Климова Татьяна Владимировна
Образование и повышение квалификации:
Дата начала общего стажа: 01.09.2001
Стаж по специальности (в годах): 19
Преподаваемые дисциплины:
-
"Специальная психология", "Деятельность специального психолога в дошкольном образовательном учреждении", "Основы специальной педагогики и психологии", "Психологические проблемы школьной неуспеваемости","Сурдопсихология", "Логопсихология", "Тифлопсихология", "Психология детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и интеллектуального развития"
-
"Введение в проектную деятельность", "Проект 1 курса", "Проект 2 курса", "Проект 3 курса"
-
Психолого-педагогическая диагностика лиц с сенсорными нарушениями", "Психодиагностика лиц с интеллектуальными нарушениями"
-
"Психокоррекционная работа с детьми", "Психокоррекционная работа с детьми с нарушениями речевого и интеллектуального развития", "Психологические основы коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата"
-
"Вербальные и невербальные средства коммуникации", "Практикум по жестовой речи", "Коммуникация в системе сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья", "Развитие речевой коммуникации детей с РДА"
-
"Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха", "Методика развития слухового восприятия и обучения произношению дошкольников с нарушениями слуха"
Дополнительная информация:
Квалификационные компетенции: специальный детский психолог, тьютор-сурдопереводчик, терапевт Floortime, проектный менеджер, аналитик данных.
Специализация. Проектное управление в дефектологии и Digital-образовании. Медиакоммуникативные технологии в социальной интеграции лиц с повышенными образовательными потребностями.
Сферы ответственности
Руководитель модуля проектной деятельности студентов специального (дефектологического) направления АПП ЮФУ (2015-2021 гг), научно-исследовательской работы студентов и преподавателей кафедры коррекционной педагогики.
Руководитель студенческого научного объединения "Мастерская проектного управления в дефектологии "ДиВера" АПП ЮФУ (2010-2020 гг.)
Куратор иностранных студентов-дефектологов из Туркменистана (2019-2021 гг.).
Тьютор-сурдопереводчик, терапевт FloorTime.
Область интересов
Механизмы, детерминанты социальной интеграции в образовательной онлайн среде. Медиакоммуникативные факторы интеграции учащихся-билингвов в образовательное пространство.
Проектное управление. Моделирование социально-образовательных систем (в т.ч. инклюзивной образовательной среды), медиакоммуникативных технологий, инструментов, продуктов.
Педагогический дизайн образовательных продуктов. Разработка онлайн-курсов для высшего профессионального образования и инклюзивных образовательных учреждений системы дошкольного / общего образования. Инструменты БОС в персонализации образовательной трактерии.
Организационные и информационные системы поиска стратегических партнеров для реализации студенческих инновационных проектов в области дефектологии и социальной инклюзии, стартапов.
Web-инструменты просвещения и волонтерской поддержки инициатив педагогов инклюзивного и коррекционного цифрового образования, продвижения успешных практик /технологий/ продуктов доступной инклюзивной среды (mobil).
Научно-исследовательские и проектные образовательные треки.
Возможности медиакоммуникативных технологии в социальной интеграции маломобильных групп населения. Развитие цифровых навыков у учащихся с повышенными образовательными потребностями.
Digital-инструменты для занятий учителя инклюзивного класса/группы. Модели визуализации и организации интерактивного взаимодействия.
Разработка интерактивных игр/коррекционных программ для образования детей с ОВЗ.
SMM. Ведение учителем инклюзивного класса/группы сообщества родителей учеников с ОВЗ в социальных сетях.
Инструменты персонализации и сопровождения учащихся с повышенными образовательными потребностями.
Здоровьесберегающие технологии в организации дистанционного обучения лиц с повышенными образовательными потребностями.
Проектное управление. Конкурсы и интенсивы.
Онлайн курсы
Социально-образовательные проекты с партнерами
- ГБУ СОН РО Азовский детский дом - интернат для умственно отсталых детей (http://azovdom.rnd.socinfo.ru/) в реализации социального проекта на оказание поддержки, исправление дефектов развития воспитанников отделения студентами-дефектологами, медиаподдержки и продвижения образовательного учреждения.
- Совместный проект с региональным отделением фонда "Я есть" (https://yaest.ru/) в разработке программы подбора и сопровождения волонтеров для учреждений социальной поддержки Ростовской области.
