-
Теоретические основы проектирования: дизайн архитектурной среды
Лекционный курс, поточный. Читается в 7 семестре 4 курса для студентов всех направлений подготовки (Архитектура, ДАС, ИАиАР, ГРАДО). Трудоемкость 3,5 ЗЕТ, 32 часа - лекции, 94 часа - СМР.
1. Цель изучения дисциплины - получить базовые знания в области теоретических основ дизайна архитектурной среды
2. Задачи:
-приобретение знаний об архитектурно-пространственном строении городской и интерьерной среды;
-изучение основных композиционных закономерностей, определяющихпроцесс проектного формирования архитектурной среды;
- освоениеспецифики различных типов открытых городских пространств и особенностей их архитектурно-дизайнерского моделирования;
- формирование основ идеологии архитектурно-дизайнерского и средового проектирования.
3. Содержание дисциплины
Модуль1. Базовые понятия и определения дизайна архитектурной среды
Темы модуля: Понятие архитектурной среды. Градостроительная типология форм городской среды. Разновидности моделей архитектурной среды по функциональным и геометрическим признакам. Понятие дизайна архитектурной среды. Понятие об "ограждении", "планшете", и "заполнении". Формы восприятия городского интерьера. Архитектурно-планировочные средства формирования облика городской среды.
Модуль 2. Основы композиционного формирования открытых городских пространств
Темы модуля: Архитектурные "идея" и "темы" в дизайне среды. Композиционная структура среды. Виды акцентно-доминантных структур. Приемы сочетания архитектурных тем при формировании городской среды.
Модуль 3. Архитектурно-дизайнерские задачи средового проектирования
Темы модуля: Этапы и задачи проектного формирования архитектурной среды. Масштаб и масштабность среды. Целостность среды. Признаки гармонизации среды. Детализация архитектурно-пространственных решений. Согласованность архитектурно-художественных решений в средовом дизайне. Приемы композиционного объединения системы пространств. Учет функциональных особенностей в архитектурно-дизайнерском решении. Композиционные приемы согласования пешеходного и транспортного движения. Проблемы городских площадей.
4. Форма контроля: дифференцированный зачет
-
Предпроектный и проектный анализ в средовом дизайне
Трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, в т.ч.: лекции ; 32 часа, практические занятия ; 16 час., самостоятельная работа студентов ; 168 часов. Читается в 9 семестре на 5 курсе для студентов направлений подготовки: Архитектура, Дизайн архитектурной среды, Градостроительство.
1. Цель изучения дисциплины - формирование у студента системы теоретических знаний, умений и навыков в овладении технологией концептуального проектирования архитектурных средовых объектов на базе методических приемов и процедур предпроектного и проектного анализа в области средового дизайна.
2. Задачи:
- формирование способности к самостоятельному концептуальному проектированию средовых объектов;
- овладение навыками предпроектного анализа в средовом дизайне с учетом региональной специфики контекста, в условиях различных тематических и функциональных задач.
- освоение процедур проектного анализа и корректировки собственного композиционного решения в условиях вариантного проектирования
3. Содержание дисциплины.
Модуль 1. Предмет предпроектного анализа и его место в процессе средового проектирования.
Темы модуля: Понятие о предпроектном анализе. Проектный анализ ; как способ генерации "нового". Модель процесса предпроектного анализа в средовом дизайне. Архитектурная идея и дизайн - концепция в заданиях разного типа. Проектирование по аналогам и без прототипов. Предпроектный анализ и специфика объекта проектирования в средовом дизайне. Методы и приемы стимулирования поиска концептуальных творческих решений..
Модуль 2. Технология предпроектного анализа в средовом дизайне.
Темы модуля: Метод составления "дерева целей" в предпроектном анализе среды. Исследование градостроительных, функционально-пространственных особенностей ситуации. Композиционный анализ. Выявление ведущих композиционно - значимых характеристик контекста. Визуальный анализ контекста. Метод выявления "визуального кода". Морфологический анализ контекста. Выявление паттернов и архетипов городского контекста. Историко-культурный анализ. Исследование исторической среды, взаимодействие "старого" и "нового" Экспертиза прототипов. Ландшафтный анализ. Структурные компоненты природного и антропогенного ландшафта. Предпроектный анализ архитектурно-ландшафтной среды.
