Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Фомичева Елена Васильевна

Звание: Доцент

Степень: Кандидат экономических наук

Кафедра инновационного и международного менеджмента - Доцент

Ростов-на-Дону,ул.Стачки, 200/1, а.212

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/efomicheva
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/efomicheva

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Ростовский государственный университет (01.09.1993 - 30.06.1998)
    Экономическая теория
    Экономист. Преподаватель экономических дисциплин
  • послевузовское образование: Ростовский государственный университет (01.11.1998 - 01.11.2001)
    мировая экономика
  • повышение квалификации: International Institute of Existential Consultancy, (Minsk, Belarus); (23.02.2017 - 25.02.2017)
    "Cross-cultural problems consulting in management of International Business", 29 hours, Сертификат о повышении квалификации N 171 от 25.02.2017 г
  • повышение квалификации: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет" (16.04.2018 - 27.04.2018)
    "Управление персоналом", 72 часа, Удостоверение о повышении квалификации 612407480092 от 6.06.2018,
  • повышение квалификации: ФГАОУ ВО "ЮФУ" ( - )
    "Оказание первой доврачебной помощи",72 часа, Удостоверение о повышении квалификации 612407478139 от 14.06.2018
  • повышение квалификации: ФГАОУ ВО "ЮФУ", 72 часа (03.03.2021 - 21.03.2021)
    "Современные методики и технологии дистанционного образования в вузе"
    удостоверение о повышении квалификации 612409219747

Дата начала общего стажа: 02.11.1998

Стаж по специальности (в годах): 21

Преподаваемые дисциплины:

