Западные учёные обеспокоены, что система океанических течений, поддерживающая привычный для нас климат в Северном полушарии, может разрушиться уже в 2025 году. Обоснованы ли эти опасения и какие последствия в этом случае ждут Россию, рассказывает океанолог Южного федерального университета.
Грелка Европы
Гольфстрим — это мощное струйное течение, которое формируется в Северном полушарии Атлантического океана. Его зарождение связано с большим нагоном воды в Мексиканский залив пассатными ветрами. В результате из залива вытекает быстрое сточное Флоридское течение, которое соединяется с теплым Антильским течением и, в общем-то, формирует Гольфстрим.
Профессор кафедры океанологии Института наук о Земле ЮФУ – базовой кафедры Южного научного центра РАН Людмила Беспалова рассказала, что это течение имеет протяженность более 10 000 километров. От полуострова Флорида оно пересекает Атлантический океан со скоростью 6–10 км/час и доходит до побережья Европы.
Ширина этого потока теплых и соленых вод изменяется от 75 до 120 километров, глубина 500–800 метров. Гольфстрим доходит до Ньюфаундленской банки и далее носит название – Северо-Атлантическое течение, у берегов Скандинавского полуострова — Норвежское и Нордкапское.
«Течение приходит в Северный Ледовитый океан в виде ветвей Шпицбергенского и Баренцевоморского течения. В результате мы имеем в России незамерзающий порт Мурманск. Гольфстрим еще называют «грелкой» Европы. Масса теплой воды нагревает воздух над океаном, и западный ветер переносит его на европейский континент, формируя здесь мягкий комфортный климат», — рассказала Людмила Беспалова.
Температура Гольфстрима зависит от интенсивности пассатных ветров. В период их усиления вода в течении более теплая, а в период ослабления – более холодная. Цикличность этих колебаний температуры изменяется от 3 до 9 месяцев. Но прекратиться полностью пассатные ветры не могут, откуда тогда опасения, что остановится Гольфстрим?
Компьютерная модель надвое сказала
Дело в том, что пока Гольфстрим идет через весь Атлантический океан из американских тропиков в северную Европу, его практически перпендикулярно пересекают несколько холодных течений с Северного полюса: самые крупные из них – Лабрадорское и Восточно-Гренландское течения. Климатическая система, в которой эти течения уравновешивают друг друга, называется атлантическая меридиональная опрокидывающая циркуляция (AMOC).
«Покровные ледники Гренландии, льды на островах и паковые льды Северного Ледовитого океана тают, опресненные воды имеют меньшую плотность, это мешает их опусканию и формированию обратного потока, который существует в настоящее время. Отдав свое тепло в атмосферу, вода опускается на большую глубину в океане и медленно дрейфует на юг, где снова нагревается, и цикл повторяется», — объяснила Людмила Беспалова.
Если таяние ледников будет происходить слишком быстро, этот конвейер по поставке теплой воды из тропической зоны океана в умеренные и полярные широты может быть нарушен. Эти выводы основаны на данных компьютерного моделирования, выполненного немецкими, датскими и голландскими учеными. Тогда в Европе и в Северной Америке может наступить значительное похолодание.
«Институт Океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук регулярно производит инструментальные измерения в Атлантическом океане. Согласно их исследованиям, в поле течения Гольфстрим за последние 50 лет четкого тренда изменения интенсивности Гольфстрима не выявлено. Установлены примерно 12–15-летние колебания», — подчеркнула Людмила Беспалова.
Компьютерные прогнозы бывают довольно точны, но в таких сложных системах, как климат Земли, слишком много факторов, и каждая математическая модель учитывает лишь часть из них. В зависимости от того, какие тенденции экстраполировать, можно говорить о коллапсе Гольфстрима через год, черед десять или через сто лет. Но пока что он не замедлился совсем. И на это обращают внимание российские учёные.
Катастрофа не бывает медленной
На Земле постоянно происходят изменения климата. Сотни миллионов лет длятся эры, десятки миллионов лет — периоды, а те в свою очередь состоят из эпох. 12 тысяч лет назад завершилось последнее оледенение, и мы до сих пор живём в межледниковье. Причины глобальных изменений климата различные: горообразование, вулканическая деятельность, изменения светимости Солнца и орбитальных параметров Земли, изменения глобальной циркуляции воздушных масс и вод в океане.
«Изменение климата происходит довольно постепенно, и человек может адаптироваться к изменяющимся условиям. Катастрофа – это крупное неблагоприятное событие, стихийное бедствие, влекущее за собой трагические последствия. Катастрофой всепланетного масштаба можно назвать падение крупного астероида или извержение супервулкана Йеллоустон, потому что такое невозможно предсказать, а изменения климата — это то, с чем просто нужно жить и искать пути адаптации к ним», — поделилась Людмила Беспалова.
В нашу эпоху Гольфстрим уже однажды останавливался. В 1600 году извержение перуанского вулкана Уайнапутина выдало огромное облако пепла, которое накрыло всю северную часть Южной Америки над Карибским и Саргассовым морями. Вода стала меньше прогреваться, тёплое течение резко ослабло, и после этого три года в Европе из-за холода не вызревали зерновые культуры. В России тот голод выпал на Смутное время. И даже вулканический пепел, закрывший Землю от солнца 400 лет назад, остудил Гольфстрим лишь на время, а потом природа взяла своё.
Предупрежден — значит вооружен
При этом не стоит и преуменьшать угрозу остановки Гольфстрима. Климат России очень сильно зависит от Атлантического океана: западным переносом, господствующим в умеренных широтах, в Россию приносятся циклоны, а с ними – влага и тепло. С удалением от Атлантического океана на восток климат меняется от умеренно-континентального на Русской равнине до континентального в Западной Сибири и резко континентального в Восточной Сибири. Континентальность проявляется в уменьшении количества осадков и росте амплитуды температур между зимой и летом.
«С ослаблением Гольфстрима, если это всё-таки произойдёт, зимы в России станут более суровыми, а в летний период возможны сильные засухи. Увеличится частота экстремальных гидрометеорологических явлений. Для народно-хозяйственного комплекса страны и для людей это серьезные вызовы. Но тот, кто предупрежден, тот и вооружен!» — подытожила Людмила Беспалова.
Имеющаяся база данных наблюдений за состоянием атмосферы и океана (а это более 300 лет) позволит составлять прогноз климатических изменений и разрабатывать сценарии развития с учетом адаптации как к глобальным, так и к региональным колебаниям климата. Всё зависит от точности этого прогноза.
В Институте наук о Земле ЮФУ на высоком уровне ведется подготовка специалистов в области гидрометеорологии, географии, экологии и природопользования, которые успешно трудятся в системе Росгидромета, Росприроднадзора, Федерального агентства водных ресурсов (РосНИИ ВХ) и Росрыболовства (ВНИРО) Минприроды России, в подразделениях МЧС России, а также в академических институтах (ЮНЦ РАН, ИО РАН, ИВП РАН).
Автор текста: Алексей Романенко
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/75444