Модуль 3. Понятие о проектном анализе. Инструменты и формы эстетического контроля архитектурно-дизайнерских решений.
Темы модуля: Понятие о проектном анализе ; как способе завершения проекта. Реализация дизайн-концепции средового объекта. Особенности композиционного формирования средовых структур. Принципы гармонизации проектных решений. Приемы исправления и преобразования композиционной схемы средового комплекса. Функционально-пространственная коррекция и масштабная координация средового решения
4. Форма контроля: зачет
-
Основы проектирования оборудования архитектурной среды.
Трудоемкость дисциплины 5 ЗЕТ, лекции - 32 часа, практические занятия - 16 часов. Читается на 3 курсе для студентов направления подготовки 07.03.03 Дизайн архитектурной среды. 1. Цель изучения дисциплины - формирование у студента системы теоретических знаний, практических навыков и умений в проектирования основных видов и форм современного оборудования, определяющих содержание функционально-пространственных разновидностей архитектурной среды.
2. Задачи:
- изучение номенклатуры современного оборудования городской и интерьерной среды;
-приобретение способности к проектированию основных видов оборудования, формирующих производственную, общественную, жилую и городскую среду;
- формирование способности к использованию характеристик, современных конструктивных и технологических решений оборудования, применяемых материалов в решении вопросов проектирования и организации целостной архитектурной среды.
3. Содержание дисциплины:
Модуль 1. Основы проектной классификации и типологии современных форм и видов оборудования архитектурной среды.
Темы модуля:Понятие оборудования архитектурной среды. Тенденции развития комплексного оборудования и принципы его проектирования. Основы проектной классификации оборудования. Номенклатура основных видов и форм оборудования
Модуль 2. Основы проектирования технологического оборудования для жилой, общественной и производственной среды
Темы модуля: Технологическое оборудование для различных форм среды. Оборудование производственной среды.Оборудование и фирменный стиль предприятия. Технологическое оборудование открытых общественных пространств. Функциональные и потребительские требования к оборудованию. Пути оптимизации оборудования в условиях средовых ансамблей
Модуль 3. Проектирование оборудования коммуникативной среды
Темы модуля: Светотехническое оборудование городской среды. Оборудование свето-цветовой среды города.Оборудование визуальных коммуникаций городской среды.
Модуль 4. Оборудование архитектурно-ландшафтной и рекреационной среды
Темы модуля: Оборудование мест отдыха и рекреаций. Оборудование для эксплуатации природных компонентов. Геопластика и водные устройства рекреационной среды. 4. Форма контроля: зачет
-
Графический дизайн
Трудоемкость дисциплины - 3 ЗЕТ, 4 часа -лекции, 30 часов - практические занятия. Преподается на 5 курсе в 9 семестре у бакалавров направления подготовки 07.03.03 Дизайн архитектурной среды. 1. Цель дисциплины: формирование у студента системы теоретических знаний, практических навыков и умений в использовании изобразительных возможностей графического дизайна при моделировании объектов и элементов архитектурной среды, и разработке графической экспозиции текущих курсовых проектов и выпускной квалификационной работы 2. Содержание дисциплины:
Модуль1. Разновидности и техника графического дизайна
Темы: 1. Введение в технологии графического дизайна; 2. Типографика, 3. Фотографический дизайн, 4. Дизайн рекламы, 5. Компьютерный дизайн, 6. Фирменный стиль, 7. Художественно-конструкторская графика, 8. Архитектурно-дизайнерская (проектная) графика; 9. Конкурсная графика (стиль "бумажной архитектуры").
Модуль 2. Образно-графическое моделирование плоскостной и аксонометрической композиции; выявление образа функции.
Темы: 10. Каркасные и монолитные модели. 11. Формы плоскостного графического моделирования: свето-теневые представления, фактуры, текстуры; 12. Образное моделирование. Демонстрационная графика. 13. Приемы динамического размещения и компоновки 3-D объектов; 14. Моделирование светотеневой, цветовой структуры.