  • Международная экономика
    1. Цель изучения дисциплины: раскрытие сущности, содержания, механизмов и специфических черт развития мировой экономики в условиях глобализации, путем: исследования сущности и специфики функционирования современной мировой экономики, ее ресурсной базы и отраслевой структуры; характеристики современной деятельности, места и роли национальных и наднациональных субъектов мировой экономики; выявления специфики важнейших отраслей и отраслевых комплексов мирового хозяйства; анализа места и роли России в современном мире; оценки факторов и особенностей современного экономического роста в мировом хозяйстве. 2. Требования к результатам освоения дисциплины Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1); способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8); способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9); способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10). По итогам освоения дисциплины обучающийся должен: знать: основные категории курса; главные тенденции развития мирового хозяйства и международных экономических отношений; направления структурных сдвигов в современной мировой системе. уметь: анализировать и правильно интерпретировать текущую информацию о состоянии мировых рынков, отраслей мировой экономики; грамотно работать со статистическими данными, составлять аналитические отчеты, связанные с ситуацией в мировой экономике и тенденциями ее развития. владеть: навыками группировки статистических данных; инструментами сравнительного и ситуационного анализа в области международной деятельности; знаниями интерактивных технологий и презентаций. 3. Содержание дисциплины Модуль 1. Современная международная экономика: теоретические основы и условия функционирования (1.1. Сущность, структура и основные этапы развития мировой экономики; 1.2. Современные тенденции развития мировой экономики; 1.3. МРТ как основа функционирования современной мировой экономики; 1. 4. Мировой рынок: сущность, этапы становления, структура, инструменты) Модуль 2. Группы стран и характеристика их положения и роли в современной мировой экономике (2.1. Классификация основных групп стран в системе мировой экономики и специфика их позиционирования на мировом рынке; 2.2. Ресурсно-факторный потенциал и отраслевая структура современного мирового хозяйства) Модуль 3. Субъекты наднационального уровня международной экономики (3.1. Международная экономическая интеграция и современные региональные группировки в системе мировой экономики;3.2. Международные корпорации в системе современной мировой экономики; 3.3. Международные экономические организации в системе современной мировой экономики) Модуль 4. Основные формы международных экономических отношений (4.1. Международная торговля; 4.2. Международное движение капитала; 4.3.Международная миграция рабочей силы; 4.5.Международный научно-технический обмен) 4. Основные образовательные технологии При освоении курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, для активизации творческой и познавательной активности предусмотрено выполнение индивидуальной работы с интерактивной презентацией по важнейшим отраслям и кластерам мировой экономики, обсуждение конкретных ситуаций. 5. Формы контроля Текущий контроль работы студента осуществляется путем мониторинга посещаемости лекций и семинаров, оценки работы на практических занятиях, составления глоссария, проведения ситуационного анализа, ответов на контрольные вопросы, выполнения заданий для самостоятельной работы и т.д. Рубежный контроль проходит помодульно путем тестирования, подготовки презентации и аналитического доклада. Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в виде письменного экзамена.
  • Международные экономические организации
    1. Цель изучения дисциплины: формирование у студентов целостного системного представления о международных экономических организациях, их месте и роли в системе современной мировой экономики, раскрытие основных механизмов наднационального регулирования и специфики функционирования международных организаций в различных сферах экономической деятельности. 2. Требования к результатам освоения дисциплины Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3); способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6); способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7). По итогам освоения дисциплины обучающийся должен: знать: сущность, структуру и функции международных экономических организаций; порядок создания, организационную структуру и основные направления и инструменты деятельности наиболее влиятельных международных экономических организаций; специфику функционирования различных видов международных организаций, в том числе экономических; основные инструменты и результаты регулирования валютно-финансовой и внешнеторговой сфер мировой экономики международными экономическими организациями; уметь: соотносить направления и инструменты российской политики с принятыми международными векторами развития; использовать современные схемы и методы межгосударственного взаимодействия для согласования интересов участников экономического сотрудничества; владеть: навыками самостоятельного усвоения новых знаний в области надгосударственного регулирования мировой экономики; методами поиска и анализа информации, аккумулируемой международными экономическими организациями. 3. Содержание дисциплины Модуль 1. Международные экономические организации в системе мировой экономики (1.1. Сущность, структура и основные этапы развития системы наднационального регулирования мирохозяйственных связей; 1.2. Международные экономические организации как основные субъекты системы наднационального регулирования мирохозяйственных связей.) Модуль 2.Международные экономические организации в системе регулирования международных отношений и экономического сотрудничества (2.1. Система Организации Объединенных Наций (ООН); 2.2. Организации системы ОЭСР; 2.3. Международные организации общей компетенции и их деятельность в области экономического сотрудничества) Модуль 3.Международные валютно-финансовые организации и их роль в развитии международных экономических отношений (3.1. Группа Всемирного банка; 3.2. Международный валютный фонд; 3.3. Банк международных расчетов; 3.4. Исламский банк развития) Модуль 4.Международные экономические организации в системе регулирования мировой торговли (4.1. Всемирная торговая организация; 4.2. Конференция ООН по торговле и развитию;4.3. Международная торговая палата) 4. Основные образовательные технологии: При освоении курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, выполнение индивидуальной работы на основе интерактивных технологий. В ходе освоения курса предусмотрено проведение: презентации международной экономической организации, при подготовке которой проводится анализ и обработка информации, ее наглядное представление; ознакомление с аналитической деятельностью международных экономических организаций ; разбор концепции, инструментов, политических и экономических последствий деятельности различных международных организаций на примере реальной текущей ситуации. 5. Формы контроля. Текущий контроль работы студента осуществляется путем мониторинга посещаемости лекций и семинаров, оценки работы на практических занятиях, составления глоссария, проведения ситуационного анализа, ответов на контрольные вопросы, выполнения заданий для самостоятельной работы и т.д. Рубежный контроль проходит помодульно путем тестирования, подготовки презентации и аналитического доклада. Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в виде зачета по результатам работы.
