Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
03.11.2022

Как правильно читать с детьми рассказала кандидат педагогических наук ЮФУ

03.11.2022

3 ноября исполняется 135 лет со дня рождения советского поэта, драматурга и переводчика Самуила Маршака, благодаря которому сто лет назад советская детская литература считалась лучшей в мире. Чем полезно чтение в детском возрасте и как привить ребёнку любовь к книгам, рассказывает доцент Южного федерального университета.

Ноябрь — месяц сказок и сказочников. В последний месяц осени родились Самуил Маршак — автор «Вот какой рассеянный», Дмитрий Мамин-Сибиряк — автор «Серой шейки», Роберт Льюис Стивенсон — автор «Острова сокровищ», Астрид Линдгрен — автор «Пеппи Длинный чулок» и «Малыш и Карлсон», Сельма Лагерлеф — автор «Путешествия Нильса с дикими гусями», Николай Носов — автор «Незнайки» и этот список можно продолжать.

Доцент кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики ЮФУ Ирина Лосева рассказала, что начинать читать ребенку необходимо с раннего возраста. Психологами доказано, что красочно оформленная детская книга вызывает интерес даже у самых маленьких детей.

«Чтение и совместное рассматривание иллюстраций с ребенком положительно влияет на развитие всех его когнитивных процессов. В дошкольном возрасте дети уже становятся активными слушателями: задают вопросы и фантазируют. Раннее и дошкольное детство — это период жизни, когда можно и необходимо закладывать основы читательского интереса», — поделилась Ирина Лосева.

Она добавила, что чтение – сложный процесс, предполагающий одновременное скоординированного участие зрительного, слухового и кинестетического анализаторов. Поэтому специалисты рекомендуют начинать обучение ребенка чтению не раннее 5–6 лет.

«К сожалению, нередко родителями и педагогами чтение рассматривается как обязательный атрибут обучения и оценивания успеваемости ребенка. Чего только стоит пресловутое «чтение на скорость» в начальной школе! И вот мы уже наблюдаем, что на первый план выходит техника чтения, а не сам его процесс: погружение в сюжет, переживание за судьбы героев, ассоциирование себя с кем-либо из них. Еще печальнее, если чтение взрослые превращают в орудие манипуляции ребенком: пока не прочтешь, не пойдешь гулять и тому подобное. При таком подходе дети начинают относиться к чтению как к «работе» или «наказанию»», — отметила Ирина Лосева.

По словам педагога мотивировать ребенка к чтению нужно, во-первых, собственным примером: неплохо бы вспомнить, когда ребенок видел родителя с книгой в руках. Во-вторых, обязательно проговаривать с ним, о чем бы он хотел, чтобы была следующая книга. Прочитанное в детстве превращается в пожизненную базу культурного развития человека. Нужен сбалансированный список литературных произведений разных жанров, с которыми мы знакомим детей, но выбор предпочтений в итоге — за ребенком.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/70148

Дополнительные материалы по теме