Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
15.09.2023

Легенды о Вещем Олеге: где миф, а где реальность — рассказал историк ЮФУ

15.09.2023

Он принял смерть от коня своего, сбирался отмстить неразумным хазарам и назывался «Вещим»: где правда, а где вымысел в биографии князя Олега — рассказал историк ЮФУ.

 

15 сентября отмечается день памяти князя Олега. Вокруг личности князя собрано множество домыслов вместе с реальными фактами. О нем писали Пушкин, Рылеев, Васильев и многие другие писатели и поэты. Биография князя запечатлена и в летописях, но что из этого действительно правда, а что ложь? Возможно ли, что известные всем факты о древнерусском правителе всего лишь вымысел — рассказала кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории средних веков и нового времени Института истории и международных отношений ЮФУ Наталья Николаева.

«Вы не князья и не княжеского рода, но я княжеского рода»

Первый вопрос, который возникает при изучении истории князя Олега, — его правление, а точнее, каким образом он получил трон. В Повести временных лет под 879 годом сказано: «Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу – родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень молод».

Казалось бы, ответ на поставленный вопрос лежит на поверхности — отмечает эксперт: Олег был родственником Рюрика, и князем он стал по желанию последнего ввиду малолетства его собственного сына.

Передача Рюриком перед смертью княжения своему родственнику Олегу и назначение его опекуном своего малолетнего сына Игоря. Изображение из Радзивиловской летописи.

По словам историка, родственная связь Олега, Игоря и Рюрика подчеркивается в Повести временных лет не единожды, но нигде не конкретизируется. Существенных дополнений по этому вопросу не вносят и другие летописи.

«Новые данные мы встречаем лишь в трудах В. Н. Татищева. В своей «Истории» он называет Олега «свойственником» Рюрика, а в примечаниях пишет: «Олег же, как мнится, шурин Рюриков, а Игорю дядя по матери». Однако историк ссылался на источники, не вызывающие никакого доверия в научном сообществе - некую «Раскольничью» и Иоакимовскую летописи, якобы бывшие в распоряжении автора. В этой ситуации мы лишь можем немного конкретизировать понятие «родич». Во время захвата Киева Олег обращается к местным князьям – Аскольду и Диру – со словами: «Вы не князья и не княжеского рода, но я княжеского рода», и выносит им Игоря, указывая на то, что это сын Рюрика. То есть Олег – кровный родственник Рюрика, принадлежит к его княжескому роду», — поясняет Наталья Николаева.

Стоит отметить, что историки дискутируют скорее не о начале регентства Олега, а о его продолжительности. Простые арифметические расчеты заставляют исследователей сомневаться в правомерности сроков нахождения Олега у власти.

«Даже если предположить, что Олег стал регентом при Игоре-младенце (то есть Рюрикович родился за год до смерти отца, в 878 г.), то ближе к 900-м годам малыш уже стал взрослым человеком. Однако самостоятельное правление Игоря начинается примерно в 34 года, только после смерти Олега (в 912 г., согласно Повести временных лет). Получается, что регентство сильно затянулось», — добавляет спикер.

А имя ему «Вещий», но почему?

Наверняка, у большинства возникал еще один вопрос: А почему князя Олега прозвали «Вещим», что в нем было такого особенного, а может таинственного, благодаря чему он получил такое имя?

Историк вновь обращается к Повести временных лет. И оказывается, загадка имени кроется в событии 907 года — когда был совершен победный поход на Византию.

Возвращение Олега из Царьграда в Киев с дарами; прозвание Олега Вещим. Изображение из Радзивиловской летописи.

«Летописец поясняет: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными». Однако это объяснение вызывает еще вопросы: почему именно «Вещий» и при чем здесь язычники? Поиск ответа на первый вопрос привел исследователей к весьма обоснованному выводу о том, что прозвище «Вещий» напрямую связано с именем князя. Олег – это популярное в то время скандинавское имя «Helgi», что означало «священный». Соответственно, «Вещий» — как фонетическое, так и смысловое отражение «Helgi» в славянской среде.  И, говоря подробнее о смысле, мы можем ответить на второй вопрос. Для славянского язычества характерно восприятие сакральности (то есть священности) как мудрости, обладания сверхъестественными способностями, дара провидения. То есть логическая цепочка славянина-язычника строилась примерно так: Олег – Хельги – священный – обладающий сверхъестественными способностями, даром провидения, ведовства – Вещий», — объясняет Наталья Николаева.

«Твой щит на вратах Цареграда…»

Говоря о князе Олеге, нельзя не вспомнить его знаменитые византийские походы. По словам историка, вопрос о количестве походов Олега против Византии является дискуссионным. Но несмотря на это, политика князя в отношении Византии привела к определенным успехам. Именно ко времени княжения Олега относится первый дошедший до нас русско-византийский договор, датированный 911 годом и включенный в состав Повести временных лет.

"Щит на вратах Царьграда". Б.М. Ольшанский.

«Этот факт сам по себе уже значим для исторической науки. Более того, договор имел важное значение для русских купцов, ведь он открыл свободную торговлю. Одна из статей договора определяла порядок найма русов в греческое войско: им разрешалось поступать на службу в Византийскую империю без ограничений – ни со стороны императора, ни со стороны русского князя. Весьма вероятно, что мирный договор с греками во многом обусловил активность Руси на Каспии. В русских летописях данных об этом направлении политики Олега нет. Однако зарубежные авторы (к примеру, арабский ученый ал-Масуди) описывают военную кампанию русов на Каспии на рубеже 900-910-х гг.  По мнению ряда историков, здесь совпали торговые интересы не только греков и русов, но и хазар. Их свободной торговле мешали жители мусульманских областей региона, против которых и была организована военная кампания. Например, российский историк Анатолий  Новосельцев считал, что договор Олега с греками содержал секретные статьи или устные обязательства о направлении военной силы Руси на Каспий», — рассказывает эксперт.