Модуль 3. Образно-графическое моделирование и стилизация фрагментов архитектурной городской среды.
Темы:15."Средовые" формы графического дизайна: суперграфика, цвето-функциональная окраска; 16. Моделирование условий восприятия; 17. "Ориентиры" в средовых системах; 18. Моделирование цвето- и свето-динамической среды.
Модуль 4. Образно-графическая разработка объекта в "специфическом антураже" (контексте).
Темы:19. Аналитические возможности проектной графики; 20. Компоновочный уровень графического моделирования визуального восприятия; 21. Методы композиционного взаимодействия объекта и контекста. 3. Форма контроля: зачет (на основе сдачи практических заданий)
-
Архитектурно-дизайнерское проектирование
Трудоемкость дисциплины - 10 ЗЕТ. Данная дисциплина относится к "проектному" и "научно-творческому" профилю магистерской образовательной программы 07.04.03 "Дизайн архитектурной среды" и входит в вариативную часть блока Б1 Дисциплины и модули; изучается магистрантами в 1, 2 и 3 семестре. Модуль 1. Предпроектные аналитические исследования и формирование дизайн-концепции средового объекта (комплекса)
по теме ВКР
Т Е М А N 1
Вводная лекция. Цели и задачи предстоящего курсового проекта в семестре. Функционально-пространственные типы и варианты классификации современных средовых объектов. Особенности формирования различных видов архитектурной среды. Выдача задания на проектирование. Изучение ситуации. Выезд на место, обследование средового ансамбля контекста, обмеры, фотофиксация. Формирование программы проектных действий.
Т Е М А N 2
Градостроительный анализ пространства исходной ситуации: наличие отдельных зон и функциональных площадок, специализированных объектов транспортной инфраструктуры, схемы технологических связей и функционального зонирования многоцелевого пространства проектируемой среды и существующей ситуации; схемы трассировок пешеходного и транспортного движения; центры притяжения и архитектурные ориентиры в застройке существующей ситуации
Т Е М А N 3
Предпроектные исследования визуальных характеристик интерьера участка: выявление акцентно-доминантных отношений в объемно-пространственной структуре застройки контекста, масштабных членений, характера метро-ритма. Контрастные сочетания и "конфликты" в структуре сложившейся среды контекста. Составление схем пофакторного анализа (стилистика застройки, пропорциональные ряды, композиционные связи, особенности пейзажа и рельефа, инсоляции, дендрологический анализ, исторический). Сбор материалов, исследование средовых объектов;аналогов по стилистическим направлениям. Построение графоаналитических схем.
Т Е М А N 4
Проблематизация проектной задачи. Определение ведущих композиционных тем в интерьере проектируемого средового объекта, исходя их функциональной программы. Формирование нового архитектурно-планировочного, композиционного и пространственного каркаса проектируемого средового объекта по теме ВКР. Концепция и новый образ среды проектируемого ансамбля. Клаузура N1. "Концептуальная и образная модель средового объекта по теме ВКР". Разработка и сдача курсового проекта на тему: "Предпроектный анализ и дизайн-концепция средового объекта".
2 семестр.
Модуль 2. Формирование композиционной структуры проектируемого средового объекта
Т Е М А N 5
Формирование структуры пешеходных и транспортных коммуникаций, уточнение функциональных нагрузок объектов проектируемого средового комплекса. "Тематизация" композиционных решений среды, сравнение вариантов. Дизайн входных узлов. Разработка акцентно-доминантных отношений, ярусов функционального зонирования, характера метро-ритма фасадов и зрительных барьеров в пространстве проектируемого ансамбля. Развитие и творческая итерпретация имеющихся противоречий, контрастов и конфликтов в образе среды. Их разрешение на основе новых архитектурных тем в композиции проектируемого средового ансамбля.
Т Е М А N 6
Формирование уточненного генплана средового комплекса с учетом сценариев жизнедеятельности, функциональных площадок и зон в его многоцелевом пространстве. Разработка "планшета" средового ансамбля: уровни наземный и подземный, геометрия связей, мощения, водные и зеленые поверхноcти газонных покрытий, формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения (МГН). Клаузура N2. "Композиционная и архитектурно-планировочная структура средового комплекса". Разработка и сдача курсового проекта на тему: "Композиционная структура средового объекта по теме ВКР".