- Проект при поддержке фонда Владимира Потанина (грант NГПК-58/17 от 04.06.2017 стипендиальной программы для преподавателей магистратуры) по развитию компетенций в области коммуникации с лицами с ОВЗ для магистров (ЮФУ-ДГТУ, 2016-2021). Ссылка: Участие университетов в развитии СО НКО, гражданского общества и некоммерческого сектора: (сборник практик) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Центр развития гражданского общества некоммерческого сектора и социально-ориентированных некоммерческих организаций; сост. и общ. ред. О.В. Коротеева и Т.С. Иларионова; М., 2019.; С.133-138.
Научно-исследовательская работа
Монографии, публикации, индексируемые в международных базах данных.
Skuratovskaya M., Klimova T., Fedko N. and Mayatskaya N. Psychophysiological readiness of students to work in the field of clinical speech therapy // SHS Web of Conferences 70, 10011 (2019) ICTDPP-2019 https://doi.org/10.1051/shsconf/20197010011 (Web of Science)
Tatyana V. Klimova Developing communicative competences to support people with disabilities // The European Proceedings of Social Behavioural Sciences EpSBS. 2019. ISSN: 2357-1330. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.01.45/ (Web of Science)
Фатеева Д.А., Климова Т.В., Скуратовская М.Л., Кобрина Л.М. Межличностное взаимодействие в условиях инклюзивного образования студентов с ОВЗ// Российский психологичес-кий журнал. ; 2017. ; Т. 14, N 3. ; С. 13;29. http://rpj.ru.com/index.php/rpj DOI: 10.21702/rpj.2017.3.1. (Web of Science)
Климова Т.В. Ценностно-смысловые показатели личностной готовности к социальной интеграции лиц с нарушением слуха [Монография]. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018. ; 196 с. ISBN 978-5-907125-26-1.
Скуратовская М.Л., Климова Т.В. Коммуникация в системе сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Визуальный интерактивный тренажер по жестовой коммуникации [Учебно-методическое пособие]. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018. ; 88 с. ISBN 978-5-907125-19-3.
- Климова Т.В., Шевырева Е.Г. Специальная психология. Опорные схемы: учеб. пособие [Учебное пособие]. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования. 2018. ; 180 с. ISBN 978-5-907125-38-4
Ведущие проекты СНО Молодежная проектно-исследовательская мастерская по социальной интеграции маломобильных групп населения "ДиВера".
- Победители 1 степени (ЮФУ, 2020). Проект тренинга по основам сурдоперевода для студентов 1 курса с участием иностранных студентов. (Щербина М. И., Турутина В. А., Назаров В., Назаров Б. Студенческая научная конференция ЮФУ "Неделя науки", секция "Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с различным уровнем здоровья и развития"..
- Медаль Ю.Жданова (2019) НИРС Васильевой С.А. "Формирование общешкольных учебных навыков у младших школьников с нарушениями слуха" (научный руководитель Климова Т.В.).
- Проект по социокультурной интеграции иностранных студентов-билингвов. Знакомство с культурой Донского края. (Субботина Т.С., Бабаева М., Худабергенов Д.; научный руководитель Климова Т.В.; 2020)
- Тьюторское сопровождение обучение студентов-билингвов с различным латеральным профилем. Инструменты персонализации обучения студентов Туркменистана. (Седова Е.С., Чертовикова Э.В.; научный руководитель Климова Т.В.; 2020)
- Проект развития эмоционального интеллекта у детей с помощью искусства. (Удалова С. Е., Шаталова Е. В., Русова А.В.; научный руководитель Климова Т.В.; 2020)
- Разработка интерактивных игр для образования детей с ОВЗ. (Сезен Неше; научный руководитель Климова Т.В.; 2020)
- SMM в работе учителя-дефектолога. Контент планирование сообщества родителей учеников с ОВЗ в Instagram. (Ананьева Е.; научный руководитель Климова Т.В.; 2020)
- Svetlana A. Vasilieva, Tatiana V. Klimova Opportunities media technology in modeling individual trends of development of communicative competence of deaf pupils. VII International Forum on Teacher Education (Kazan, vIFTE 2020)
- Tatyana V. Klimova, Olga V. Klimova, Tamara D. Galkina Supporting the work of a teacher in an elementary rural school to correct the manifestations of dysgraphia in bilingual pupils. VII International Forum on Teacher Education (Kazan, vIFTE 2020)
Климова Татьяна Владимировна с 2001 года является сотрудником университета первоначально кафедры специальной психологии и психофизиологии, а с 2015 и по настоящее время преподает на кафедре коррекционной педагогики Академии психологии и педагогики ЮФУ (частичная занятость).
