Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Лызь Наталья Александровна

Лызь Наталья Александровна

Звание: Профессор

Степень: Доктор педагогических наук

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности - Заведующий кафедрой

E-mail:
Посмотреть почту
Персональная страница:
https://sfedu.ru/s7/person/ru/nlyz
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/s7/person/en/nlyz

 Лызь Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник сферы образования Российской федерации, заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного Федерального Университета. В 1993 году окончила с отличием Таганрогский радиотехнический институт им. В.Д. Калмыкова по специальности "системы автоматического управления". В 1994 прошла профессиональную переподготовку по специальности "организация предпринимательской деятельности" (квалификация менеджер-экономист). С 1994 по 1998 год обучалась в аспирантуре по специальности "Общая педагогика, история педагогики и образования". В 1998 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В 2002 году получила ученое звание доцента. В 2006 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук и избрана на должность профессора кафедры ПиБЖ. В 2007 г. прошла стажировку в Арнемской школе бизнеса (Университет HAN, Нидерланды) по проблемам инновационных образовательных технологий. В 2008 году получила ученое звание профессора. В 2012 году избрана на должность заведующего кафедрой. 

Член диссертационных советов: Д 212.208.27 при Южном федеральном университете с 2007 года по 2019 год; ДМ 212.245.01 при Северо-Кавказском государственном техническом университете с 2007 года по 2012 год. С 2012 года член экспертного совета по психологии и педагогике Южного федерального университета.

Область научных интересов: методология гуманитарных наук; качество и риски высшего образования; инновационные образовательные технологии; психолого-педагогические технологии развития личности; системная устойчивость, здоровье и безопасность человека; психологическая безопасность; инженерная педагогика; профессиональное становление личности; использование цифровых данных и искусственного интеллекта в образовании.

Результаты исследований опубликованы более, чем в 200-х работах, в том числе за последние 5 лет - в 46 работах, индексированных в Российских и международных базах. Индекс Хирша (РИНЦ) - 24. Две научные работы (монография "Личностно-профессиональное развитие студентов и формирование качеств безопасной личности в технизированной образовательной среде" и статья "Подготовка специалиста новой формации: методологические основы поиска путей и средств") признаны лауреатами Всероссийских конкурсов. Осуществляла руководство грантом РГНФ N 08-06-00011а "Развитие безопасной личности в технизированной образовательной среде", 2008-2009 гг. Подготовила в качестве руководителя 6 кандидатов наук. 

Лауреат премии Администрации Ростовской области молодым ученым, занимающимся научной и инновационной деятельностью, 2010 г.

Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов (Приказ от 9 июля 2015 года N618/к-н).

Другие поощрения и награды:

2013 г. Диплом ЮФУ 3 степени за победу в конкурсе "Лучшая учебно-методическая работа - 2013" (Учебное пособие "Психология и педагогика").

2014 г. Благодарственное письмо Управления образования г. Таганрога за организацию Всероссийской научно-практической конференции "Безопасность и развитие личности в образовании".

2014 г. Благодарственное письмо Института управления в экономических, экологических и социальных системах за активное участие в студенческой летней школе "Проектный менеджмент".

2014 г. Диплом ВВЦ за коллективную разработку "Комплекс психолого-педагогических технологий личностно-профессионального развития ИТ-специалиста в вузе", представленную на форуме "Образовательная среда - 2014".

2015 г. Благодарственное письмо ЮФУ за участие в подготовке и проведении Южно-Российского форума для детей и молодежи с особыми образовательными потребностями "Мир без границ" и Всероссийской молодежной конференции "Образование для будущего, или будущее образование: взгляд молодежи".

2015 г. Благодарственное письмо Северо-Кавказского федерального университета за вклад в проведение IV Международной научно-практической конференции "Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России".

2016 г. Благодарственное письмо Управления образования г. Таганрога за организацию III Всероссийской научно-практической конференции "Безопасность и развитие личности в образовании".

2016 г. Победитель грантового конкурса стипендиальной программы Владимира Потанина для преподавателей магистерских дисциплин.

2021 г. Благодарственное письмо Новосибирского государственного педагогического университета за участие в работе международного форума "Высокие технологии, искусственный интеллект и роботизированные системы в образовании".

2022 г. Благодарственное письмо Юрайт.Академии за выступление на Всероссийской онлайн-конференции "Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию".

Основные работы:

Лызь Н.А. Развитие здоровой и безопасной личности в образовании: Психолого-педагогические основы. Монография. Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 246 р.

Лызь Н.А., Лызь А.Е., Эксакусто Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - 158 с.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Тенденции развития высшего образования. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - 48 с.

Лызь Н.А. Основы современной педагогики: Учебное пособие. ; Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. - 346 с.

