Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Брызгалова Ирина Генриховна

+7(863) 218-40-00 доб. 12202; +7(8634) 68-08-90 доб. 12202

Кафедра истории России - Доцент

Б.Садовая 33 комн. 206, 208

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/igbryzgalova
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/igbryzgalova

Звание: доцент

Степень: Кандидат исторических наук

Образование и повышение квалификации:

  • повышение квалификации: ЮФУ (11.03.2013 - 27.04.2013)
    Управление проектами в инновационной образовательной среде
  • повышение квалификации: ЮФУ (14.01.2015 - 29.01.2015)
    Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей "Образование и педагогика" (направление подготовки- гуманитарные науки, история), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия"
  • повышение квалификации: ЮФУ (02.03.2016 - 30.03.2016)
    Экспертиза образовательных программ и управление качеством образования"
  • повышение квалификации: СКФУ (03.04.2017 - 08.04.2017)
    "Новые подходы в преподавании исторических дисциплин в условиях актуализации гуманитарного знания"
  • повышение квалификации: ЮФУ (14.12.2017 - 26.12.2017)
    "Миграционный менеджмент в образовательных учреждениях юга России"

Дата начала общего стажа: 14.10.1983

Стаж по специальности (в годах): 33

Преподаваемые дисциплины:

  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
    Курс истории отечественной культуры новейшего времени (1914 ; начало ХХI в.) завершает серию лекционных курсов по истории культуры России, читаемых студентам ИИМО ЮФУ (специальность "История"). Цель курса заключается в формировании у студентов знаний о социокультурной динамике советского общества, об институциональных и ценностно-стилевых особенностях культурных процессов в СССР и постсоветской России. Принципиальную основу курса составляет представление о том, что советская эпоха, при всей ее очевидной специфике, является закономерным продолжением дореволюционного развития России, а "советская" культура - наследницей предшествующего исторического опыта. Курс лекций нацелен на преодоление традиции, рассматривать историю советской культуры изолированно от общемировых процессов. Особое внимание уделяется глобальным, интернациональным явлениям, характерным для культуры ХХ в., специфически преломившимся в драматичной истории России. Курс опирается на межпредметные связи, что предполагает актуализацию знаний студентов по таким курсам, как "История культуры России средних веков и нового времени", "История мировой культуры (страны Запада, новое и новейшее время), "Отечественная история", "Культурология". Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Она развивает навыки логически связывать тенденции культуры с общими историческими закономерностями и особенностями развития России новейшего времени. Выделяет особенности развития общественно - политической мысли России данного периода. Показывает влияние литературы, живописи, архитектуры, музыки на развитие общества, и факторы, влияющие на их развитие. Дает навыки постигать особенности и сущностные черты развития литературы, музыки, кино, театра, архитектурных школ в новейшее время, вычленять отличительные черты монументальной живописи, овладевать анализом и интерпретацией источникового материала и исследовательской литературы, касающейся культуры России новейшего времени. Курс истории отечественной культуры новейшего времени (1914 ; начало ХХI в.) завершает серию лекционных курсов по истории культуры России, читаемых студентам ИИМО ЮФУ (специальность "История"). Цель курса заключается в формировании у студентов знаний о социокультурной динамике советского общества, об институциональных и ценностно-стилевых особенностях культурных процессов в СССР и постсоветской России. Принципиальную основу курса составляет представление о том, что советская эпоха, при всей ее очевидной специфике, является закономерным продолжением дореволюционного развития России, а "советская" культура - наследницей предшествующего исторического опыта. Курс лекций нацелен на преодоление традиции, рассматривать историю советской культуры изолированно от общемировых процессов. Особое внимание уделяется глобальным, интернациональным явлениям, характерным для культуры ХХ в., специфически преломившимся в драматичной истории России. Курс опирается на межпредметные связи, что предполагает актуализацию знаний студентов по таким курсам, как "История культуры России средних веков и нового времени", "История мировой культуры (страны Запада, новое и новейшее время), "Отечественная история", "Культурология". Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Она развивает навыки логически связывать тенденции культуры с общими историческими закономерностями и особенностями развития России новейшего времени. Выделяет особенности развития общественно - политической мысли России данного периода. Показывает влияние литературы, живописи, архитектуры, музыки на развитие общества, и факторы, влияющие на их развитие. Дает навыки постигать особенности и сущностные черты развития литературы, музыки, кино, театра, архитектурных школ в новейшее время, вычленять отличительные черты монументальной живописи, овладевать анализом и интерпретацией источникового материала и исследовательской литературы, касающейся культуры России новейшего времени. Курс истории отечественной культуры новейшего времени (1914 ; начало ХХI в.) завершает серию лекционных курсов по истории культуры России, читаемых студентам ИИМО ЮФУ (специальность "История"). Цель курса заключается в формировании у студентов знаний о социокультурной динамике советского общества, об институциональных и ценностно-стилевых особенностях культурных процессов в СССР и постсоветской России. Принципиальную основу курса составляет представление о том, что советская эпоха, при всей ее очевидной специфике, является закономерным продолжением дореволюционного развития России, а "советская" культура - наследницей предшествующего исторического опыта. Курс лекций нацелен на преодоление традиции, рассматривать историю советской культуры изолированно от общемировых процессов. Особое внимание уделяется глобальным, интернациональным явлениям, характерным для культуры ХХ в., специфически преломившимся в драматичной истории России. Курс опирается на межпредметные связи, что предполагает актуализацию знаний студентов по таким курсам, как "История культуры России средних веков и нового времени", "История мировой культуры (страны Запада, новое и новейшее время), "Отечественная история", "Культурология". Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Она развивает навыки логически связывать тенденции культуры с общими историческими закономерностями и особенностями развития России новейшего времени. Выделяет особенности развития общественно - политической мысли России данного периода. Показывает влияние литературы, живописи, архитектуры, музыки на развитие общества, и факторы, влияющие на их развитие. Дает навыки постигать особенности и сущностные черты развития литературы, музыки, кино, театра, архитектурных школ в новейшее время, вычленять отличительные черты монументальной живописи, овладевать анализом и интерпретацией источникового материала и исследовательской литературы, касающейся культуры России новейшего времени.
  • Образ России в мире
    Дисциплина "Образ России в мире" базируется на знаниях студентов курса отечественной истории, истории мировой и отечественной культуры, культурологи. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, формируемые предшествующими дисциплинами: - периодизации и основных фактов по истории России; -истории развития Российской государственности, социально-экономических, внутриполитических, внешнеполитических и культурных отношений; - особенностей становления Российской цивилизации, ее место в мировом сообществе цивилизаций; - сущность психических процессов; - особенностей культуры как социального явления; - основных этапов развития религиозно-мировоззренческих систем. Дисциплина "Образ России в мире", способствует завершению формирования у выпускников системы гуманитарных знаний, участвует в формировании культурного тезауруса. Учебная дисциплина "Образ России в мире" носит междисциплинарный характер Место дисциплины в учебном процессе определяется его тесной связью с читаемыми учебными дисциплинами общественно-исторического и психологического профиля. Междисциплинарный характер курса обуславливается востребованностью информации в таких областях науки, как политология, политическая история ХХ века, история политических партий, новейшая история, этнопсихология, социальная антропология, история русской философии и социологии, история экономической мысли, правоведение. Знания, полученные в результате изучения дисциплины "Образ России в мире", могут использоваться студентами при дальнейшем изучении специальных дисциплин, как в бакалавриате, так и в магистратуре. Цели освоения дисциплины (модуля): Образ России в мире Россия всегда составляла часть европейской цивилизации, хотя и весьма самобытную, и внутри русского общества никогда не умирало стремление к сближению с Западом, не отвергая исторически сложившиеся отношения с Востоком. В то же время в последнее время на первый план вышли такие тенденции: либо Россия, может быть, ценой потери своей исторической самобытности, примет ценности европейской цивилизации, либо в стране возьмёт верх, неважно в какой форме, историческая инерция, и в этом случае возможен новый виток исторического противостояния с непредсказуемыми последствиями, либо Россия найдёт формы конструктивного взаимодействия с Западом. При всей привлекательности последней альтернативы её реализация затруднена наличием очевидных противоречий национальных интересов России, её западных соседей, сущностными различиями культур. Отсюда и цель курса ; изучение и показ проблемы восприятия образов новой России в мире с учётом конкретно-исторических факторов, А также сложившихся устойчивых стереотипов, которые в критических ситуациях могут весьма значительно повлиять на выбор тех или иных политических решений. Цель курса - формирование у студентов теоретических и практических знаний о формировании образа России, стереотипов её восприятия в мире, действии официальной пропаганды, СМИ, влияния культурных традиций, механизмов, регулирующих массовое сознание.
  • " ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ"
    Учебная дисциплина "Организация государственных учреждений России" базируется на курсах "Отечественная история", "Политология", "История государственных учреждений России", тесно связана с курсами "Конституционное право РФ", "Административное право". Особое место дисциплины "Организация государственных учреждений России " в профессиональной подготовке обусловлено тем, что она является теоретическим фундаментом для подготовки специалистов;документоведов к оптимальному использованию накопленных знаний при решении практических задач совершенствования государственного аппарата Российской Федерации и документационного обеспечения управления. Рабочая программа предусматривает проведение лекционных занятий. Для освоения теоретического материала предусматривается большой блок самостоятельной работы студентов. Цели освоения дисциплины (модуля): Цель освоения дисциплины "Организация государственных учреждений России": - дать студентам системные знания о новейшем периоде истории российской государственности; - познакомить с основными проблемами российского государственного строительства; - подготовить к оптимальному использованию накопленного организационного опыта при решении практических задач совершенствования государственного аппарата Российской Федерации и документационного обеспечения управления. - раскрыть особенности становления и устройства государственного аппарата советской России и СССР (1917 -1991гг), послужившего организационной основой современного государственного строительства в РФ; - показать систему федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ; - выявить основные тенденции ее эволюции; - рассмотреть основные итоги государственного строительства в нашей стране; - проанализировать современное состояние и перспективы развития государственного аппарата РФ.
  • История русской эмиграции
    . Дисциплина "История русской эмиграции" базируется на знаниях студентов курса отечественной истории, истории мировой и отечественной культуры, культурологи. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, формируемые предшествующими дисциплинами: периодизации и основных фактов по истории России; истории развития Российской государственности, социально-экономических, внутриполитических, внешнеполитических и культурных отношений; особенностей становления Российской цивилизации, ее место в мировом сообществе цивилизаций; особенностей культуры как социального явления; основных этапов развития религиозно-мировоззренческих систем. Место дисциплины в учебном процессе определяется его тесной связью с читаемыми учебными дисциплинами общественно-исторического и психологического профиля. Междисциплинарный характер курса обуславливает его востребованность в таких областях науки, как политология, политическая история ХХ века, история политических партий, новейшая история, этнопсихология, социальная антропология, история русской философии и социологии, история экономической мысли, правоведение. Знания, полученные в результате изучения дисциплины "История русской эмиграции", могут использоваться студентами при дальнейшем изучении специальных дисциплин, как в бакалавриате, так и в магистратуре. Цели освоения дисциплины (модуля): "История русской эмиграции" дать студентам глубокие и систематизированные знания об истории формирования и развития русского Зарубежья, его периодизации, социальном и демографическом составе, территориальном размещении, политической и социальной сущности отечественной эмиграции, разобраться в причинах, побудивших покинуть родину, организации жизнедеятельности за границей. Особое внимание уделяется уникальному вкладу русской эмиграции в историю отечественной и зарубежной культуры, осмыслению трагических судеб беженцев, навсегда лишившихся родины. Насущной необходимостью вернуть России отторгнутый пласт её истории, показать приверженность основным духовным идеалам, изучить политическую, общественную и духовную жизнь русского зарубежья, взаимодействие и противостояние русской диаспоры с Советским государством, преодолеть стереотипное восприятие образа эмигранта. Без целостного понимания истории русской эмиграции, которая является частью нашей общей истории, невозможно воспитание гражданских качеств личности и патриотизма и любви к нашему Отечеству.
  • ИСТОРИЯ (базовый курс)
