Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
14.04.2020

История третья: Ученые ЮФУ проводят исторические параллели общемировых пандемий

14.04.2020

Третья статья из нашего исторического цикла посвящена экономическим последствиям пандемий. Кандидат исторических наук Амиран Урушадзе рассказывает о эпидемиях чумы и экономических кризисах, которые наступали после пандемии.

Чума и экономические циклы
Как пояснил Амиран Урушадзе, экономические отклонения, как и климатические изменения, имеют циклический характер. В истории развития европейской экономики циклы подъема-спада выделяют с XVI столетия, хотя в отдельных регионах они повторяются с еще более давних времен. Высокая рождаемость приводила к росту спроса и предложения, а это, в свою очередь, вело к структурным изменениям экономики, развитию производства, появлению новых рынков. Но еще большее влияние оказывали темные времена экстремально высокой смертности от эпидемий чумы.
«Черная смерть» разрушила феодальную экономику Англии и Франции в XIV веке. В Англии умер каждый второй, и это означало быстрое сокращение доступной рабочей силы. Земля оставалась без работников, за чумой следовал голод. Следующий чумной удар произошел в XVII столетии. В 1664–1666 годах только в Лондоне чума унесла 100 тысяч жизней. История этой эпидемии бесстрастно описана в известном романе Даниэля Дефо «Дневник чумного года». На время чумы экономика замерла. Лондонский Сити, который уже тогда был одним из самых респектабельных деловых центров Европы, прекратил свою деятельность, а вскоре и вовсе был уничтожен пожаром. Ремесленники, лавочники, мастеровые остались без работы и были вынуждены уволить тысячи поденщиков и разнорабочих.

«Это привело к тому, что в Лондоне появилось множество и одиноких людей, и целых семей (зависевших от заработка главы семейства), которые оказались без каких-либо средств к существованию», - писал Дефо. Лондонский магистрат организовал помощь безработным – всеобщего голода удалось избежать. А вот в Милане примерно в те же годы, власти не смогли эффективно поддержать разоренное чумой население, и это обернулось массовыми беспорядками. Отступив, чума оставила экономический кризис, который проявлялся в разрыве рынка труда и торговли, а также в обвальном падении производства.
В XVIII–XIX веках чума регулярно атаковала портовые города Европы. Чаще всего это не провоцировало большого экономического кризиса, но бывали случаи, когда зараженными оказывались сразу несколько оживленных портов одной страны. И это обрушивало экономику. Так было в Северной Европе в 1709–1710 годах, во Франции в 1720–1722 годах, Южной Италии в 1743 году и в Испании 1799–1800 годах. 
«Уже сейчас ученые уверены в неизбежности затяжного экономического спада (некоторые предрекают мировой экономический кризис), который станет следствием пандемии коронавируса. Быстрое распространение болезни стало возможным в условиях глобального мирового хозяйства – единого экономического пространства. Но бороться с трудностями странам придется, видимо, в одиночку. История показывает, что смягчить последствия разрушительных эпидемий может сильное государство, которое направляет ресурсы на помощь наиболее пострадавшим секторам экономики. Если же государство предпочтет остаться в стороне, то его место могут занять социальные популисты, что только усугубит кризис и бедственное положение населения», - отметил к.и.н., доцент Южного федерального университета Амиран Урушадзе.
 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/62696

Дополнительные материалы по теме