"Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию".
Дата начала общего стажа: 01.11.1967
Стаж по специальности (в годах): 50
Преподаваемые дисциплины:
Методология и методы исследования
Модуль1 "Методология педагогического исследования". Понятие методология научного исследования. Методологический аппарат научного исследования.
Модуль 2. "Методы научного педагогического исследования. Классификация методов научного педагогического исследования. Математические и статистические методы научного педагогического исследования.
Модуль 3 "Организация научного педагогического исследования. Целостный подход к процессу организации научного педагогического исследования. Разработка методики научного педагогического эксперимента. Критерии оценки результатов педагогического исследования
Педагогика высшей школы
Модуль 1. Современная система высшего образования в России и за рубежом
История развития высшего образования и его современное состояние за рубежом и в России. Современные подходы и парадигмы системы высшего образования.
Модуль 2. Дидактика высшей школы
Нормативно-правовые и педагогические основы организации образовательного процесса в высшей школе. Формы организации учебной деятельности студентов в высшей школе. Современные технологии обучения в высшей школе (в том числе информационно-коммуникативные технологии. Организация самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе. Фонды оценочных средств качества подготовки студентов в вузе
Модуль 3. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе. Учебно-методическая и проектная деятельность в вузе. Научно-исследовательская деятельность преподавателя в вузе. Мастерство и компетентность преподавателя высшей школы.
Современнные проблемы науки и образования
Единство науки и практики: основа инновационных процессов в образовании
1.1. Наука как явление современного общества и путь развития цивилизации.
1.2. Наука ; фактор развития образовательной практики.
1.3.Практика ; пространство проверки научной истины.
Модуль 4. Парадигмы, концепции, теории педагогической науки
2.1. Личностно-ориентированная парадигма образования и ее принципы модернизации образования
2.2. Культуросообразная концепция образования и тенденции ее развития в современных эссе,
2.3. Системно-деятельностный подход в модернизации дошкольного образования.
2.4.Событийный подход в организации образовательной среды дошкольной организации.
2.5. Футурологический подход в проектировании образовательных программ дошкольной организации.
Дошкольное образование и инновационные процессы.
3.1. Дошкольное образование как составляющий уровень системы образования в России.
3.2. Практика дошкольного образование и ее инновационные процессы.
3.3. Состояние и стратегии дошкольного образования.
Проектирование и реализация ФГОС ДО
Тема 1. ФГОС ДО как объект проектирования в ДОО
Тема 2. Принципы и алгоритм проектирования ФГОС ДО относительно целевых ориентиров
Раздел 2. Проектирование и реализация ФГОС ДО
Тема 1. Проектирование и реализация процессов обучения и воспитания как целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
Тема 2. Проектирование и реализация программы развития ДОО
Тема 3. Проектирование и реализация программ вариативного развивающего образования
Тема 4. Проектирование и реализация психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Тема 5. Проектирование и реализация условий создания социальной ситуации развития детей
Тема 6. Проектирование и реализация развивающей предметно-пространственная среда
Тема 7. Проектирование и реализация психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей на принципах сотрудничества
Тема 8. Проектирование и реализация взаимодействия ДОУ и школы на принципах преемственности
Тема 9. Проектирование и реализация сетевого взаимодействия (ДОУ, учреждения культуры, спорта, социальных институтов воспитания и др.) на принципах системно-деятельного подхода
Тема 10. Проектирование и внедрение системы педагогического мониторинга качества реализации ФГОС ДО
Тема 11. Проектирование и реализация программ оценка индивидуального развития детей.
Тема 12. Проектирование и реализация программ сопровождения процесса профессионального развития педагогических и руководящих работников ДОО
Технологиии реализации ООП ДО
Модуль 1. Технологии реализации образовательных областей
Технологии развития, поддержки и культурные практики реализации ОО "социально-коммуникативное развитие"
Технологии развития, поддержки и культурные практики реализации ОО "познавательное развитие"
Технологии развития, поддержки и культурные практики реализации ОО "речевое развитие"
Технологии развития, поддержки и культурные практики реализации ОО "художественно-эстетического развития"
Технологии развития, поддержки и культурные практики реализации ОО "физическое развитие".
Модуль 2. Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО
Технологии организации социальной ситуации развития
Технологии организации педагогического мониторинга
Технологии организации индивидуальной диагностики
Технологии организации вариативного образования
Модуль 3. Технологии реализации ресурсов ООП ДО
Подбор и расстановка кадрового ресурса в реализации ООП ДО
Научно-методическое сопровождение педагогов ДОО
Технологии реализации средового ресурса ДОО
Материально-техническая и финансовая поддержка ООП ДО
Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей
Тема 1. Принципы проектирования: гуманистический, деятельностный, культуросообразный, системный, проектно-целевой и др. Алгоритм проектирования художественно-эстетического развития детей: поэтапный, сезонный, последовательный, сетевой и др.