Что такое кенотафы и была ли та самая злополучная змея?

«… примешь ты смерть от коня своего», — фраза, омрачившая думы князя, заставившая отказаться от дорогого сердцу друга, но не избавившая от роковой гибели.

Согласно Повести временных лет, Олег умер в 912 году.  Именно здесь и изложен сюжет о смерти князя от укуса змеи, выползшей из черепа его любимого коня. И в этом же источнике мы находим ответ на вопрос о месте погребения князя: «И похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой».

Олег у останков своего любимого коня; смерть Олега от укуса змеи.Изображение из Радзивиловской летописи.

Историк отмечает, что Новгородская первая летопись датирует смерть Олега 922 годом. Здесь также указано на укус змеи как причину его гибели, правда, сюжет с черепом любимого коня князя опущен, а место могилы определено в Ладоге. В этой же летописи есть намек и на третий вариант развития событий: «Другие же говорят, что он пошел за море, и укусила его змея в ногу, и умер он от этого». Часть исследователей считают, что Олег действительно умер за морем, а версии о его погребениях в Киеве и Ладоге – результат осмысления истории составителями летописей (начало этой точки зрения положено знаменитым источниковедом Алексеем Шахматовым).

«Вопрос двух могил князя на территории Русского государства, в принципе, вполне решаем. На Руси была известна практика «имитации» могил (кенотафов) – насыпей, над которыми дружиной совершались поминальные мероприятия в честь усопшего. Среди историков довольно распространено мнение о том, что расположение двух «могил» князя весьма символично. Они были в двух стратегически важных местах – в Киеве и в Ладоге – городах, которые Олег и связал под своим началом в результате своей военно-политической деятельности. Результаты археологических раскопок не дали весомых оснований для вывода о месте, где именно похоронено тело князя, тем самым укрепив точку зрения о кенотафах», — добавляет Наталья Николаева.

 

Легенды имеют свойство повторяться

Историк также рассказала, что образ Олега вобрал в себя многочисленные клише, которые заставляют исследователей сомневаться в реальности некоторых деяний князя, а иногда – даже в историчности самого Олега. Эксперт привел несколько наиболее ярких примеров, но на самом деле, их гораздо больше:

Легенда № 1 Хитрость воина

882 г. – захват Олегом Киева. Князь берет город хитростью, которая представляет собой вариацию крайне распространенного сюжета о переодевании, прятании внутри предметов для проникновения воинов в укрепленное место. Такой сюжет, например, мы находим у датского хрониста Саксона Грамматика в рассказе о том, как конунг Рагнар был побежден местным геллеспонтским князем, который ввел своих воинов к нему в город под видом купцов.

Переговоры об условиях мирного договора между Олегом и византий­скими императорами Львом VI и его братом Александром.Изображение из Радзивиловской летописи.

Легенда № 2 Корабли на колесах

907 г. – поход Олега на Царьград, где князь велел поставить корабли на колеса. Русское войско подступает на этих конструкциях к городу, греки пугаются и, совершив неудачную попытку отравления князя, заключают с ним мир. В знак своей победы Олег прибивает щит на воротах Царьграда. Опять-таки, корабли на колесах – явление не уникальное. Подозрительно близка к нему военная хитрость уже знакомого нам легендарного датского конунга Рагнара. Саксон Грамматик описал то, как Рагнар провел свое войско в стан противника, используя медных коней на колесах. Корабль на колесах встречается и как элемент культа в языческих традициях древних германцев. Прибивание щита на ворота Царьграда – тоже история отнюдь не уникальная. Например, известно предание из истории древнего государства Урарту, когда завоеватель еще в VI в. до нашей эры прибивал щит к воротам, посвященным богу Халду.

Легенда № 3 Предсказания о смерти и укус змеи

912 г. – сюжет о смерти Олега от укуса змеи, который тоже находит свои параллели. В исландской средневековой Саге об Одде Стреле колдунья предсказывает главному герою смерть от коня. Одд решает избавиться от скакуна, но по прошествии времени, ностальгируя о прошлом, возвращается в места своей боевой славы, спотыкается о конский череп, оттуда выползает змея, жалит Одда и он умирает. Ничего не напоминает? Разве что женщину-ведунью нужно заменить волхвом, а вместо ностальгии по прошлому добавить муки совести Олега за то, что приказал удалить от себя коня и не попрощался с любимцем, который умер от старости.

В.М. Васнецов, «Прощание Олега с конем».

«Иными словами, в случае с биографией князя Олега все чрезвычайно не просто – даже в летописи мы видим многоструктурную мифологизацию его образа», — заключает Наталья Николаева.

Несмотря на неоднозначность образа князя Олега, уже невозможно представить школьные уроки по истории Древней Руси без упоминания о нем, а строки из известной баллады Пушкина: «Как ныне сбирается Вещий Олег» стали почти что нарицательными. И до сих пор ученые исследуют тайны и загадки тех времен, кстати, не так давно генетики ЮФУ определили внешность хазар, живших на Дону в VII–IX веках.

 

Автор: Загутина А.М. 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/73009

Дополнительные материалы по теме