эксперт ЮФУ.
Шермиции и джигитовка — не пустые слова
Турпакеты, ключевым элементом которых является верховая езда наиболее развиты в регионах с живописной горной природой. А в донских степях конь прежде всего — друг казака, и в турпотоке региона присутствует особым образом.
Директор Института туризма, сервиса и креативных индустрий Южного федерального университета Сергей Горяйнов рассказал, что понятия «конный туризм» как самостоятельного продукта, который можно было бы найти на сайтах туроператоров, конечно, не существует.
«Однако туризм такая универсальная сфера, что спортивные соревнования, исторические реконструкции, праздники, сопровождающиеся проведением шермиций (примерные бои, устраиваемые на праздниках донскими казаками), так или иначе привлекают к нам жителей других регионов – а любой приехавший в область и задержавшийся здесь более чем на сутки – уже по определению турист. Не думаю, что это будет массовый туризм, сегодня выведение и содержание лошадей – очень дорогостоящая и эксклюзивная история. Нужно сохранять, что есть, а есть немало – это и конно-спортивные клубы, и конные соревнования в Таганроге, Константиновском, Шолоховском, Орловском и других районах области, событийные шермиции в пригородах Ростова, поселке Рассвет, хуторе Старозолотовском, в той же Вешенской», — рассказал Сергей Горяйнов.
Вопрос о неформальном статусе «конной столицы» России, по словам Сергея Геннадьевича, пока остаётся открытым, и такие регионы, как Карачаево-Черкесия или Чечня, также заявляют об этом. Успех, как считает эксперт, будет зависеть не от формального титула, а от реальной работы по развитию необходимой для туристов инфраструктуры.

За яркими событиями стоит повседневная работа множества небольших предприятий и энтузиастов. Несмотря на высокую стоимость содержания лошадей, в Ростовской области сформировалась сеть конно-спортивных клубов, разбросанных по разным районам. Эти организации предоставляют туристам базовые услуги: конные прогулки, обучение верховой езде, шоу-программы с джигитовкой. Их деятельность — это практическое воплощение связи региона с лошадьми.
«В силу причин, о которых я сказал выше, таких компаний не может быть много, но и тот список, который есть, вызывает уважение, прежде всего к труду тех, кто непосредственно ухаживает за лошадьми. Спрос на такие услуги существует, но он ограничен и не является массовым. Развитие этого направления напрямую связано с подготовкой квалифицированных кадров — тренеров, инструкторов, организаторов», — объяснил Сергей Горяйнов.
Он добавил, что туристическая отрасль в стране в целом испытывает острый дефицит специалистов. Подготовка людей, способных не только работать с лошадьми, но и создавать вокруг этого качественный сервис для гостей, — одна из важных задач.
Скачет красная конница. Куда? На Вольный Дон!
С 2018 года туристическим брендом Ростовской области является красный конь на фоне надписи «Вольный Дон». Образ летящего над степью красного коня — не просто красивая картинка для туристической брошюры. Этот символ, призванный в один миг вызывать в памяти и вольный дух казачества, и безбрежные просторы, и особую донскую удаль, стал результатом масштабной общественной работы.
В 2016–2018 годах при разработке бренда к работе привлекли самые разные городские и региональные сообщества: краеведов, предпринимателей, деятелей культуры, казаков, активных жителей. Общий охват этой кампании, по оценкам организаторов, составил более 120 тысяч контактов. В ходе многочисленных обсуждений, фокус-групп и общественных слушаний и кристаллизовался тот самый набор смыслов — свобода, мощь, простор, историческая память, — который нужно было воплотить в зримом образе.
Графическое решение было поручено талантливым дизайнерам, среди которых была выпускница ЮФУ Юлия Вялкина, а общее руководство проектом осуществлял известный общественный деятель и амбассадор региона Алексей Матвеенко.

«Мне очень нравится цвет – красный, на мой взгляд, олицетворяет свободу, силу, мощь и одновременно краски донской степи. Туристический бренд, это ведь не просто логотип, это целый набор паттернов – исторических, культурных, эмоциональных, которые талантливо воплощены. К картине Петрова-Водкина «Купание красного коня» это не имеет отношения, но имеет отношение к другой картине — «Скачет красная конница» Казимира Малевича», — подчеркнул Сергей Горяйнов.
«Жеребец» Шолохова — это ответ «Холстомеру» Толстого
В разговоре о конном туризме на Дону нельзя ограничиться только экономикой и инфраструктурой. Его глубинная основа — особые, многовековые отношения человека и лошади, отлитые в культурный код казачества и нашедшие отражение в русской литературе. Чтобы понять, почему лошадь здесь — больше, чем транспорт или спортивный инвентарь, стоит обратиться к двум классическим текстам: повести Льва Толстого «Холстомер» и рассказу Михаила Шолохова «Жеребёнок». Их сопоставление раскрывает философский спор, напрямую касающийся восприятия лошади, — спор, в котором донской автор даёт свой, исполненный трагического гуманизма ответ.
Повесть Толстого, рассказанная от лица старого пегого мерина Холстомера, — это беспощадное исследование института собственности и человеческой жестокости. Рождённый с некрасивой пегостью, Холстомер с юности признан «неправильным». Его жизнь — цепь переходов от одного владельца к другому, пока он не попадает к гусару Серпуховскому, прожигателю жизни. Для Серпуховского конь — лишь атрибут статуса и средство для погони за удовольствиями. В финале загнанного, никому не нужного мерина отправляют на скотобойню. Толстой проводит жёсткую параллель: судьба лошади, чью плоть и кости пускают в дело, зеркально отражает пустую жизнь её хозяина. Лошадь здесь — совершенная жертва социального устройства, безгласная собственность, страдающая от человеческого тщеславия и равнодушия.
Действие шолоховского рассказа, написанного почти полвека спустя, разворачивается в пламени Гражданской войны на Дону. В казачьем эскадроне красноармейца Трофима рождается жеребёнок. Появление беспомощного существа посреди войны — абсурд и обуза. Командир дважды приказывает его пристрелить, но Трофим не может этого сделать. Кульминация наступает при переправе через Дон: жеребёнок начинает тонуть, и Троша под шквальным огнём бросается его спасать. Он выталкивает жеребёнка на берег, но тут же получает смертельную пулю в спину.
Этот поступок — не воинский подвиг, а мгновенный, инстинктивный выбор, который Шолохов возводит в высшую степень человечности. Трофим жертвует собой не за идею, а за хрупкую, только что начавшуюся жизнь. Его смерть, описанная с пронзительной деталью («губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью»), наполнена трагическим смыслом, отсутствующим в утилитарной гибели Холстомера.
«Если углубиться в философию, отношение к лошадям буквально «вбито» в генетический код дончан. И этот код проявляется даже в самых закоренелых урбанистах. О том, как трехлетних казачков сажали в седло и приучали к верховой езде, взахлеб рассказывают даже те, кто имеет о казачестве самые смутные представления. Поэтому в год красного коня всех приглашаю … на «родину» красного коня», — подытожил Сергей Горяйнов.
Автор текста: Алексей Романенко, фото https://visitdon.ru
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/79382

