Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
03.07.2024

К слову про антиплагиат: в российских вузах могут разрешить ограниченно использовать нейросети при написании диплома

03.07.2024

В вузах прошли защиты выпускных квалификационных работ. Все студенты в обязательном порядке подтверждали оригинальность своих исследований с помощью сервиса «Антиплагиат.ВУЗ».

Как добиться высокого процента оригинальности текста диплома, становится ли Антиплагиат с каждым годом строже и что делать, если вас ложно обвинили в плагиате, рассказывает эксперт ЮФУ.

 

Машинно-сгенерированный текст

 

С 2023 года в системе Антиплагиат появился модуль «Детектор искусственных текстов». При проверке появляется надпись: «Подозрительный документ: в документе присутствует сгенерированный текст», указаны страницы, а текст выделен красным цветом.

 

Начальник отдела координации и продвижения издательской деятельности ЮФУ Елена Щетинина рассказала, что проблема заключается прежде всего в том, что искусственный интеллект нередко «выдумывает» факты, даёт ссылки на несуществующие произведения в библиографическом списке и периодически повторяет в тексте то, что уже было. Даже самые современные и «умные» нейросети не понимают смысла того, что пишут, они механически воспроизводят структуру научной работы согласно алгоритму.

 

«В течение года я периодически участвую в онлайн-вебинарах Антиплагиата, где обсуждаются разные вопросы: разные уровни пользователей системы, изменения в системе «Антиплагиат», культура цитирования, проверки ВКР и другие актуальные темы. На всех вебинарах руководство «Антиплагиата» советует вузам принять происходящее как новую реальность: нейросети плотно вошли в учебную деятельность студентов, и напрямую запрещать их — не выход. Другое дело — менять требования к квалификационным работам, разрабатывать такие формы проверки, которые позволят определять личный вклад соискателя. В остальном же не стоит переоценивать риски машинного обучения и потенциальное влияние технологий», — рассказала Елена Щетинина.

 

Например, в мае прошёл круглый стол на тему «Сгенерированные тексты в ВКР: имитация или норма. Выбор университетов». Большинство участников, представителей вузов поддержали позицию, что нельзя запрещать использование ИИ, лучше регламентировать их использование, например, ограничить на уровне 20%.

В этом случае студент должен будет обсудить со своим научным руководителем, какой системой он хочет воспользоваться и с какой целью. А в отчёте о преддипломной практике студент сможет, не скрывая, описать, какой запрос он давал искусственному интеллекту и что в итоге получил.

 

«Даже при обнаружении подозрительного текста, очень похожего на машинно-сгенерированный, невозможно доказать, что студент писал его не сам по формальным признакам, можно только с помощью внимательного изучения работы человеком. Только сам преподаватель может провести дополнительное обсуждение работы с её автором, проверить, насколько хорошо он сам знаком со своим текстом. Если научный руководитель студента принимал у своего дипломника ВКР по главам и параграфам, в течение учебного всего года, шаг за шагом, то он будет знать о подлинности исследования и может опровергнуть некоторые замечания Антиплагиата», — подчеркнула Елена Щетинина.

 

Совпадения

 

Антиплагиат все время совершенствуется и обновляется, но это скорее интересно проверяющему эксперту. Например, в ноябре кардинально поменялась форма отчета, стала гораздо удобней и информативней. А студентам и аспирантам необходимо знать, что если они точно знают, что писали текст сами, а Антиплагиат показывает большой процент заимствований или сгенерированный текст, то необходимо обратиться в поддержку support@antiplagiat.ru, и они помогут понять причину.

 

«Результаты проверки через «Антиплагиат» носят предварительный характер, необходима экспертная оценка проверяющего. Окончательное решение, является ли обнаруженное совпадение заимствованием или корректной цитатой, принимает проверяющий. Кроме процента оригинальности, учитываются многие параметры: выделено ли дословное заимствование кавычками, есть ли ссылка на источник в тексте проверяемого документа, упомянут ли источник в списке литературы», — рассказала Елена Щетинина.

 

«Строгость» Антиплагиата зависит от количества модулей поиска. Сегодня система «Антиплагиат.ВУЗ» обеспечивает проверку текстов документов по миллионам открытых источников в интернете, а также по специальным коллекциям научных документов и архивам литературы. Конечно, с каждым годом количество источников увеличивается, а значит, можно сказать, что проверка становится «строже».

