Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Лызь Наталья Александровна

+7(863) 436-15-86

Звание: Профессор

Степень: Доктор педагогических наук

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности - Заведующий кафедрой

г. Таганрог, ул. Чехова, 2. Корп. "И", И-433.

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/nlyz
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/nlyz
Сайт:
http://lyz-natalia.narod.ru

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Таганрогский радиотехнический институт им. В.Д. Калмыкова (01.09.1988 - 30.04.1993)
    системы автоматического управления
    инженер-системотехник
  • послевузовское образование: Таганрогский государственный радиотехнический институт (01.09.1994 - 28.04.1998)
    Общая педагогика, история педагогики и образования
    кандидат педагогических наук
  • повышение квалификации: НОУ ДПО "Институт дистанционного повышения квалификации" (г. Новосибирск) (22.09.2014 - 20.10.2014)
    "Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности"
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (05.11.2014 - 14.11.2014)
    "Проектирование и механизмы реализации образовательных программ"
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (02.06.2015 - 07.06.2015)
    "Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение учебного процесса в контексте практического опыта реализации ФГОС нового поколения и образовательных программ в области информационной безопасности"
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (23.03.2016 - 29.04.2016)
    "Практический курс английского языка. Подготовка к сдаче экзамена на международный сертификат First Certificate"
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (10.11.2016 - 07.04.2017)
    "Управление и экономика в высшем образовании"
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (11.10.2017 - 22.11.2017)
    "Система электронного обучения на базе Moodle"
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (27.11.2017 - 11.12.2017)
    "Технологии онлайн-обучения в деятельности преподавателя"
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (15.05.2018 - 29.05.2018)
    Оказание первой доврачебной помощи
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (16.05.2018 - 24.05.2018)
    Психотехнологии самоэффективности и успешности личности
  • повышение квалификации: Кружковое движение НТИ и Открытый университет Сколково, при поддержке АСИ (10.03.2018 - 25.07.2018)
    онлайн-курс "Как стать наставником проектов"
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (03.10.2018 - 02.11.2018)
    Организационно-управленческие основы инклюзивного профессионального образования
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (11.03.2019 - 26.04.2019)
    Противодействие коррупции в сфере образования
  • повышение квалификации: АНО "Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи "Суваг", г. Москва (14.05.2019 - 15.05.2019)
    Инклюзивное профессиональное образование в ВУЗе: инфраструктура сопровождения и развития
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (25.11.2019 - 25.12.2019)
    Разработка и применение онлайн-курсов в образовательном процессе
  • повышение квалификации: Высшая школа экономики (06.07.2020 - 21.07.2020)
    Стажировка "Преподавательское мастерство в цифровую эпоху"
  • повышение квалификации: Лекториум (14.01.2021 - 13.03.2021)
    Онлайн-курс "Современное курсостроение"
  • повышение квалификации: Университет НТИ 20.35, Лекториум (19.07.2021 - 04.08.2021)
    Универсальные компетенции по обеспечению личной эффективности
  • повышение квалификации: АНО ВО "Университет Иннополис" (16.08.2021 - 25.09.2021)
    Практико-ориентированные подходы в преподавании профильных ИТ дисциплин
  • повышение квалификации: АНО "Университет 2035" (01.07.2021 - 22.08.2021)
    Искусственный интеллект
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (28.03.2022 - 30.04.2022)
    Прикладные системы искусственного интеллекта
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (01.12.2022 - 12.12.2022)
    Разработка основных профессиональных образовательных программ

Дата начала общего стажа: 01.06.1993

Стаж по специальности (в годах): 29

Преподаваемые дисциплины:

  • Психология управления личностными ресурсами
  • Педагогика высшей школы
  • Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования
  • Педагогика и методика обучения

Информация об экспертной деятельности:

Уровень: Член ЭС по научному направлению развития
Научное направление: Образование и педагогика
Ключевые слова:

Дополнительная информация:

 Лызь Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник сферы образования Российской федерации, заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного Федерального Университета. В 1993 году окончила с отличием Таганрогский радиотехнический институт им. В.Д. Калмыкова по специальности "системы автоматического управления". В 1994 прошла профессиональную переподготовку по специальности "организация предпринимательской деятельности" (квалификация менеджер-экономист). С 1994 по 1998 год обучалась в аспирантуре по специальности "Общая педагогика, история педагогики и образования". В 1998 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В 2002 году получила ученое звание доцента. В 2006 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук и избрана на должность профессора кафедры ПиБЖ. В 2007 г. прошла стажировку в Арнемской школе бизнеса (Университет HAN, Нидерланды) по проблемам инновационных образовательных технологий. В 2008 году получила ученое звание профессора. В 2012 году избрана на должность заведующего кафедрой. 

