Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Научно-методическая деятельность

В основу профилактики зависимостей в Южном федеральном университете были положены результаты исследования«Социальные детерминанты аддиктивного поведения студенческой молодежи: опыт социологического исследования», проведенного на кафедра моделирования социальных процессов ЮФУ под руководством док. смоциологич. наук, проф. Тарасенко Л. В.

Сложная ситуация, в которую в результате социального, политического, экономического реформирования, попала российская молодежь, вынуждает ее искать эффективные стратегии адаптации к новым нестабильным условиям существования. Следствием этих процессов стал рост негативных явлений в молодежной среде, выступающих альтернативами успешным практикам социализации. Одной из таких альтернативных стратегий и является формирование аддиктивного (зависимого) поведения. Наличие аддиктивного поведения указывает на глубокие нарушения в процессах социализации молодежи, что, в свою очередь, выступает индикатором серьезных проблем в обществе в целом. А рост не только количества аддиктов в молодежной среде, но и появление все новых форм зависимостей лишь подтверждает макросоциальный масштаб проблемы.

Эмпирическая база анкетного опроса, посвященного изучению социального самочувствия студентов ЮФУ: всего было опрошено 2110 респондентов, в том числе 827 девушек (39%) и 1283 юношей (61%). В исследовании приняли участие: 972 студента ЮФУ-центр; 139 студентов ИархИ; 331 студент ПИ; 668 студентов ТТИ. Среди опрошенных 52% жители Ростова-на-Дону и 48% иногородние студенты.

В ходе опроса было выявлено, что студенты ЮФУ весьма разнообразно проводят свое свободное время. Лидируют такие формы времяпрепровождения, как «слушаю музыку, читаю книги, смотрю видео» (65%), «встречаюсь и общаюсь с друзьями дома или в гостях» (65%), «провожу время на природе, гуляю» (47%), «посещаю кинотеатры, концерты,» (46%), «увлекаюсь компьютером, Интернетом, играю в компьютерные игры» (44%) и др. Заметим, кстати, что влияние телевидения на молодое поколение, по крайней мере, на студенчество, невелико – смотрят телевизор и слушают радиопередачи в свободное время менее трети респондентов.

Весьма неоднозначными оказались ответы, связанные с общей культурой поведения. В частности, 40% (менее половины) опрошенных студентов демонстрируют негативное отношение к употреблению нецензурных выражений, бранных слов, считая, что это не допустимо. 36,7% респондентов проявляют терпимость к таким формам поведения, хотя сами их не применяют. Сравнительно небольшая часть респондентов (14%) «не вижу в этом ничего зазорного для себя и других». И небольшая часть ребят (5,3%) употребляют ненормативную лексику, чтобы не отличаться от других.

Столь же противоречиво и отношение студентов к идее здорового образа жизни. С одной стороны, молодые люди высказываются за здоровый образ жизни, но считают, что эта идея в студенческой среде не пользуется популярностью. На это указали 57% опрошенных и только 30% респондентов, ответили, что идея здорового образа жизни «очень популярна».    Мы попытались выявить, каким образом это отражается в поведении ребят. Как оказалось, 79,8% студентов не курят, а заядлых курильщиков, выкуривающих до пачки в день (3,8%). Удивительные результаты, абсолютно противоречащие реальной картине, которую мы наблюдаем в стенах университета, в местах, отведенных для курения. К тому же на вопрос, многие ли Ваши сверстники курят, абсолютное большинство студентов отвечают «Да».

Столь же благопристойно выглядят ответы на вопрос «Употребляете ли Вы спиртные напитки?». Ответ «нет» дали 29% опрошенных студентов, 49% указали, что «употребляют редко, т.е. по большим праздникам» и 18% респондентов ответили «несколько раз в месяц». Совсем незначительная доля молодых людей употребляет спиртные напитки чаще – 4%.

Заставляют задуматься и ответы на вопрос об употреблении студентами наркотиков. 38% респондентов уверены, что среди студентов нет тех, кто употребляет наркотики, 16% полагают, что такая проблема в студенческой среде есть, но (!) 46% затруднились ответить. Не вполне понятно, почему почти половина респондентов не смогли или не пожелали отвечать на вопрос. При этом 43% указали на то, что со студентами не ведется специальная работа по профилактике наркотической зависимости.

Одной из наиболее распространенных социальных детерминант формирования аддикций является неблагополучная семья. В ходе исследования удалось выяснить, что подавляющее большинство студентов ЮФУ отзываются о родительской семье положительно, в том числе 43% опрошенных указали, что с большим уважением относятся к своим родителям, у 29% молодых людей во взаимоотношениях с родителями присутствует взаимопонимание. Итого: 72% студентов не имеют серьезных проблем в родительских семьях. Однако 12% респондентов ответили, что живут отдельно от родителей и не допускают их в свою личную жизнь; 10% рассматривают родителей как источник комфорта и денег; у 6% студентов отношения с родителями неблагоприятные. Т.о., 38% студентов имеют определенные проблемы в отношениях с родителями, а, следовательно, находятся в зоне повышенного риска, в том числе и в отношении формирования аддиктивных форм поведения.

Результаты анализа ответов студентов ЮФУ на вопрос о том,  борьбе с какими проступками, по их мнению, должно уделяться наибольшее внимание? Наиболее значимыми, с точки зрения студентов выступают: убийство (69%), на второй позиции оказалось употребление наркотиков (67%), далее - изнасилование (60%), наркоторговля (56%), и пр. В скобках заметим, что «измена Родине», по мнению студентов, не относится к числу наиболее значимых проступков. Лишь 27% опрошенных выбрали данный вариант ответа. И всего 10% молодых людей отметили в качестве серьезного правонарушения уклонение от воинской службы. Т.е. идея патриотизма, как и идея здорового образа жизни также не слишком популярна в студенческой среде.

Интересно было проанализировать данные, касающиеся прогнозов студентов ЮФУ в отношении своего будущего. Как следует из полученных результатов, в целом, молодые люди сохраняют довольно оптимистичный жизненный настрой по отношению к своему будущему: 57,4% респондентов смотрят в будущее с надеждой и оптимизмом; 24,6% относятся к своему будущему спокойно, но и не испытывают особых иллюзий относительно него. Количество же тех, кто всерьёз опасается за свое будущее не столь велико: 11,5% смотрят в будущее с тревогой и неуверенностью и 4,5% боятся своего будущего, испытывая страх и отчаяние.

Таким образом, полученные результаты демонстрируют вполне благоприятную в целом картину социального самочувствия студентов. Однако за этими благопристойными результатами просматриваются определенные проблемы, связанные с противоречиями между знанием социальных норм и нежеланием или неспособностью их соблюдать. Непосредственно связана с этим и другая проблема – проблема отношения молодых людей к подобным формам поведения. Это отношение варьируется от толерантности до полнейшего безразличия. А в некоторых случаях и конформизма, как стремления «быть своим» даже вопреки собственным представлениям о нормах и правилах поведения. Но ведь косвенной причиной роста числа аддиктов в том числе выступает это самое безразличие, пассивность, отношение к подобным проявлениям в молодежной среде как к обыденным фактам нашей социальной реальности. И переломить эту терпимость в общественном сознании, и, прежде всего, в сознании молодежи, пожалуй, самая сложная и актуальная задача.