3 семестр
Модуль 3. Разработка элементов заполнения, оборудования и визуальных коммуникаций в проектируемой среде
Т Е М А N 7
Детализация генерального плана средового комплекса. Формирование структуры элементов заполнения пространства средового ансамбля, разработка системы оборудования (для отдыха, рекреаций, инженерного, специального), объектов благоустройства и ландшафтного дизайна (фонтанов, мостов, подпорных стен, геопластики микрорельефа, зеленых скульптур и др.), малых форм (скульптурных композиций, знаковых форм), торгово-остановочных павильонов и т.д.
Т Е М А N 8
Разработка цветового сценария для транспорта и пешеходов. Формирование рекламно-информационного пространства проектируемой среды. Визуальные коммуникации, система цветового зонирования, артикуляции объемов, ориентации в пространстве средового ансамбля, приемы согласования пешеходного и транспортного движения. Клаузура N3. "Дизайн оборудования и визуальных коммуникаций проектируемой среды".
Т Е М А N 9
Светодизайн среды проектируемой среды: формирование свето-пространственного сценария ночного восприятия, мульти-медиа и голо-граммы в ночном интерьере; информационные фильтры и аппликативные фасады; цветовые ритмы и сочетания контрастов, выявление стилистики архитектурной застройки и формирование световых "контр-образов". Формирование вариантов экспозиции. Разработка и сдача курсового проекта на тему: "Детальная разработка средового объекта по теме ВКР".
-
Научно-исследовательская работа
Трудоемкость дисциплины - 9 ЗЕТ.Данная дисциплина относится к "проектному" и "научно-творческому" профилю магистерской образовательной программы 07.04.03 "Дизайн архитектурной среды" и входит в вариативную часть блока Б1 Дисциплины и модули; изучается магистрантами в 1, 2 и 3 семестрах. Содержание дисциплины.
Модуль 1. Исследование особенностей изучаемых объектов и систем архитектурной среды
Формирование структуры диссертационного исследования
Формулирование актуальности, целей и задач, объекта и предмета, гипотезы исследования. Составление структуры и содержания диссертационного исследования по теме ВКР.
Сбор литературных и нормативных данных об объекте исследования.
Обзор существующих классификаций, особенности и краткая характеристика каждой классификационной группы. Выбор наиболее востребованного направления (границы исследования).
Выявление существующих теоретических подходов к решению проблемы.
Анализ существующих теоретических подходов к решению проблемы. Выявление их слабых и сильных сторон.
Сбор литературных данных о функционально-пространственных особенностях объекта исследования.
Сбор материала. Выявление и построение существующих функционально-пространственных схем и деятельностной структуры средового объекта
Сбор литературных данных об архитектурно-планировочных и композиционных особенностях объекта исследования
Поиск и анализ материала. Выявление и построение существующих и перспективных архитектурно-планировочных схем и композиционной структуры средового объекта
Обобщение и анализ литературных источников.
Сбор данных. Анализ существующих решений. Составление списков элементов. Изучение особенностей решений.
Формирование научной статьи в сборник
Формирование статьи с обзором существующих подходов к решению проблемы
Составление реферата.
Отчет формируется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 "Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления" и требованиями по оформлению литературных источников
Модуль 2. Сбор и анализ фактографических данных.
Сбор теоретической и фактографической информации о предмете исследования.
Выбор границ исследования. Составление списка исследуемых объектов.
Поиск, фотофиксация и разработка графических материалов.
Сбор опорных планов, графоаналитических материалов, описаний, фотофиксация и графическая реконструкция (в зависимости от ранга и назначения объекта исследования).
Структурирование (классификация и систематизация) собранного материала.
Классификация собранных материалов по группам (признакам). Выбор из каждой группы наиболее характерных примеров по ряду признаков.
Выявление требований и факторов, влияющих на предмет исследования.
Требования и факторы в зависимости от ранга и назначения исследуемого средового объекта, которые включают: градостроительные, архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, композиционные, эстетические, эргономические и др. требования.
