Почти 150 школьников из Донецкой и Луганской Народных Республик побывали в профильном лагере «Донской фронтир» в Южном федеральном университете.
«Донской фронтир: социально-гуманитарные технологии сохранения исторической памяти и формирования солидарного общества» — это профильный лагерь ЮФУ для школьников 12–17 лет, организованный для детей из ЛНР и ДНР в рамках проекта Минобрнауки при поддержке Минпросвещения «Университетские смены». В 2022 году «Донской фронтир» принял три десятидневные смены: две в августе, и одну в сентябре.
«Фронтир — это термин из культурологии и географии, обозначающий место соприкосновения различных культур и цивилизаций. Название «Донской фронтир» рассказывает нам, что на Дону смешивались многие народы, и мы долгие годы жили, наблюдая другие культуры и обогащая свою собственную. Мы бережно храним это многообразие, и оно делает нас сильнее», — рассказал директор Академии психологии и педагогики ЮФУ Владимир Кирик.
При знакомстве с ребятами директор АПиП подчеркивал, что лениться и ничего не делать — это не отдых: на отдыхе нужно наполняться впечатлениями, заниматься спортом, а самый благородный отдых — это интеллектуальный: когда человек узнает новое и развивается.
Чтобы отдых участников профильных смен был действительно интеллектуальным, сотрудники Академии психологии и педагогики — в частности главный координатор проекта, старший преподаватель кафедры образования и педагогических наук, координатор дополнительных образовательных программ АПиП Елена Дутова — организовали для них общение с учёными и карьерными консультантами ЮФУ.
Игры, упражнения и тренинги на сплоченность с детьми проводили старший преподаватель кафедры социальной психологии АПиП Лариса Попова, руководитель Психологической службы Елена Зинченко, педагог-психолог Наталья Терещенко и специалист Психологической службы Марина Лихоносова. У Психологической службы ЮФУ большой опыт работы с разновозрастными группами граждан, которые попали в трудную ситуацию, в том числе с беженцами.
«Мы с большим удовольствием собирались в Ростов-на-Дону, дети особенно и с нетерпением ждали этой поездки. И мы надеемся, что получим множество знаний о культуре Юга России, его истории, и, конечно, истории Южного федерального университета», — делилась на открытии первой смены сопровождающая детей учитель школы № 2 из города Ждановка Донецкой народной республики Ирина Нагорнюк.
Изучению истории, и в самом деле, была посвящена значительная часть программы университетских смен. Преподаватели Института истории и международных отношений ЮФУ за десять дней каждой смены успевали прочесть школьникам сжатый курс истории России. О периоде Древней Руси и раннего Российского государства слушателям курса поведали историки Мария Братолюбова и Давид Грядский. Лекции о России времен великого княжества и о воссоединении Левобережной Украины с Россией читала Оксана Завьялова. Историю Российской империи доступным языком излагал Антон Аверьянов, об участии нашей страны в двух мировых войнах участникам лагерной смены рассказывали Павел Култышев и Людмила Табунщикова. Завершала цикл исторических лекций Наталья Кравченко с лекциями по новейшей истории России с 1945 по 2022 год.
В рамках сотрудничества с Российским обществом «Знание» была организована встреча с финансовым консультантом, членом Совета директоров Национальной инвестиционной платформы Андреем Тучковым, рассказавшим ребятам о первых шагах в инвестировании и создании собственного бизнеса, а представители Росмолодежи рассказали ребятам о возможности участия в различных инновационных проектах.
Южному федеральному университету удалось разработать подачу материала вузовской программы для детей старшей и средней школы. В этом и заключаются социально-гуманитарные технологии сохранения исторической памяти и формирования солидарного общества. Уникальность прочитанных лекций отметили и сами школьники, и их сопровождающие.