    Учебная дисциплина (модуль) История относится к социально-гуманитарному циклу. История обеспечивает тесную взаимосвязь с другими гуманитарными социальнополитическими науками и дисциплинами естественнонаучного профиля, в частности, с историей развития науки и техники в конкретных отраслях знания. Изучение исторического процесса в индустриальную и постиндустриальную эпоху выявляет экономические, социальные, политические последствия индустриального и постиндустриального развития, научно-технической революции. В результате формируется ответственность будущего специалиста за результаты своей деятельности, определяются нравственные ориентиры в разрешении глобальных проблем современности. Освоение исторического наследия формирует у будущих специалистов собственные параметры жизни, ценности и нормы поведения на производстве, в научных учреждениях, в предпринимательской деятельности и личном участии в общественных преобразованиях. В силу междисциплинарного характера современной исторической науки, она связана отношениями сотрудничества с целым рядом гуманитарных, естественных и точных дисциплин. В данном курсе особое внимание отведено ознакомлению студентов с философскими, социологическими и психологическими подходами в изучении истории, с проблемами становления и развития российской государственности, экономическими факторами, влияющими на эволюцию общества. Основными связывающими факторами с другими дисциплинами являются: общность понятийно-категориального аппарата, рассматриваемые исторические события, выполняемые функции, предмет и методы изучения и преподавания, а также основные принципы научного исторического исследования.
  • "Теория и практика самоорганизации и саморазвития городского сообщества".
    В современных условиях источником развития города являются социальные ресурсы. Именно на горожан согласно доктрине общественного саморазвития возлагается миссия по достижению нового качественно более высокого уровня развития городов. При этом, инициирующая роль в активизации членов городского сообщества на практике чаще принадлежит органам самоуправления, которые избираются горожанами для определения направлений развития городского сообщества, для организации совместной деятельности. Однако только сотрудничество жителей города, хозяйствующих субъектов и органов городского самоуправления создает благоприятные условия для жизнедеятельности городского сообщества. Горожане на разных этапах исторического развития города переживают процессы самоорганизации, которая определяется сложившимися в социуме историческими традициями самоуправления, различной степенью его самостоятельности и имеющимися в обществе условиями для саморегулирования своей жизни.
  • Введение в проектную деятельность
    Дисциплина "Введение в проектную деятельность", Проектная деятельность является видом учебной деятельности, при которой обучающиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, объекты, виды деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов ; индивидуальную или групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Образовательный процесс строится не в логике учебной дисциплины, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию. Преподаватель при проектном обучении становится компетентным сопровождающим мотивированной самостоятельной деятельности студентов по решению практически или теоретически значимой проблемы. Выполнение проекта ; это творческая, практическая работа, нацеленная на получение определенного продукта или научно-технического результата. Такая работа подразумевает четкое, однозначное формирование поставленной задачи, определение сроков выполнения намеченного, определение требований к разрабатываемому объекту. Принципиально важно, чтобы решаемая в проекте проблема была взята из реальной жизни. Для решения этой проблемы участниками проектов применяются ранее полученные знания и получаются новые, в частности в курсе освоения дисциплины "Введение в проектную деятельность". Программа ориентирована на обеспечение высокого качества университетского образования, осуществляемого вузом в условиях постоянно меняющегося социального мира, характеризующегося понятиями "риска", "неопределенности", "неясности жизненного контекста". Сегодня "неясность жизненного контекста", "непредсказуемость ситуации", ее "неопределенность" заостряет проблему ценностного отношения к различным проявлениям жизни и побуждает к поиску средств, обеспечивающих достойное существование человека в нестабильных социальных условиях. К числу таких средств, в некотором роде универсальных, принадлежит проектная деятельность, на освоение которой ориентирован образовательный модуль. Дисциплина "Введение в проектную деятельность" является обязательным элементом образовательной программы по направлению подготовки 46.03.01 "История" (бакалавриат) в соответствии с образовательным стандартом. Программа ориентирована на получение знаний, умений и навыков, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как академический, так и прикладной характер. Цель и задачи: Цель: познакомить студентов с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода. Задачи: - познакомить с видами проектов и проектных продуктов, структурой проекта и алгоритмом работы над проектом; научить определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; научить пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; - способствовать развитию творческих способностей, обучающихся; развитию умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; способствовать развитию мышления, способности наблюдать и делать выводы; - развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; развивать способность к коммуникации. - формировать готовность к согласованию ценностных позиций и ориентаций в междисциплинарной команде разработчиков проекта на основе овладения приемами индивидуальной и коллективной рефлексии.