Забалуева А.И., Кибальченко И.А., Лызь Н.А. Интегральное развитие учебно-познавательной компетентности студентов: монография. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. - 112 с. 

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Подготовка современного педагога: целевые ориентиры и основные риски // Подготовка современного педагога в многоуровневой системе непрерывного образования: коллективная монография / под ред. В. К. Шаповалова, И. Ф. Игропуло. ; Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 283 с. С. 47-65. 

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Управление личностными ресурсами: образование и профессиональное развитие: учебное пособие. Таганрог: Издательство Южного федерального университета. 2016. 136 с.

Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Динамика учебной активности студентов на протяжении обучения в вузе // Известия ЮФУ. Педагогические науки. 2013. N 7. С. 85-91.

Лызь Н.А. Виды и формы педагогического знания // Педагогика. 2013. N 9. С. 12-20.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Классификация подходов к проблеме безопасности и здоровьесбережения субъектов образования // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. Т. 147. N 10. С. 229-235.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Риски педагогических инноваций в высшем образовании // Высшее образование в России. 2014. N7. С. 57-63.

Лызь Н.А., Веселов Г.Е., Лызь А.Е. Информационно-психологическая безопасность в системах безопасности человека и информационной безопасности государства // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. Т. 157. N 8. С. 58-66.

Лызь Н.А. Способы воспитательного влияния и риски их реализации // Педагогика. 2016. N2. С. 32-40.

Лызь Н.А., Лызь А.Е., Нещадим И.О. Личность профессионала как целевой ориентир высшей технической школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. N3. С. 47-51.

Лызь Н.А., Шостак А.А. Диагностика ресурсов образовательной компетентности обучающихся // EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL (Европейский журнал социальных наук). 2016. N4. С. 342-355.

Лызь Н.А., Куповых Ж.Г., Прима А.К. Опыт исследования представлений вузовской молодёжи о безопасности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. N3 (27). С. 86-95.  DOI: 10.17072/2078-7898/2016-3-86-95

Лызь, Н.А., Шостак А.А. Роль ресурсов образовательной компетентности школьников в адаптации к обучению в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8, N 4. - С. 30-36. DOI: 10.14529/ped160404

Lyz N., Opryshko A. Life-creating education: new educational meanings in modern world (Жизнесозидающее образование: новые образовательные смыслы в современном мире) // On the Horizon. 2016. Volume 24, Issue 4, pp. 377-386. DOI 10.1108/OTH-06-2016-0028

Веселов Г.Е., Лызь Н.А., Лызь А.Е. Построение будущего: опыт поэтапного совершенствования инженерного образования // Высшее образование в России. 2017. N5. C. 15-22.

Лызь Н.А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности // Педагогика. 2017. N6. С. 3-10.

Лызь Н.А., Нещадим И.О. Мотивация поступления в вуз как фактор компетентностно-ориентированного обучения // Вестник ЮУрГУ. Серия "Образование. Педагогические науки". 2018. Т. 10, N 1. С. 13-19.

Лызь Н.А., Кибальченко И.А. Инженерное образование: цели, модели, методики обучения: учебное пособие.  Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. 93 с. 

Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Организация деятельности студентов в высшем образовании: учебное пособие. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. 125 с.

Lyz N., Lyz A., Opryshko A. Person development technologies to enhance soft skills of engineering students // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018. Volume LI, Pages 134-144.

Лызь Н.А., Истратова О.Н. Роль информационно-образовательного Интернет-пространства в непрерывном образовании личности // Вестник ЮУрГУ. Серия "Образование. Педагогические науки". 2019. Т. 11. N 1. С. 33-41.

Лызь, Н.А. Специфика обучения в аспирантуре: роль мотивации аспирантов / Н.А. Лызь, И.С. Лабынцева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. N1. С. 68-72.

Лызь Н.А., Истратова О.Н. Информационно-образовательная деятельность в интернет-пространстве: виды, факторы, риски // Педагогика. 2019. N 4. С. 16-26. Скачать Лызь Истратова Педагогика 4_2019.pdf

Истратова О.Н., Лызь Н.А. Концептуальная модель информационно-образовательной деятельности обучающихся в интернет-пространстве // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. N 2(27). С. 314-318. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0802-0095 

Лызь, Н.А. Методика преподавания психологии: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Н. А. Лызь. ; 2-е изд. ; Москва: Издательство Юрайт, 2019. 307 с. (Образовательный процесс). (Рекомендовано учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника и практикума для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям).