  • Система регулирования ВТО
    1. Цель изучения дисциплины: формирование у студентов целостного представления о содержании, целях и инструментах деятельности Всемирной торговой организации (ВТО), ее месте и роли в системе современной мировой экономики и регулировании международной торговли; специфике функционирования ВТО в различных сферах и отраслях национальной экономики и на наднациональном уровне; взаимоотношениях России и ВТО и их последствиях для национальной экономики. 2. Требования к результатам освоения дисциплины Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2); способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6); способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7) По итогам освоения дисциплины обучающийся должен: знать: содержание деятельности, принципы и функции Всемирной торговой организации; историю создания, организационную структуру и основные направления и инструменты деятельности ВТО; специфику функционирования ВТО в различных отраслях экономики; основные инструменты и результаты регулирования международной торговли; правовую основу деятельности ВТО (содержание основных соглашений ГАТТ, ГАТС, ТРИПС, ТРИМС); условия и последствия вступления России в ВТО; перспективы развития российской экономики в новых условиях хозяйствования ; членства в ВТО. уметь: соотносить направления и инструменты российской политики с принятыми международными трендами и принципами развития; использовать современные схемы и методы межгосударственного взаимодействия для согласования интересов участников экономического сотрудничества; владеть: навыками самостоятельного усвоения новых знаний в области надгосударственного регулирования мировой экономики; методами поиска и анализа информации, аккумулируемой международными экономическими организациями. 3. Содержание дисциплины Модуль 1."ВТО как институт регулирования международной торговли" (Тема 1. Сущность, структура и основные этапы регулирования международной торговли; Тема 2. Всемирная торговая организация в системе наднационального регулирования международной торговли) Модуль 2."Экономико-правовая основа деятельности ВТО" (Тема 1. Структура ВТО; Тема 2. Многосторонние соглашения по торговле товарами; Тема 3. Многосторонние соглашения по торговле услугами; Тема 4. Регулирование финансовых мер и движения прав интеллектуальной собственности; Тема 5. Порядок урегулирования споров в ВТО) Модуль 3."Россия и ВТО" (Тема 1. Основные этапы взаимоотношений России и ВТО; Тема 2. Условия присоединения России к ВТО; Тема 3. Экономические эффекты членства России в ВТО; Тема 4. Перспективы развития экономики России в новых условиях членства в ВТО) 4. Основные образовательные технологии: При освоении курса предусмотрено проведение семинарских занятий, для активизации творческой и познавательной активности предусмотрено выполнение индивидуальной работы с интерактивной презентацией по характеристике различных аспектов деятельности ВТО; обсуждение конкретных ситуаций; просмотр, анализ и обсуждение видеороликов и материалов СМИ. 5. Формы контроля. Текущий контроль работы студента осуществляется путем мониторинга посещаемости семинаров, оценки работы на практических занятиях, проведения ситуационного анализа, ответов на контрольные вопросы, выполнения заданий для самостоятельной работы и т.д. Рубежный контроль проходит помодульно путем тестирования, подготовки презентации и аналитического доклада. Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в виде зачета по результатам работы.
  • Экономическая безопасность России в контексте глобального развития мировой экономики
    1. Цель изучения дисциплины: формирование у студентов системного представления о сущности и содержании экономической безопасности хозяйствующих субъектов разного уровня и приобретение студентами навыков анализа и оценки экономической и внешнеэкономической безопасности России как страны-участницы международных экономических отношений. 2. Требования к результатам освоения дисциплины Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); способность рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6); способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7). По итогам освоения дисциплины обучающийся должен: знать: содержание, структуру и уровни экономической безопасности; внутренние и внешние угрозы экономической безопасности; механизм реализации системы обеспечения экономической безопасности России, институты и органы власти РФ, обеспечивающие ее экономическую безопасность. уметь: применять наработанный инструментарий для анализа социально-экономической ситуации; оценивать уровень риска реализации угроз экономической безопасности; соотносить цели и инструменты экономической политики РФ с современными тенденциями развития мировой экономики. владеть: основными категориями курса; навыками самостоятельного анализа мирохозяйственных, национальных и региональных процессов. 3. Содержание дисциплины Модуль 1. "Экономическая безопасность страны: категориально-теоретические основы" (1.1.Сущность и структурно-содержательные характеристики экономической безопасности; 1.2.Уровни и виды экономической безопасности; 1.3.Методика и критерии оценки экономической безопасности страны) Модуль 2. "Экономическая и внешнеэкономическая безопасность России в современной мировой экономике" (2.1.Механизм обеспечения экономической и внешнеэкономической безопасности; 2.2. Оценка угроз экономической и внешнеэкономической безопасности РФ; 2.3. Совершенствование механизма обеспечения экономической и внешнеэкономической безопасности РФ) Выход России на международные рынки товаров, услуг и капитала в ходе глобализации мировой экономики закономерно усилил ее зависимость от процессов, происходящих за рамками национальных границ. Несмотря на интеграционные процессы, Россия, как и другие страны, стремится к сохранению своего суверенитета, традиций и обычаев, своей культуры, наращиванию экономического потенциала, что делает необходимым разработку концепций национальной, и в частности экономической, безопасности, систематизации основных внутренних и внешних угроз и формированию механизмов их предотвращения и преодоления, с учетом новых условий функционирования мировой экономики, сложившихся под влиянием современных тенденций ее развития, в первую очередь ; глобализации. 4. Основные образовательные технологии: По методам и принципам организации обучения: проблемное и модульное изложение материала; объяснительно-иллюстративное представление; проектирование. По основным формам организации образовательного процесса: чтение лекций; проведение семинарских занятий; организация самостоятельной образовательной деятельности. Активные, интерактивные и имитационные технологии: проблемные лекции и семинары; презентация, кейс ; технологии, проектирование, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, "круглый стол", "мозговой штурм". 5. Формы контроля . Текущий контроль работы студента осуществляется путем фиксации посещаемости лекций и семинаров, оценки работы на практических занятиях, составления глоссария, проведения ситуационного анализа, ответов на контрольные вопросы, выполнения заданий для самостоятельной работы, решения задач и т.д. Рубежный контроль проходит помодульно путем тестирования/написания контрольных работ, подготовки презентации и аналитического доклада. Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в виде зачета по результатам работы.