 

При этом у студента не получится взять текст из интернета и переписать своими словами: заменить слова синонимами, а предлоги и союзы другими синтаксическими конструкциями.

 

«Перефразированные заимствования – это перестановка слов, попытка убрать лишние слова и так далее. Совет для всех один: пишите своими словами, анализируйте, делайте выводы, а не переписывайте чужие тексты. Если человек разбирается в теме, ему не составит труда сформулировать сложные вещи простыми словами», — объяснила Елена Щетинина.

 

 

Цитирование

 

Самое важное, что надо знать, — это правила цитирования, которыми необходимо правильно пользоваться, это снимает большое количество проблем. Это полезно знать всем.

Как «Антиплагиат» определяет цитирование:

Алгоритм определяет как цитату текст, взятый в кавычки и удовлетворяющий хотя бы одному из условий:

 ▪ перед цитатой указано полное имя автора цитаты, либо фамилия и инициалы, а также слово, обозначающее высказывание (говорит, пишет, утверждает и т. д.);

▪ после цитаты стоит ссылка на источник (в квадратных или круглых скобках);

▪ после цитаты стоит сноска.

«Советую всем не подстраиваться под систему, пытаясь переставлять, убирать слова, ставить кавычки лишь бы попасть в цитирование и не пугаться, когда показан большой объем заимствований, а лучше внимательно посмотреть отчет, часто встречаются случаи, когда Вы пользовались источником, который не оцифрован, и честно его указали в работе, но кто-то еще им пользовался (другой автор) и в этом случае будет показано, что Вы заимствовали работу у него, что не так. В таких случаях надо доказать свою правоту проверяющему», — подытожила Елена Щетинина.

Справочно:

 

ЮФУ, как и большинство вузов России, подключен к системе «Антиплагиат. ВУЗ», оптимальной для учебных заведений. Система включает возможности «Антиплагиат. Эксперт», позволяет высшим учебным заведениям организовать проверку работ студентов и автоматизировать процессы взаимодействия между преподавателями и студентами.

 

Рекомендуемые значения оригинальности текста таковы: ВКР бакалавра — 40%, ВКР специалиста или магистра — 50%, ВКР аспиранта — 60%.

Оригинальность кандидатских и докторских диссертаций должна составлять 80–85%, но окончательное решение определяют диссертационные советы.

 

Учебники преподавателей должны быть оригинальными на 55%, монографии — на 75%.

 

Минимальные значения оригинальности статей учёных в научных журналах устанавливает редколлегия каждого журнала, обычно в районе 70%.

 

Существует два алгоритма проверки на Антиплагиат в учебных подразделениях ЮФУ: первый способ — студент присылает на проверку работу, она загружается преподавателем в роли «эксперта» в систему «Антиплагиат», интерактивный отчет подвергается анализу — учитывается не только процент оригинальности — и по результатам принимается решение, при необходимости возвращается на доработку. При проверке таким образом количество проверок не фиксируется и автоматически не загружается в индекс (собственная Коллекция), и ЭБСО.

 

Второй способ — преподаватель в своем кабинете создает курсы и задания для студентов, рассылает им приглашения, получает работы, загружает в систему, просматривает и редактирует отчет, добавляет документы в индекс (собственная Коллекция), загружает ВКР в ЭБСО. Студент в этом случае через личный кабинет загружает работу по приглашению преподавателя, после проверки просматривает её результат: процент оригинальности, оценку и комментарий преподавателя и краткий отчет. Фиксируется автоматически количество проверок работы.

 

Южный федеральный университет безусловно поддерживает стремление студентов осваивать современные информационные технологии. Более того, сегодня именно российские вузы задают тренды развития искусственного интеллекта. Однако эти технологии должны быть инструментом для работы над исследованием, а не его автором. Курсовые и дипломы студентов отражают полученные ими в вузе профессиональные компетенции и знания. ЮФУ, как и другие вузы, использующие систему Антиплагиат, будет внимательно следить за подлинностью и оригинальностью студенческих работ.

 

Автор текста: Алексей Романенко, ред. Молоткова О.А.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/75615

Дополнительные материалы по теме