Анализ полученных данных, формулирование выводов
Анализ отобранных объектов по выявленным требованиям и факторам.
Формирование научной статьи в сборник.
Формирование научной статьи с результатами анализа существующих проектных решений.
Составление научно-технического отчета
Научно-технический отчет должен содержать описание проведенных исследований фактографических данных. Отчет формируется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 "Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления" и требованиями по оформлению литературных источников.
Модуль 3. Формирование концептуальной модели и структуры разрабатываемой композиционной модели объекта архитектурной среды
Формирование гипотезы. Постановка задачи.
Разработка теоретической и архитектурно-пространственной концепции исследуемой разновидности архитектурной среды
Разработка концептуальной модели.
Формирование обобщенной структуры разрабатываемой архитектурно-пространственной средовой системы. Принципы ее проектного формирования и функционирования
Разработка композиционной модели.
Разработка композиционной структуры исследуемого средового объекта; описание композиционных связей и закономерностей, содержания материально-пространственных компонентов, необходимых для работы средовой системы.
Разработка методики (средового подхода).
Формирование модели проектного процесса, описания функционирования разработанных теоретических моделей (композиционной, деятельностной, сценарно-функциональной и др.) исследуемой архитектурной среды.
Экспериментальная апробация методики
Проверка работоспособности модели в творческо-экспериментальном проекте по тематике дизайна архитектурной среды с учетом конкретной площадки проектирования.
Формирование научной статьи.
Формирование итоговой научной статьи с результатами проведенных исследований и полученными результатами.
Формирование научно-исследовательского отчета
Научно-технический отчет должен содержать подробное описание предлагаемого подхода и включать все этапы формирования и апробации теоретической модели средового объекта по теме ВКР
-
Предпроектный анализ и научно-исследовательское проектирование
Трудоемкость дисциплины - 6ЗЕТ. Данная дисциплина относится к "проектному" и "научно-творческому" профилю магистерской образовательной программы 07.04.03 "Дизайн архитектурной среды" и входит в базовую часть блока Б1 Дисциплины и модули; изучается магистрантами на 2 курсе в 3 семестре. Содержание дисциплины.
Модуль 1. Методы научных исследований в решении многофакторных задач архитектурно-дизайнерского проектирования.
Темы модуля: Методы анализа и синтеза. Признаки классификации. Типологические таблицы. Решение многофакторных задач в архитектурно-дизайнерском проектировании. Методы научного познания и графоаналитических исследований в предпроектном и проектном анализе архитектурной среды. Метод составления "дерева целей" - как способ решения многофакторных задач в архитектурном средовом проектировании
Уровни "дерева целей" в предпроектном анализе и обследовании исходного контекста. Составление программы проектных действий. Модели предпроектного анализа различных вариантов контекста. Язык графического анализа. Методы и формы графоаналитических исследований средовой ситуации.
Модуль 2. Методы графо-аналитических исследований в различных видах предпроектного анализа.
Темы модуля: Методы графоаналитического исследования градостроительной ситуации: функционального зонирования, композиционного каркаса, коммуникаций и трассировок движения, морфологии объектов средовой ситуации. Графоаналитическое исследование композиционной структуры ландшафтного комплекса: виды акцентно-доминантных отношений, композиционный каркас местности
Историко-культурный анализ и графоаналитические схемы исследования: архитектурно-стилевых и художественных особенностей контекста, паттернов и колористики среды. Композиционный анализ фрагмента городской среды: выявление акцентно-доминантных отношений, композиционных осей, центров, ориентиров, "силовых" и формообразующих линий. Анализ трасс и коммуникаций движения. Выявление каркаса, порталов, шлюзов, узлов, накопителей и др. элементов коммуникативной среды. Анализ рельефа и геопластики участка. Конфигурации формообразующих линий. Типология форм рельефа. Визуальные и композиционные характеристики рельефа участка. Визуальный анализ архитектурно-ландшафтной среды. Выявление объемно-пространственной, скульптурной, графической, цветотональной фактурной структуры пейзажа. Архитектурно-художественный и семантический анализ контекста. Выявление паттернов, образно-ассоциативных характеристик среды. Анализ информативности среды (акценты, знаки, ориентиры и т.д)
Модуль 3. Методы моделирования в проектном анализе и научно-исследовательском проектировании архитектурной среды.
