Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

В ЮФУ обсудили перспективы подготовки кадров в сфере инженерного образования

25.01.2017

В Южном федеральном университете 23 января прошёл очередной ректорат.

Перед началом заседания проректор по методической работе - ответственный секретарь приемной комиссии Гульнара Ломакина поздравила руководителей образовательных программ университета, которые прошли международную сертификацию в Институте аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN.

Сертификаты получили руководитель программы «Оценка земельных ресурсов» Академии биологии и биотехнологии Татьяна Минкина и руководители программ Академии психологии и педагогики «Психология – бакалавриат» и «Психология – магистратура» Людмила Габдулина и Ирина Абакумова.

Далее директор Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ Геннадий Весёлов выступил с докладом на тему «Проблемы и перспективы подготовки кадров в сфере инженерного образования».

Используя классификацию, выделенную ректором СПбПУ Андреем Рудским, Весёлов разделил современных инженеров на 3 категории:

1. Линейные инженеры. К ним относятся квалифицированные технические кадры, инженеры-техники, которые способны эксплуатировать высокотехнологичное оборудование. Как отметил Весёлов, современные российские вузы сегодня практически не готовят таких специалистов: ранее это задача решалась заводами-втузами, а сейчас колледжи начинают выходить на этот уровень. И именно они обеспечивают подготовку таких специалистов.

2. Инженеры конструкторы-технологи - традиционная область подготовки инженерных кадров в вузах.

3. Инженеры исследователи. К этой категории относятся те, кого на сегодняшний день вузы ещё, как правило, не готовят. К примеру, это инженеры, которые будут разрабатывать и владеть новыми технологиями, осваивать их для своей будущей профессии.

Также в своём выступлении Геннадий Весёлов представил обзор исследований, которые были проведены в рамках проекта Global Education Futures. Участники этого проекта сформулировали список изменений, которые происходят во всём мире в области образования, и необходимых компетенции, которыми должен обладать будущий выпускник университета. Также Весёлов назвал новые тренды, которые появились в высшем образовании:

- Сегодня особенно важным становится взаимодействие вузов с корпорациями. Многие компании, такие как «Росатом» и «Роскосмос», вводят свои собственные корпоративные образовательные институты. А некоторые фирмы, вроде Apple и Google, сделали заявление, что при приёме на работу они не требуют диплом о высшем образовании: им важно, какими навыками и компетенциями обладает претендент на ту или иную должность.

К ещё одному тренду он отнёс интеграцию учебного процесса, научных исследований и востребованность новых компетенций - soft-skills, так называемых «мягких навыков».

- Cейчас многим работодателям важны не только профессиональные навыки выпускника, но и то, насколько он может работать в том или ином коллективе. Как правило, большинство претензий у работодателей к выпускникам вузов переходят из профессиональной области в область soft-skills: как оказалось, выпускник вуза – он индивидуалист. Он не умеет работать в команде, не умеет взаимодействовать, - рассказал Геннадий Весёлов.

Он также добавил, что новая цель инженерной деятельности, которая сейчас стоит перед любым инженером, - это рассмотрение полного цикла жизни производимого изделия.

- Современным инженерам необходимо не просто разработать то или иное устройство, нужно при этом продумать, как оно будет производиться с учётом экологичности и энергоэффективности, как оно будет обслуживаться и каким образом будет утилизироваться, - отметил Весёлов.

Также он рассказал, что, учитывая все эти тренды, к образовательному процессу предъявляется сегодня ряд новых требований: это и предоставление образовательных ресурсов, и эффективность управления самой образовательной программой, и перенос акцентов с усвоения информации на её анализ и производство знаний, обучение студентов через исследования и разработки, а также перенос части обучения в реальную производственную среду.