Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Медико-психологическая и социально-психологическая диагностика и коррекция личности и группы. Психофизиологические механизмы высших психических функций.

Основатель: доктор биологических наук, профессор, член-корр. РАО. П.Н. Ермаков.

Действующий руководитель школы: Ермаков Павел Николаевич, доктор биологических наук, профессор, член-корр. РАО.


Состав школы

Школа включает исследователей, работающих под руководством П.Н. Ермакова в РГУ (ЮФУ), а также защитивших докторские и кандидатские диссертации под его руководством. Подготовлено более 40 аспирантов.

- ведущие специалисты и исследователи, работающие под руководством Ермакова П.Н.: д-р биол. Н., профессор В.В. Бабенко, д-р психол. н. профессор О.Ю. Михайлова, д-р психол. н. профессор И.В. Абакумова, д-р психол. н. профессор Е.В. Воробьева, канд. психол.н. доцент Л.А. Дикая, канд. психол. н. доцент О.К.. Труфанова, канд. психол. н. доцент М.П. Аралова, канд. психол. н. ст. преподаватель К.А. Бабиянц, канд. психол. н., ст. преподаватель Ю.А Попова, канд. психол. н. преподаватель В.В.Чистякова и многие другие

Основные научные направления школы: Коды ГРНТИ: 15.21.35, 15.21.41, 15.21.61.
- психофизиологические механизмы высших психических функций (код ГРНТИ 15.21.35); 35);
- психические процессы и состояния (код ГРНТИ 15.21.41);
- особые состояния и явления психики (код ГРНТИ 15.21.61).


Финансовая поддержка:

Федеральный грант по теме NК-07-Т-83 "Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационных учебно-научных предпринимательских комплексов".

Научно-исследовательская работа по проекту "Разработка критериев оценки социальной напряженности в Южном регионе для руководителей различных региональных уровней для комплекса программ системного мониторинга толерантности и ксенофобии в подростковой и молодежной среде" (2004-2005, ФЦПРО).

Научно-исследовательская работа по проекту "Проведение сравнительного исследования межэтнической напряженности, толерантности и социального доверия в ряде регионов Южного Федерального округа РФ в различных социально-возрастных группах" (2005-2006, ФЦПРО).

Научные исследования и научно-методические работы в рамках Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" (2007-2008, ФЦПРО).

Отражение в параметрах связанных с событием потенциалов эффективность зрительно-слуховой интеграции (грант РГНФ 06-06-00314а. 2006-2008).

Пространственные свойства зрительных механизмов группирования локальной информации (грант РГНФ 08-06-00754а. 2008-2010).

Особенности пространственно-временной организации электрической активности коры мозга человека при параллельной и последовательной обработке зрительной информации (грант РГНФ 09-06-00382а. 2009-2010).


Основные научные результаты:

- В рамках проекта "Психофизиологические аспекты адаптации" (код ГРНТИ 15.21.35) исследованы характер и степень влияния психофизиологических и психологических факторов на особенности адаптации к образовательному процессу у учащихся общеобразовательных учебных заведений, студентов колледжей и вузов г. Ростова-на-Дону и у военнослужащих с различными сочетаниями особенностей межполушарной мозговой асимметрии и уровня развития общих способностей.

Выявлена взаимосвязь психофизиологических и психологических факторов в их взаимодействии с характером адаптации к образовательному процессу у студентов, специализирующихся в области информационных технологий, адаптации военнослужащих в период освоения воинской специальности и деятельности в экстремальных условиях службы. Проведённые в рамках темы эмпирические исследования показали, что влияние особенностей межполушарной функциональной асимметрии мозга у студентов колледжей и вузов на характер адаптации к образовательному процессу на её начальных этапах опосредовано в большей степени психологическими факторами (уровнем развития общих способностей, сформированным стилем мышления и т.д. ), а на завершающих её этапах - психофизиологическими (свойствами нервной системы, свойствами темперамента). Выявлена ведущая роль особенностей функциональной межполушарной асимметрии мозга в адаптации военнослужащих в период освоения воинской специальности и деятельности в экстремальных условиях.

- В рамках проекта "Психофизиологические и психогенетические предикторы интеллекта и мотивации достижения" (код ГРНТИ 15.21.35) исследование психофизиологических предикторов психометрического интеллекта и мотивации достижения, проведенное с использованием близнецового метода, позволяет оценить взаимодействие изучаемых признаков на психофизиологическом и психологическом уровнях, а также их генотип-средовую детерминацию. Выявленные особенности электрической активности мозга и событийно-связанных потенциалов у людей с различными уровневыми характеристиками психометрического интеллекта и мотивации достижения могут служить для диагностики и прогнозирования успешности в учебной и профессиональной деятельности.

Впервые в отечественной психологии и психофизиологии активно разрабатываются понятия имплицитной и самоприписываемой мотивации достижения.

Проведенное обобщение полученных эмпирических данных положено в основу разработанной "функционально-регуляционной модели взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения". Модель отражает общепсихологические, психогенетические и психофизиологические механизмы взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения.

- В рамках проекта "Психофизиологические характеристики учебной мотивации" (код ГРНТИ 15.21.41) выявлены отличительные психофизиологические и психологические особенности учащихся общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону и студентов различных факультетов РГУ (ЮФУ) на разных этапах обучения. Эмпирически исследованы уровень полушарной активности и уровень общей психической активности как психофизиологические детерминанты формирования мотивации успешного учения. Исследована взаимосвязь и влияние психофизиологических и психологических характеристик на доминирующие мотивы у учащихся и студентов с различной успеваемостью.


Основные публикации по тематике ведущей научной школы:
  • Ермаков П.Н., Кирой В.Н. Учебник "Физиология высшей нервной деятельности"
  • Воробьева Е.В. Монография "Генотип и среда в обеспечении межиндивидуальных различий. М.: Кредо, 2007.
  • Труфанова О.К.. Учебное пособие Психосоматическая психология.
  • Ермаков П.Н. Абакумова И.В., Рудакова И.А. Учебное пособие. Дидактические методы: структурно-смысловой анализ. М.: изд-во МГУ, 2007
  • Абакумова И.В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. Изд-во КРЕДО, 2008

Подготовлено более 30 публикаций с участием студентов по тематике школы.


Важнейшие мероприятия, организованные и проведенные школой:

IV Всероссийский съезд Российского психологического общества (более 1200 участников).