Moreva A., Kompaniets V., Lyz N. Development and Oculographic Research of the Website Design Concept for Inclusive Education // 2019 Ural Symposium on Biomedical Engineering, Radioelectronics and Information Technology (USBEREIT) Yekaterinburg, Russia, 25-26 April 2019. IEEE, 2019. DOI: 10.1109/USBEREIT.2019.8736643

Lyz N., Prima A., Opryshko A. The role of students life course conception in their self-development // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2020. V. 8. Iss. 1. Pp. 37-48. https://ijcrsee.com/index.php/ijcrsee/article/view/250

Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Мотивы выбора образовательно-профессиональной траектории и ожидания первокурсников от обучения в вузе // Проблемы современного образования. 2020. N5. С. 96-105. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-5-96-105

Лызь Н.А., Истратова О.Н. Индивидуальные особенности студентов как фактор эффективности онлайн-обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. N 4(33). С. 326-330. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0904-0074

Лызь Н.А., Истратова О.Н., Лызь А.Е. Возможности и риски информационно-образовательной деятельности студентов в интернет-пространстве. // Открытое образование. 2020. Т. 24. N 4. С. 67-74. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-67-74

Лызь Н.А. Концептуальные основы инклюзивного высшего образования // The world of academia: culture, education. 2020. N8. С 87-92.  https://doi.org/10.18522/2658-6983-2020-08-87-92

N. Lyz, A. Lyz, I. Neshchadim and V. Kompaniets. Blended Learning and Self-Reflection as Tools for Developing IT-Students Soft Skills // V International Conference on Information Technologies in Engineering Education ( Inforino ), Moscow, Russia, 2020, pp. 1-4, https://doi.org/10.1109/Inforino48376.2020.9111723 

Лызь, Н. А. Дистанционный формат образования и личностное развитие обучающихся / Н. А. Лызь // Педагогика. 2021. Т. 85. N 3. С. 17-24. Лызь НА Педагогика 03_21__0.pdf

Лызь Н. А., Истратова О. Н. Образовательная деятельность студентов в интернет-пространстве: готовность и самоэффективность // Интеграция образования. 2021. Т. 25, N 4. С. 661-680.  https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.661-680   

Лызь Н.А. Искусственный интеллект в управлении обучением: возможности и риски // Человек и искусственный интеллект: проблемы развития и сосуществования: монография: в 2 ч. / Н. А. Лызь, А. В. Непомнящий, С. И. Родзин / под ред. А. В. Непомнящего. ; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета. Часть. 2: Развитие человека и искусственного интеллекта в интегральном видении.  2022.  236 с. С. 152;188. Скачать 

Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Цифровое поколение: трудности студентов и пути их преодоления // Педагогика. 2022. Т.86. N 6. С. 86;94. Лызь Лабынцева Педагогика 06_22 (3).pdf

Лызь А.Е., Лызь Н.А., Нещадим И.О. Успешность обучения в вузе: опыт студентов технических направлений // Современные проблемы науки и образования.  2022.  N 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31915  DOI: 10.17513/spno.31915

Лызь Н.А., Голубева Е.В., Истратова О.Н. Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2022. N 3. С. 67-98. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-67-98

Лызь Н.А., Истратова О.Н., Голубева Е.В. Работающие студенты: образовательная успешность и субъективное благополучие // Высшее образование в России. 2023. N 2. С. 61-76. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-2-61-76  https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/4220 

Лызь Н. А., Лызь А. Е. Феномен самообразования: обзор мировых исследовательских контекстов // Образование и саморазвитие. ; 2023.  Том 18, N4.  С. 121-140.  https://doi.org/10.26907/esd.18.4.10 ​​​​​​​

Лызь Н.А., Гладкая Е. В., Нещадим И. О. Непрерывное образование: систематизация понятий и исследовательские перспективы / // Педагогика. 2023. Т. 87, N 3. С. 28-39. Лызь, Гладкая, Нещадим Педагогика.pdf

Лызь, Н. А. Новая педагогика высшей школы: непрерывное образование, цифровая среда, человек обучающийся / Н. А. Лызь, А. Е. Лызь. ; Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2024. ; 138 с. https://hub.sfedu.ru/repository/material/801313209/ Открытый доступ https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65420186

Лызь Н. А., Гладкая Е. В. Непрерывное обучение в многоцелевой активности самозанятых и работающих по найму лиц // Интеграция образования. 2024. Т. 28, N 2. С. 266-281. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.266-281

Лызь Н.А., Истратова О.Н., Голубева Е.В. Доказательная практика в образовании: инструменты оценки процесса обучения в условиях инноваций // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. No 6. С. 55-72. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-6-55-72

 

http://www.researcherid.com/rid/P-3318-2015

http://orcid.org/0000-0002-1911-8434

Публикации в электронной библиотеке elibrary

 Авторский профиль в Академии Google