Дополнительная профессиональная деятельность:
2004-2006гг ; руководитель учебной части Северо-Кавсказского института антропологии и прикладной психологии;
2005-2011гг. ; старший преподаватель в РГУПС кафедры социологии, политологии и психологии, с 2012 по 2015 "Массовой коммуникации и прикладной лингвистики";
Индивидуальный рейтинг в ЮФУ: 2015 год - 97,7 балла; 2016 - 54 балла, 2017- 63,67 балла, 2018 - 57 баллов.
Научные интересы Климовой Т.В. связаны с разработками в области коррекционной психологии, проектирования и внедрения мультидисциплинарных инновационных продуктов в области оказания психолого-педагогической помощи, в т.ч. с использование оборудования БОС, SPSS, когнитивного моделирования, медиатехнологий.
Климовой Т.В. разработаны ряд учебных курсов по психологии, различным разделам общей, специальной (коррекционной) психологии, психологии управления и общения. Она участвовала в разработке грантов ЮФУ в 2008г., 2013г.; в ЛГУ им. Пушкина в 2014г, "Потанин -2017-18" и др. Татьяна Владимировна автор более 60 работ, среди которых: 3 монографии, 1 статьи Scopus (2013) и Web of Science (2017), 10 статей в журналах, рекомендованных ВАК; 12 учебно-методических разработок.
Климова Т.В. является лауреатом конкурсов: "Телеком Идея" (МТС, 2011), "Прорыв года" (ЮФУ, 2011); "Всероссийский конкурс инновационных проектов аспирантов в области социально-гуманитарных наук" (Ульяновск, 2011), "Лучшая НИР ЮФУ" (ЮФУ, 2012), "Потанин-2016", учебников ЮФУ-2017, программ ДПО "Сурдоперевод" (2016; 2017) и "Медиакоммуникация с лицами с ОВЗ" (201; 2018), Летней школы по разработки он-лайн курсов (2017) и др.
Преподавательскую деятельность Татьяна Владимировна сочетает с научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой со студентами, магистрантами на базе мастерской по социальному проектированию ЮФУ. Участники мастерской являются организаторам фестивалей "Особый ребенок" (2015-2017 гг.), студенческих конференций кафедры коррекционной педагогики (2016), а также победителями и лауреатами вузовских, региональных и международных конкурсов (в МГУ научный форум "Ломоносов 2011-2015 гг. 11 чел.; БелГУ школа проектного управления "Пегас" 2013-2015 гг.(3 чел.); Конкурс социальных проектов Администрации Ростовской области 2015 (1 чел.), "Психология состояний" (Казань, 2016), Педагогический хакатрон (ЮФУ, 2018) (4 чел.) и др. Студенты под руководством Татьяны Владимировны принимают участие в различных форумах, школах ("Селигер", "Таврида", "Балтика", "Территория смысла" и др.), представляют СНО ЮФУ "Мастерская социального проектирования" на всероссийских конкурсах (АлтГУ, Барнаул, 2017). Под ее руководством выполнено более 60 студенческих работ, в том числе 1 Web of Science, 3 ВАК, 42 РИНЦ.
Татьяна Владимировна приглашалась в качестве тренера на программы профессиональной и дополнительной подготовки учащейся и рабочей молодежи в т.ч. БелГУ "Пегас" (Белгород, 2010), БПиОТ "Таймази" (Северная Осетия, 2015-16), ОАО РАО РЖД "Слет на высоте" (Красная Поляна, 2015).
Под руководством Татьяны Владимировны ведется разработка медиапортала по сопровождению интегральных проектов в области общего и специального образования "Биржа интегральных проектов "ДиВера".
Климова Т.В. - единственный преподаватель ЮФУ, который прошел общий конкурсный отбор и принял участие в проведении Чемпионата мира по футболу-2018 в Ростове-на-Дону в качестве волонтера оргкомитета Fifa функции SPS (Spectators & Public Services).