Член диссертационных советов: Д 212.208.27 при Южном федеральном университете с 2007 года по 2019 год; ДМ 212.245.01 при Северо-Кавказском государственном техническом университете с 2007 года по 2012 год. С 2012 года член экспертного совета по психологии и педагогике Южного федерального университета.

Область научных интересов: методология гуманитарных наук; качество и риски высшего образования; инновационные образовательные технологии; психолого-педагогические технологии развития личности; системная устойчивость, здоровье и безопасность человека; психологическая безопасность; инженерная педагогика; профессиональное становление личности; использование цифровых данных и искусственного интеллекта в образовании.

Результаты исследований опубликованы более, чем в 180 работах, в том числе за последние 5 лет - в 46 работах, индексированных в Российских и международных базах. Индекс Хирша (РИНЦ) - 21. Две научные работы (монография "Личностно-профессиональное развитие студентов и формирование качеств безопасной личности в технизированной образовательной среде" и статья "Подготовка специалиста новой формации: методологические основы поиска путей и средств") признаны лауреатами Всероссийских конкурсов. Осуществляла руководство грантом РГНФ N 08-06-00011а "Развитие безопасной личности в технизированной образовательной среде", 2008-2009 гг. Подготовила в качестве руководителя 6 кандидатов наук. 

Лауреат премии Администрации Ростовской области молодым ученым, занимающимся научной и инновационной деятельностью, 2010 г.

Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов (Приказ от 9 июля 2015 года N618/к-н).

Другие поощрения и награды:

2013 г. Диплом ЮФУ 3 степени за победу в конкурсе "Лучшая учебно-методическая работа - 2013" (Учебное пособие "Психология и педагогика").

2014 г. Благодарственное письмо Управления образования г. Таганрога за организацию Всероссийской научно-практической конференции "Безопасность и развитие личности в образовании".

2014 г. Благодарственное письмо Института управления в экономических, экологических и социальных системах за активное участие в студенческой летней школе "Проектный менеджмент".

2014 г. Диплом ВВЦ за коллективную разработку "Комплекс психолого-педагогических технологий личностно-профессионального развития ИТ-специалиста в вузе", представленную на форуме "Образовательная среда - 2014".

2015 г. Благодарственное письмо ЮФУ за участие в подготовке и проведении Южно-Российского форума для детей и молодежи с особыми образовательными потребностями "Мир без границ" и Всероссийской молодежной конференции "Образование для будущего, или будущее образование: взгляд молодежи".

2015 г. Благодарственное письмо Северо-Кавказского федерального университета за вклад в проведение IV Международной научно-практической конференции "Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России".

2016 г. Благодарственное письмо Управления образования г. Таганрога за организацию III Всероссийской научно-практической конференции "Безопасность и развитие личности в образовании".

2016 г. Победитель грантового конкурса стипендиальной программы Владимира Потанина для преподавателей магистерских дисциплин.

2021 г. Благодарственное письмо Новосибирского государственного педагогического университета за участие в работе международного форума "Высокие технологии, искусственный интеллект и роботизированные системы в образовании".

2022 г. Благодарственное письмо Юрайт.Академии за выступление на Всероссийской онлайн-конференции "Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию".

Основные работы:

Лызь Н.А. Развитие здоровой и безопасной личности в образовании: Психолого-педагогические основы. Монография. Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 246 р.

Лызь Н.А., Лызь А.Е., Эксакусто Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - 158 с.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Тенденции развития высшего образования. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - 48 с.

Лызь Н.А. Основы современной педагогики: Учебное пособие. ; Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. - 346 с.

Забалуева А.И., Кибальченко И.А., Лызь Н.А. Интегральное развитие учебно-познавательной компетентности студентов: монография. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. - 112 с. 