Дополнительная информация:


Доцент кафедры Отечественной истории XX - XXI вв.  ИИМО ЮФУ. Брызгалова Ирина Генриховна работает в системе высшего профессионального образования более 30 лет. В 1983 г. с отличием окончила исторический факультет РГУ. В 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме: "Формирование органов государственной власти на Дону и Северном Кавказе в феврале 1917 - мае 1918 гг."

Читает базовые курсы:

Бакалавриат:

- История (базовый курс) (лекции, семинарские занятия)

- Организация государственных учреждений России (базовый курс)

 - Введение в проектную деятельность

 - Основы исследовательского анализа

 - Конфликтология


эл. курсы: 

- Русский национальный характер 

- Образ России в мире  

 - История русской эмиграции

 - Этнокофликтология. 

Магистратура (Историческая урбанистика):

 - Теория и практика организации городских сообществ

Опубликованы 84 научных  ( 15 -ВАК, 1- Scopus) и учебно-методических работ.

Направление научных интересов:

Историческое краеведение (региональный аспект, особенности модернизации в южном регионе России в начале ХХ века). Власть и общество: государственное строительство на Дону и Северном Кавказе. 1917 -1918 годы.

Взаимоотношения общества и власти  в революционные и послереволюционные периоды (конец 19 ; 20-е годы 20 вв).

История общественных движений и политических партий России к. XIX ; нач. XX вв.

Нации, империи, революции и реформы в ХХ-XXI вв.

История Русской эмиграции (русского Зарубежья)

Россиеведение.

Конфликтология, этноконфликтология.

Региональная история  Дона и Северного Кавказа (конец 19 ; нач. 20вв)

Участие в коллективных научных проектах:                                                         

2014, январь- 2015, декабрь - Государственный контракт на разработку Образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей "Образование и педагогика", направление подготовки -  гуманитарные науки, история, предполагающего академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия. Руководитель: Р.М. Чумичева (исполнитель)

2014 - Грант Фонда целевого капитала ЮФУ "Проект года 2014".  "Миссия университета в донском обществе: варшавский императорский университет в зеркале донской прессы" руководитель Братолюбова М.В. (Исполнитель)

2015 - Грант Фонда целевого капитала ЮФУ "Проект года 2015".  "Школа экскурсоводов ЮФУ" (Руководитель) 

2016 - РГНФ, Основной конкурс 2016 года Всероссийская научно-практическая конференция: "Периферийный город и горожанин в пространственно-временной ретроспективе: особенности национальной идентичности" Руководитель: Пономарева М.А. (Исполнитель)

Участие в коллективных образовательных проектах: 

Декабрь 2015 Эксперт ; Юг "Социальные инвестиции Юга России. Лучшие социальные проекты Юга России".  Проект "Открой Ростов" - диплом финалиста.

2014 - 2015 Научно ; исследовательский, образовательный проект ИИМО ЮФУ: "Жизнь университета ; вехи истории". (совместно с ГАРО, ЦДНИ РО) ; (исполнитель)

2015 "Точки пересечения культур: Россия ; Франция". Дворец творчества детей и молодежи, Французский культурный центр, ИИМО ЮФУ.

Сентябрь - октябрь 2015, март -апрель 2015г, сентябрь - октябрь 2016г,

Осенняя  и весенняя школа  "Экскурсоводов ЮФУ" Лекции. Семинары. Подготовка и проведение экскурсий. (руководитель)

2015,2016, гг.   - Всероссийский тест по истории Великой Отечественной войны ; (помощник организатора)

 2016г. Этнографический диктант (помощник организатора) 

 2015, 2016, 2017, 2018г - Всероссийский тест по истории Отечества. (помощник организатора)

Руководитель студенческого клуба "Personalitate"

В настоящее время Брызгалова И.Г. является зам.директора ИИМО по учебной работе., член Ученого Совета ИИМО.