Темы модуля: Проектный анализ и модель архитектурно-дизайнерского формирования среды. Методы "соподчинения" художественных компонентов в средовом ансамбле. Приемы "трансформации" функциональной, пространственной и композиционной структуры средового объекта в ходе научно-исследовательского и вариантного моделирования. Методы "детализации" архитектурно-пространственных решений в ходе научно-исследовательского проектирования. Уровни, шаги и ранги детализации. Способы преобразования декоративно-пластических характеристик средового объекта. Методы "согласования" и "эстетического контроля" архитектурно-художественного решения исследуемого и проектируемого фрагмента среды. Методы организации "конфликтов" и соподчинений архитектурных "тем" в исследуемом средовом комплексе. Образно-ассоциативный анализ и синтез. Методы "композиционного объединения" системы пространств и выявление архитектурного образа средового объекта в процессе научно-исследовательского проектирования
Скопинцев Анатолий Вениаминович, в 1986 году окончил Ростовский инженерно-строительный институт по специальности "Архитектура"; с 1987 по 1990 год прошел обучение в очной аспирантуре Московского архитектурного института; кандидат архитектуры, имеет звание "профессора", работает профессором кафедры Архитектурного и средового проектирования Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета (АСП ААИ ЮФУ). Стаж работы по профессии составляет 35 лет, научно-педагогический стаж ; 31 год. Опыт в области проектирования жилых и общественных зданий и дизайна архитектурной среды - более 20 лет.
Скопинцев А.В. осуществляет руководство научно-исследовательской работой магистрантов и аспирантов. Область научных интересов включает архитектуру, дизайн архитектурной среды, экологическое направление в средовом и архитектурно-дизайнерском проектировании. Совместно с обучающимися им опубликовано более 30 научных статей, включая: 12 публикаций в изданиях ВАК; 2 публикации в изданиях Scopus. Имеется благодарность ректора ЮФУ "За публикационную активность" (2015г.). Им подготовлено более 20 лауреатов и дипломантов Международных смотров-конкурсов выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну (из них получивших: ДИПЛОМ МООСАО 1 степени -14; ДИПЛОМ BAUHAUS -1, ДИПЛОМ смотра-конкурса во Флоренции - 1).
Совмещает работу преподавателя с профессиональной проектной деятельностью, с 1995 года - член Союза архитекторов РФ. В 2000 году получил звание Лауреата восьмого Российского фестиваля "ЗОДЧЕСТВО;2000" (в составе авторского коллектива) за проект "Реставрация бывшего доходного дома купца Шендерова С.И. по пр.Ворошиловский, 33". В рамках программы восстановления церквей областной администрации в 2005 г. являлся соавтором воссоздания памятника регионального значения ; Храма Рождества Пресвятой Богородицы с семейной усыпальницей атамана М.И.Платова в х. М. Мишкин. В 2009 году получил диплом Лауреата Х1 Международного Фестиваля дизайна "ФЕРОДИЗ -09" за архитектурно-дизайнерское решение библиотечно-информационого центра им. Ю.Гагарина в г.Ростове-на-Дону.
За участие в студенческих строительных отрядах Скопинцев А.В. награжден медалью "За трудовое отличие" Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 июля 1986 года. В 1997-98 гг. являлся соискателем Государственной стипендии в составе Ростовской организации Союза Архитекторов России. В 2011 году за большой вклад в архитектуру, сохранение объектов культурного наследия Ростовской области и в связи с 50-летием Скопинцев А.В. награжден Грамотой Союза архитекторов России. За успешную педагогическую деятельность приказом Минобрнауки в 2011г. Скопинцев А.В. награжден нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации".
В настоящее время Скопинцев А.В. является руководителем образовательной программы по направлению подготовки 07.03.01 "Архитектура" (бакалавриат, 2016-2021г.), а также руководителем образовательной программы по направлению подготовки 07.04.03 "Дизайн архитектурной среды" (магистратура, 2021 г.н.).