Тема 2. Художественно-эстетические виды деятельности в ДОУ как объект проектирования: специфика структуры деятельности - изобразительная, музыкальная, художественно-литературная, театрализованная и др.; особенности проектного подхода к развитию художественно-эстетических видов деятельности.
Темы 1 - 5. Проектирование художественно-эстетических видов деятельности (изобразительной, музыкальной, художественно-литературной, художественно-прикладной, театрализованной): идеи, концепции, принципы, требования ФГОС ДО, цели, задачи, направления, этапы, алгоритм, организация деятельности, технологии развития, педагогический мониторинг, ожидаемы результат (описание и графическая модель).
Тема 6. Проектирование художественно-эстетических событий в ДОУ как среды создания эмоционального комфорта встречи с искусством: понятие художественно-эстетических событий, ценность в развитии дошкольников, особенности проектирования, условия реализации.
Тема 7. Проектирование художественно-эстетического развития детей в условиях дополнительного образования (художественная студия в ДОУ, центр, художественная школа и т.п.): организации и учреждения художественно-эстетического развития, специфика проектирования процесса художественно-эстетического развития детей (цели, направленность, содержания, принципы, ожидаемые результаты и т.п.).
Информация об экспертной деятельности:
Уровень: Член редколлегии журнала
Научное направление: Образование и педагогика
Ключевые слова: образование
Уровень: Эксперт научно-технической сферы
Научное направление: Образование и педагогика
Ключевые слова: образование
Уровень: Член редколлегии журнала
Научное направление: Образование и педагогика
Ключевые слова: образования
Уровень: Эксперт научно-технической сферы
Научное направление: Образование и педагогика
Ключевые слова: WorldSkills
Дополнительная информация:
Доктор педагогических наук, профессор.
Докторская диссертация: "Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника" (1995). Автор более 200 работ.
Разработчик научных направлений по проблемам детства в Южном отделении РАО, руководитель лаборатории "Проектирование непрерывного педагогического и дошкольного образования" при Южном отделении РАО.
Под ее руководством защищено 56 кандидатские диссертации, 8 докторских диссертаций; готовятся к защите работы на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 5 аспирантов.
Наиболее значимые научные работы (1992-2005 гг.):
1. Дошкольникам о живописи. - М.: Просвещение, 1992. - 10 п.л.
2. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. - Ростов-на-Дону, 1995. - 15 п.л.
3. Концепция подготовки творческого специалиста по дошкольному воспитанию в условиях многоуровневого образования в системе "высшее педучилище-вуз". - Ростов-на-Дону: 1995.-1,5 п.л. (в соавтор., личный вклад-0,5 п.л.)
4. Основы профессиональной подготовки специалистов на педагогическом факультете педагогического института // Начальная школа, 1996. N9. - 1.0 п.л. (в соав. личный вклад 0.5 п.л.)
5. Ребенок в мире культуры /Под общей ред. Р. М.Чумичевой. Ставрополь, 1998. - 34,9 п.л. (в соавтор, личный вклад 12,5 п.л.).
6. Моделирование пространства детства в ДОУ как условие сохранения и развития личности ребенка //Моделирование образовательного пространства: Межвуз. сб. науч.тр. Ростов - на - Дону, 1998. Вып. 2. - 0,8 п.л.
7. Перспективы развития дошкольного образования Ростовской области //Моделирование образовательного пространства: Межвуз. сб. науч. тр.: Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998. Вып. 2.-0,5 п.л. (в соавт., личный вклад- 0,25 п.л.).
8. Ребенок в пространстве города Ростова - на - Дону. - Ростов - на - Дону, 1999. - 4,0. п.л. (в соавторстве, личный вклад - 2,0 п.л.).
9. Культу росообразная модель педагогической подготовки специалистов: история и современность. - Сб. науч. трудов "Региональный подход в формировании духовных ценностей будущего педагога". - Ростов- на-Дону, 1999.-1.0 п.л.
10. Управление качеством дошкольного образования. - Ростов-на- Дону: РГПУ, 2001.- 14 п.л.
11. Проектирование системы непрерывного дошкольного и начального образования на интегративной основе. // Детский сад от А до Я. N6, 2004. - 0.5 п.л.
12. Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). - Ростов-на-Дону, 2005. в 2-х ч. - 22.7 п.л. (в соавт., личный вклад - 8.0 п.л.).
14. Чумичева Р.М. Куликовская И.Э., Куликовская Л.Е. Информационная безопасность России и духовно-нравственная культура молодежи как средство ее обеспечения//Педагогические науки. Известия Южного федерального университета. ; 2010. - N9. ; С.23-32.
15. Чумичева, Р.М. Прогнозы модернизации практики подготовки кадров в контексте глобализационных процессов//Педагогические науки. Известия Южного федерального университета. ; 2011. - N12. - С.15-20.
16. Чумичева Р.М. Бойко С.З. и др. Социально-педагогическая модель подготовки студентов педагогического колледжа к работе с семьями "группы риска". Ростов-на-Дону, 2012. -222 с.