Дополнительная информация:

Фомичева Елена Васильевна ; кандидат экономических наук (2005),  доцент (2009), в настоящее время работает на кафедре инновационного и международного менеджмента факультета управления, с 1998 г. по 2020 г. работала на  кафедре мировой экономики и международных отношений экономического факультета.

В 1998 году окончила (с отличием) экономический факультет  Ростовского госуниверситета (РГУ). 

1998-2001 ; аспирантка кафедры мировой экономики и международных отношений экономического факультета РГУ.С 1999 - преподаватель кафедры мировой экономики и международных отношений.

С  2006 ; старший преподаватель кафедры мировой экономики и международных отношений.

С 2009 ; доцент кафедры мировой экономики и международных отношений экономического факультета ЮФУ, с 2014 ; кафедры международного бизнеса ВШБ ЮФУ (по совместительству).

Разработала и читает учебные курсы "Мировая экономика", "Международные экономические отношения", "Международная экономика", спецкурсы "Международные экономические организации", "Система регулирования ВТО", "Международная экономическая безопасность"; осуществляет руководство научно-исследовательской работой студентов. На кафедре мировой экономики и международных отношений выполняет обязанности заместителя заведующего по учебной работе.

Занимается научно-исследовательской деятельностью по направлениям: мировая экономика, экономическая безопасность страны, внешнеэкономическая безопасность, глобализация мировой экономики, открытая экономика, международные экономические организации, международные экономические отношения, приграничное сотрудничество.

Автор 67 научных и 9 учебно-методических опубликованных работ.

Повышала квалификацию: по программе "Немецкий язык для профессиональных целей (средний уровень владения немецким языком)" (октябрь 2007 ; январь 2008), по программе "Немецкий язык для продолжающих (средний уровень)" (апрель- июнь 2008), по направлению "Развитие профессиональных и управленческих навыков" (ноябрь 2008), по программе "Использование современного программного обеспечения общего назначения" (ноябрь ; декабрь 2008), по направлению "Торговая политика и присоединение стран СНГ к ВТО" на семинаре Института Всемирного Банка в г. Ростове-на-Дону (июнь 2009 г.), по направлению "Тьюторинг в системе междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования" на совместном семинаре Южного федерального университета и Варшавского университета (январь 2010  г.).

В целях повышения профессиональных компетенций принимала активное участие в международных и  региональных научных конференциях в гг. Ростове-на-Дону, Москве, Санкт-Петербурге.

Принимала участие в инновационных проектах: выполнении внутреннего гранта ЮФУ по созданию магистерской программы "Международная экономика" (2007-2008 г.); разработке методических рекомендаций по успешному ведению внешнеэкономической деятельности по гранту Администрации Ростовской области (2008 г.).