«Мы и не заметили, как прошли десять дней смены, программа была насыщенной и разносторонней, наши ребята узнали много нового и интересного. Хотелось бы отметить неравнодушие и профессионализм организаторов и преподавателей Южного федерального университета. Надеюсь, что дети привезут домой только самые теплые воспоминания, а еще вдохновятся масштабностью и многопрофильной программой подготовки специалистов в ЮФУ и в будущем выберут этот вуз для получения своей профессии», — поделилась своими впечатлениями Анита Кучмий, сопровождающая школьников из города Шахтёрск.
Южный федеральный университет, в свою очередь, тоже ждет возвращения ребят в качестве абитуриентов. Об этом напомнил на закрытии одной из смен проректор ЮФУ по воспитательной работе и реализации молодёжных программ Яков Асланов.
«Совсем скоро вам предстоит выбрать именно ту профессию, которая поможет реализовать себя как профессионала, и университет, в котором вы будете учиться. Я надеюсь, что за это время вы полюбили Южный федеральный университет и в будущем станете уже нашими студентами», — обратился к ребятам Яков Асланов.
Но, конечно, времяпрепровождение школьников из Донецкой и Луганской Народных Республик в профильном лагере Южного федерального университета состояло не только из учёбы: они отдыхали, веселились и путешествовали. Самые яркие впечатления ребят от знакомства с Ростовской областью и её крупнейшим университетом собраны в нашей галерее.
Сотрудники Высшей школы бизнеса ЮФУ организовывали для каждой смены экскурсии в музеи Таганрога, Азова, Новочеркасска и станицы Старочеркасской. Ребята своими глазами увидели историю Дона от скелета мамонта в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом Музее-заповеднике до экспозиции Великой отечественной войны в мемориальном комплексе «Самбекские высоты».
«Август мне запомнится надолго, мы посетили столько интересных и разнообразных мест, побывали на экскурсиях в музеях, особенно мне запомнился музей «Самбекские высоты», где рассказывали об истории Великой Отечественной войны, а еще мне очень понравилась фланкировка шашкой, мы почувствовали себя настоящими казаками», — поделилась Мирослава Свирина, участница смены из города Шахтёрск.
Знакомство с казачьей культурой в лагере «Донской фронтир» было основательным. Доцент АПиП Ирина Панасенко организовала мероприятия, знакомящие детей с культурными и песенными традициями донского казачества, просмотр документальных и кинофильмов, рассказывающих о становлении казачества. Участница студенческого просветительского объединения «Казачья сотня ЮФУ» Ангелина Литвиненко представила ребятам этнографический Арт-проект «Горница», который погружает в быт и традиции казачьей семьи, а также знакомит с творчеством изготовления игрушек, элементов одежды и прочим рукоделием. Ребята посетили также Донскую государственную публичную библиотеку и познакомились с литературным наследием Донского края и фондом редких книг.
А в рамках спортивного блока программы ребята занимались спортивными играми и знакомились с казачьим искусством владения холодным оружием — фланкировкой. Проводили занятия инструкторы духовно-патриотического центра «Спас» Владимир Кузнецов, Виктор Кузнецов и Андрей Коропенко, а казачка Наталья Кузнецова обучила участников лагерной смены ритуалу ношения воды в коромысле. Также Академией физической культуры и спорта в дополнение к основной программе для ребят было организовано посещение бассейна «Южный меридиан».
В рамках профориентационной части проекта было организовано посещение Музея истории ЮФУ, а преподаватель Специализированного учебно-научного центра ЮФО Анатолий Рындин познакомил ребят с программами формирования исследовательских компетенций и личностного развития талантливых обучающихся, проявивших выдающиеся способности в учебе, науке, научно-техническом творчестве.
Участники смены получили сертификаты, удостоверяющее, что они приняли участие в профильной смене в рамках дополнительной образовательной программы «Донской фронтир: социально-гуманитарные технологии сохранения исторической памяти и солидарного общества». Помимо сертификатов ребятам подарили рюкзаки, футболки, кепки и канцтовары с символикой университетских смен.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/69672