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Подготовка современного педагога: целевые ориентиры и основные риски // Подготовка современного педагога в многоуровневой системе непрерывного образования: коллективная монография / под ред. В. К. Шаповалова, И. Ф. Игропуло. ; Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 283 с. С. 47-65. 

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Управление личностными ресурсами: образование и профессиональное развитие: учебное пособие. Таганрог: Издательство Южного федерального университета. 2016. 136 с.

Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Динамика учебной активности студентов на протяжении обучения в вузе // Известия ЮФУ. Педагогические науки. 2013. N 7. С. 85-91.

Лызь Н.А. Виды и формы педагогического знания // Педагогика. 2013. N 9. С. 12-20.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Классификация подходов к проблеме безопасности и здоровьесбережения субъектов образования // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. Т. 147. N 10. С. 229-235.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Риски педагогических инноваций в высшем образовании // Высшее образование в России. 2014. N7. С. 57-63.

Лызь Н.А., Веселов Г.Е., Лызь А.Е. Информационно-психологическая безопасность в системах безопасности человека и информационной безопасности государства // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. Т. 157. N 8. С. 58-66.

Лызь Н.А. Способы воспитательного влияния и риски их реализации // Педагогика. 2016. N2. С. 32-40.

Лызь Н.А., Лызь А.Е., Нещадим И.О. Личность профессионала как целевой ориентир высшей технической школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. N3. С. 47-51.

Лызь Н.А., Шостак А.А. Диагностика ресурсов образовательной компетентности обучающихся // EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL (Европейский журнал социальных наук). 2016. N4. С. 342-355.

Лызь Н.А., Куповых Ж.Г., Прима А.К. Опыт исследования представлений вузовской молодёжи о безопасности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. N3 (27). С. 86-95.  DOI: 10.17072/2078-7898/2016-3-86-95

Лызь, Н.А., Шостак А.А. Роль ресурсов образовательной компетентности школьников в адаптации к обучению в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8, N 4. - С. 30-36. DOI: 10.14529/ped160404

Lyz N., Opryshko A. Life-creating education: new educational meanings in modern world (Жизнесозидающее образование: новые образовательные смыслы в современном мире) // On the Horizon. 2016. Volume 24, Issue 4, pp. 377-386. DOI 10.1108/OTH-06-2016-0028

Веселов Г.Е., Лызь Н.А., Лызь А.Е. Построение будущего: опыт поэтапного совершенствования инженерного образования // Высшее образование в России. 2017. N5. C. 15-22.

Лызь Н.А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности // Педагогика. 2017. N6. С. 3-10.

Лызь Н.А., Нещадим И.О. Мотивация поступления в вуз как фактор компетентностно-ориентированного обучения // Вестник ЮУрГУ. Серия "Образование. Педагогические науки". 2018. Т. 10, N 1. С. 13-19.

Лызь Н.А., Кибальченко И.А. Инженерное образование: цели, модели, методики обучения: учебное пособие.  Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. 93 с. 

Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Организация деятельности студентов в высшем образовании: учебное пособие. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. 125 с.

Lyz N., Lyz A., Opryshko A. Person development technologies to enhance soft skills of engineering students // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018. Volume LI, Pages 134-144.

Лызь Н.А., Истратова О.Н. Роль информационно-образовательного Интернет-пространства в непрерывном образовании личности // Вестник ЮУрГУ. Серия "Образование. Педагогические науки". 2019. Т. 11. N 1. С. 33-41.

Лызь, Н.А. Специфика обучения в аспирантуре: роль мотивации аспирантов / Н.А. Лызь, И.С. Лабынцева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. N1. С. 68-72.

Лызь Н.А., Истратова О.Н. Информационно-образовательная деятельность в интернет-пространстве: виды, факторы, риски // Педагогика. 2019. N 4. С. 16-26. Скачать Лызь Истратова Педагогика 4_2019.pdf

Истратова О.Н., Лызь Н.А. Концептуальная модель информационно-образовательной деятельности обучающихся в интернет-пространстве // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. N 2(27). С. 314-318. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0802-0095 

Лызь, Н.А. Методика преподавания психологии: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Н. А. Лызь. ; 2-е изд. ; Москва: Издательство Юрайт, 2019. 307 с. (Образовательный процесс). (Рекомендовано учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника и практикума для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям).

