Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
В ходе исследования были опрошены 600 старшеклассников городских и сельских школ области. Цель исследования - выявить уровень информированности учащихся старших классов донских школ о событиях Великой Отечественной войны.
Исследование показало, что интерес к Великой Отечественной войне у учащейся молодежи Дона не угасает - большинство старшеклассников Ростовской области (88%) осведомлены об основных этапах этого важнейшего для нашей страны исторического события, 86% из них являются потомками людей, принимавших непосредственное участие в событиях того времени.
Косвенным подтверждением интереса к Великой Отечественной войне является информированность старшеклассников о наличии памятных вещей, принадлежащих воевавшим в этой войне родственникам. В их семьях хранятся ордена, медали, знаки и погоны (46%), фронтовые письма и фотографии (32%), личные вещи участников войны (12%), элементы военной одежды, к примеру, гимнастерка или каска (9%).
Для большинства школьников чувство гордости за подвиг героев в Великой Отечественной войны проистекает из ощущения роли и вклада народа в победу над немецко-фашистским захватчиком (61%), для одной трети – это часть их семейной истории, к которой они испытывают уважение (31%).
Основным источником информации о Великой Отечественной войне для учащихся являются: курс из школьной программы (69%), интернет и СМИ (51%), документальные фильмы о войне (50%). При этом следует отметить, что самый высокий уровень доверия информации о войне обучающиеся выражают именно школьному курсу истории: только 8% опрошенных считают, что там есть некая доля фальсификации, в то время как, например, в достоверности информации из Интернета сомневаются 36%. Другими значимыми источниками для школьников являются художественные фильмы (32%) и рассказы родственников о войне (39%). Самый непопулярный источник – ТВ-передачи (7%), который, как показали результаты опроса, вызывает высокий уровень недоверия – 44%, уступая только компьютерным играм (47%).
Что знают школьники о событиях Великой Отечественной войны на территории Ростова-на-Дону и Ростовской области?
Только 66% знают про оккупацию Ростова немецко-фашистскими войсками, в том числе о том, что город был оккупирован дважды, 40% имеют упрощенные представления, так как просто слышали о ней. О таких событиях как контрнаступление войск Южного фронта под Ростовом и прорыв Миус-Фронта хорошо информированы только 28% и 20% школьников соответственно. И около половины просто об этом слышали. 58% знают о расстреле фашистами жителей города в Змиевской балке.
Молодежь продемонстрировала хорошее знание мест, созданных в память о героях и жертвах Великой Отечественной войны. Это, прежде всего, Мемориальный комплекс «Павшим воинам», памятник пионерам-героям в парке им. В. Черевичкина, Стелла в память об освобождении Ростова и памятный мемориальный комплекс «Жертвам фашизма» в Змиевской балке. Так же учащимся знакомы Мемориал в память о боях на Миус-фронте (Мемориал Славы на Самбекских высотах) и памятники погибшим в годы Великой Отечественной войны, установленные в каждом районе Ростовской области.
Если говорить о массовых акциях, проходящих в городах Ростовской области, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, то наиболее популярными являются «Бессмертный полк» и «Георгиевская ленточка»: 70% и 69% школьников соответственно принимали в них личное участие.
Что стало одной из главных причин победы в Великой Отечественной Войне по мнению опрошенных старшеклассников?
Патриотизм и героизм советского народа помог победить немецко-фашистских захватчиков – именно так считают 89% старшеклассников Ростовской области. При этом они отдают должное труду и героизму, работающих на фронт и на Победу в тылу - их ведущая роль в победе очевидна для 62%. О значимой роли полководцев и их талантов высказалось 54% и 42% отметили особую роль партизанского движения.
Знание истории Отечества - необходимый элемент становления самосознания гражданина России, формирования национальной идентичности, поэтому в рамках исследования был поставлен вопрос, позволяющий понять место и роль системы школьного образования в освещении событий Великой Отечественной войны. Несмотря на удовлетворенность качеством преподавания в школе, наличие внеклассных занятий, посвященных освобождению Дона от немецко-фашистких захватчиков (у 75% старшеклассников), более 60% школьников выступают за увеличение количества уроков в школе, посвященных событиям Великой Отечественной войны, в том числе и в региональном аспекте.
В завершении организаторами исследования был задан вопрос «Если представить, что существует необходимость как в 1941 году идти и защищать свою страну, как вы поступите?». Большинство школьников (69%) ответили, что готовы защищать свою Родину так же, как это делали их предки во время Великой Отечественной войны.
В целом, исследование показало некоторую неоднородность в объеме и уровне исторических знаний современных старшеклассников и необходимость их более активного вовлечения в процесс понимания важнейших исторических событий прошлого для формирования диалога между поколениями и солидаризации общества.