17. Чумичева Р.М., Куликовская И.Э., Королькова В.С. Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди студентов в Южном федеральном университете// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - N 11. - С. 105-111.
18. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л. Я - гражданин Ростова: о социально-педагогическом проекте, разработанном в детском саду N 50 г. Ростова-на-Дону// Современный детский сад. - 2012. - N 7. - С. 4-15.
19. Чумичева Р.М.. Воспитание социокультурной толерантности у детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - N 11. - С. 6-15 :
20. Chumicheva R. Russian Experience in Teaching of Special Needs Students. //51 Annual Conference. USA, California, 2014.
21. Chumicheva R. Zvereva O. Developing Psychological literacy of parents of young children. Conference.European Federation of Psychology Teachers´ Associations. Berlin, 2014.
23. Chumicheva R. Zvereva O. Brain functions and psycho- pedagogical support of cognitive activity in preschoolers. Conference. European Federation of Psychology Teachers´ Associations. Prague, 2016.
25. Резниченко А.В. Чумичева Р.М. Формирование культуры диалога магистров в процессе освоения английского языка на междисциплинарном принципе// Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017, N 3. - С.84-89.
27. Чумичева Р.М., Лагутина В.В. Вызовы экосистемы и экологическое образование дошкольников и младших школьников//Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. N 12. С. 67-74.
28. Научные концепты социализации А.С. Козловой и их влияние на образовательную практику// Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. N3, 2018. - С.4-10.
29. Чумичева Р.М. Сироткин О.Е. Учитель в цифровой среде//Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, N9 -2018. ; С. 81-89.
30. KUMOVA I.A.1, CHUMICHEVA R.M.1, REZNICHENKO A.V.1THEORY AND PRACTICE OF PRESCHOOL CHILDREN'S COMMUNICATION CULTURE DEVELOPMENT IN CHILD SUBCULTURE. Rostov-on-Don ; Taganrog: Southern Federal University Press . ; 2018. - 108 p.
31. Чумичева Р.М. Ценностные смыслы этнической культуры: современные вызовы и стратегии воспитания//Международная научно-практическая конференция "Народная педагогика: генезис, сущность, проблемы обучения и воспитания", посвященной 95-летию И.А. Шорова. 18-20 сентября, 2019.
32. Чумичева Р.М., Резниченко А.В. Формирование культуры диалога магистров в процессе освоения английского языка на основе междисциплинарного принципа // журнал: Мир университетской науки: культура, образование. 2019, N 10 том: 109-114.
33. Чумичева Р.М. Развитие этнической культуры детей: в современных вызовах времени//Сетевой журнал "The world of academia: culture, education" ("Мир университетской науки: культура, образование"), N6, 2019. - С. 37-47.
34. Феталиева Л.П. Чумичева Р.М.. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучающихся с особыми возможностями и образовательными потребностями//Сетевой журнал "The world of academia: culture, education" ("Мир университетской науки: культура, образование") 2019, N 12.
35. Чумичева Р.М. Научные перспективы исследования проблем дошкольного образования// Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2019, N 2. - С. 20-23.
36. Чумичева Р.М. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в начальной школе: модель и опыт апробации// IV Всероссийского образовательного форума с международным участием "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ" 7-9 ноября 2019 г.
37. Чумичева Р.М. Информационная культура: глобальный вызов и пути решения (российский и зарубежный опыт)//Информационная грамотность детей дошкольного возраста: сущность, специфика, опыт (Монография)//Ю.В. Батенова, И.Е. Емельянова, И.Ю. Иванова, О.Г. Филипова, Р.М. Чумичеваа. ; Челябинск, Издательский Центр "Титул". 2019. ; 192 с. - С.6 ; 38.
38. Ирина Э. Куликовская1 и Раиса М. Чумичева2Подготовка магистров для системы образования в современных социальных вызовах// 2019.
39. Chumicheva R.M., Danilova Yu.V. Raisa Chumicheva. Innovation Technologies in the vocal lesson at the childrens art school//В сборнике: Культура и образование: социальная трансформация и мультикультурная коммуникация Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA). Российский университет дружбы народов. Moscow, 24-26 июля, 2019. С. 412-419.
40. Чумичева Р.М., Куликовская И.Э. Parent choice: child or career? // SHS Web Conf. 2019-01-01. ссылка: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2019/13/shsconf_appsconf2019_04013/shsconf_appsconf2019_04013.html
Руководитель научной школы "Феноменология Детства".
Основные направления исследования: Влияния информационной, образовательной, социокультурной среды на развитие ребенка и субкультуру Детства. Подготовка педагогических кадров в контексте мировых трендов. Протокол УС АПП ЮФУ N 6 от 14.06.2017 г.
Руководитель образовательной программы по направлению подготовки 44.06.01. "Образование и педагогические науки" (подготовка кадров высшей квалификации).
Руководитель образовательной программы по направлению подготовки 44.04.01 ; Педагогическое образование, направленность программы Управление дошкольным образованием (магистратура)