Moreva A., Kompaniets V., Lyz N. Development and Oculographic Research of the Website Design Concept for Inclusive Education // 2019 Ural Symposium on Biomedical Engineering, Radioelectronics and Information Technology (USBEREIT) Yekaterinburg, Russia, 25-26 April 2019. IEEE, 2019. DOI: 10.1109/USBEREIT.2019.8736643

Lyz N., Prima A., Opryshko A. The role of students life course conception in their self-development // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2020. V. 8. Iss. 1. Pp. 37-48. https://ijcrsee.com/index.php/ijcrsee/article/view/250

Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Мотивы выбора образовательно-профессиональной траектории и ожидания первокурсников от обучения в вузе // Проблемы современного образования. 2020. N5. С. 96-105. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-5-96-105

Лызь Н.А., Истратова О.Н. Индивидуальные особенности студентов как фактор эффективности онлайн-обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. N 4(33). С. 326-330. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0904-0074

Лызь Н.А., Истратова О.Н., Лызь А.Е. Возможности и риски информационно-образовательной деятельности студентов в интернет-пространстве. // Открытое образование. 2020. Т. 24. N 4. С. 67-74. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-67-74

Лызь Н.А. Концептуальные основы инклюзивного высшего образования // The world of academia: culture, education. 2020. N8. С 87-92.  https://doi.org/10.18522/2658-6983-2020-08-87-92

N. Lyz, A. Lyz, I. Neshchadim and V. Kompaniets. Blended Learning and Self-Reflection as Tools for Developing IT-Students Soft Skills // V International Conference on Information Technologies in Engineering Education ( Inforino ), Moscow, Russia, 2020, pp. 1-4, https://doi.org/10.1109/Inforino48376.2020.9111723 

Лызь, Н. А. Дистанционный формат образования и личностное развитие обучающихся / Н. А. Лызь // Педагогика. 2021. Т. 85. N 3. С. 17-24. Лызь НА Педагогика 03_21__0.pdf

Лызь Н. А., Истратова О. Н. Образовательная деятельность студентов в интернет-пространстве: готовность и самоэффективность // Интеграция образования. 2021. Т. 25, N 4. С. 661-680.  https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.661-680   

Лызь Н.А. Искусственный интеллект в управлении обучением: возможности и риски // Человек и искусственный интеллект: проблемы развития и сосуществования: монография: в 2 ч. / Н. А. Лызь, А. В. Непомнящий, С. И. Родзин / под ред. А. В. Непомнящего. ; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета. Часть. 2: Развитие человека и искусственного интеллекта в интегральном видении.  2022.  236 с. С. 152;188. Скачать 

Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Цифровое поколение: трудности студентов и пути их преодоления // Педагогика. 2022. Т.86. N 6. С. 86;94. Лызь Лабынцева Педагогика 06_22 (3).pdf

Лызь А.Е., Лызь Н.А., Нещадим И.О. Успешность обучения в вузе: опыт студентов технических направлений // Современные проблемы науки и образования.  2022.  N 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31915  DOI: 10.17513/spno.31915

Лызь Н.А., Голубева Е.В., Истратова О.Н. Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2022. N 3. С. 67-98. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-67-98

Лызь Н.А., Истратова О.Н., Голубева Е.В. Работающие студенты: образовательная успешность и субъективное благополучие // Высшее образование в России. 2023. N 2. С. 61-76. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-2-61-76  https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/4220 

Лызь Н. А., Лызь А. Е. Феномен самообразования: обзор мировых исследовательских контекстов // Образование и саморазвитие. ; 2023.  Том 18, N4.  С. 121-140.  https://doi.org/10.26907/esd.18.4.10 ​​​​​​​

Лызь Н.А., Гладкая Е. В., Нещадим И. О. Непрерывное образование: систематизация понятий и исследовательские перспективы / // Педагогика. 2023. Т. 87, N 3. С. 28-39. Лызь, Гладкая, Нещадим Педагогика.pdf

http://www.researcherid.com/rid/P-3318-2015

http://orcid.org/0000-0002-1911-8434

Публикации в электронной библиотеке elibrary

 Авторский профиль в Академии Google