Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
Весь поток студентов-геологов института разбит на отряды, а отряды на бригады в которых по 3-4 человека. Утром ребята одного из отрядов получают от своего руководителя задание с четким указанием маршрута (руководителями учебной практики геологов 2 курса в это году являются преподаватели института наук о Земле Алксей Леднев, Алексей Наставкин, Борис Талпа, Оксана Куршева, Людмила Бортова). Студентам приходится преодолевать путь протяженностью 15-20 км в день, встречая водопады, горные речки, крутые горные подъемы. Во время маршрута студенты собирают образцы горных пород, залегающих в окрестностях. В ходе практики перед ребятами стоит задача научиться по цвету, блеску и прочим признакам распознавать типы горных пород. Таким образом будущие геологи закрепляют полученные на занятиях теоретические знания на практике. В течение первых четырех дней студенты вместе с преподавателями изучают базисные маршруты и местность, в последующие две недели они отправляются в самостоятельные маршруты. Время отправления, 9.00 утра, также как и возвращения, строго обозначены. Если отряд не прибыл в 19.00, за ним на поиски направляют бригаду спасателей.
Утро встречает студентов пением птиц. Ни ветерка, ни шороха. Воздух свежий, чувствуется запахи хвойников. Небо, бывшее в желто-малиновой дымке, вдруг начинает светлеть, превращаясь в ярко-голубое. Дымка растворяется, и вот оно, горное небо – чистое, прозрачное, пронзительно голубое, бездонное – поглощает человека целиком. Студенты, уже вооруженные топографическими картами, молотками, горными компасами, пакетами для образцов пород и сухим пайком в своих рюкзаках, направляются вверх в гору по истоптанной тропе навстречу рекам – притокам р.Белой (р.р.Сюк, Сибирка, Блокгаузная, Грушевая, Грузинка, Руфабго, Мишокко и др.). По дороге они встречают уникальное природные явления, как например, растущее на камне дерево, напоминающее, что всё живое хочет жить!
Дальше – интереснее, приходится проходить по узким тропам вдоль обрыва, образовавшегося в результате пару месяцев назад сошедшего оползня. Студенты соблюдают осторожность. Опасные участки сменяют приветливые водопады.
Здесь студенты со своим руководителем делают остановку, чтобы испить горной воды. А чтобы геологи понимали важность найденных образцов минералов и горных пород, руководитель практики тут же поясняет:
- Это барит – популярный и востребованный во многих отраслях минерал. В нефтяной промышленности барит применяется в процессе бурения скважин, так как за счет физических свойств способен утяжелять глинистые растворы. Кроме того, его используют в качестве наполнителя, например, при производстве бумаги. В традиционной медицине барит используют как действенный поглотитель рентгеновского излучения. А это уже гранит, – продолжает рассказывать Людмила Бортова, рассматривая другой образец горной породы, - самая распространенная порода на Земле. Его происхождение связано с вулканическими процессами. Магматические расплавы кислого состава при остывании превращаются в граниты. Сфера применения широка. Монолитность породы позволяет нарезать блоки больших размеров. Поэтому камень часто выбирают для масштабных задумок архитекторы и скульпторы, создавая, к примеру, памятники из гранита. Порода хорошо полируется. Она не пористая, что мешает материалу вбирать влагу и растрескиваться от внешних воздействий. Граниту нипочем перепады температуры. В условиях современности гранит стал массовым строительным материалом, но не в виде плит и блоков, а как наполнитель бетона, балластный материал железнодорожных насыпей, подстилающий асфальтовый слой щебень. В настоящее время гранит, добываемый на Даховском кристаллическом массиве в районе практики, применяется при строительстве подъездных путей и моста через Керченский пролив.
Добравшись до точки начала, отряды уже самостоятельно направляются на заданные маршруты.
С особым интересом и увлеченностью участвуют в маршрутах иностранные студентки из Колумбии Лаура Кампо и Паула Бермудез.
Вечером в камеральной комнате в спартанских условиях вернувшиеся из похода студенты докладывают своему научному руководителю доценту кафедры минералогии и петрографии института наук о Земле Борису Талпе о своих находках.
Так каждый отряд рассказывает о проведенной за полевой день работе, по карте описывает маршрут.
- Наш маршрут был начат с первого правого притока реки Сюк. Цель маршрута – изучение коренных выходов пород первого правового притока реки Сюк и реки Грузинка. Обнажение N205 обнаружено в 1,5 км от первого правового притока реки Сюк, здесь в правом боку выходят аргиллиты, темно-серые, сыпучие, некарбонатные. Также был выявлен сидерит, коричнево-серый. Затем начат подъем по азимуту 315 градусов с целью обнаружения заброшенного карьера. Карьер был задернован, имелись заросли кустарника и лиственных деревьев. Была предпринята попытка достичь выхода коренных пород. С помощью лопат были взяты образцы пород из карьера: галька, гравий, песок и глина. Далее мы вернулись к границам водораздела и продолжили маршрут к левому притоку реки Грузинки, - докладывает студент 2 курса Сергей Святенко.
Борис Талпа поправляет студента:
- Как в аргиллитах может быть глина? С точки зрения логики это невозможно. Но здесь имеет место реликтовая глина, которая в процессе катагенеза не изменилась, не превратилась в аргиллит. Сущность этого явления вот в чем: когда в мощной толще глинистых пород происходит процесс катагенеза, то межслоевая вода не уходит, а образует ловушки. Глина не получает давления для отжатия воды. Из этой глины не отжимаются органические вещества, соответственно газ, битум, вода остается в этих толщах. В этом плане уникально Тюменское Баженовское месторождение сланцевой нефти, где битум, газ и воду добывают из глинистых пород.
По аналогичной схеме докладывают представители других отрядов.
Студенты выставляют на столе образцы найденных пород, каждый в пакете с подписанной этикеткой. Все обнажения пород описываются и наносятся на карту с присвоением номера. Соединяя линиями обнажения с одинаковым возрастом и типом пород, студенты к концу практики составляют единую геологическую карту и объяснительную записку к ней, что принято считать конечным итогом практики.
Чтобы студенты не забывали ценность места, где проходят практику, Борис Талпа напоминает историю основания базы «Белая речка»:
- В 50-х годах, когда наша страна нуждалась в урановом сырье, геологами в горах Адыгеи в окрестностях станицы Даховской были обнаружены проявления урановых руд. В районе Даховского кристаллического массива были найдены месторождения радиоактивного элемента урана. Разработки производились в условиях строжайшей секретности. Чтобы не вызывать сомнения в глазах местного населения, геологи объяснили, что здесь идут поиски никеля. Ввиду чего новому населенному пункту дадут название «Никель». В это же время в этих местах нашли барит. И успешно бы работали геологи над поиском стратегически важного урана в Адыгее, если бы в 1962 году не обнаружили в Казахстане новый вид уранового сырья, образовавшегося на основе рыбно-костных останков древних отложений. Благодаря своей дешевой обработке этот тип месторождения стал более перспективным. В это же время в 60-е годы ученые-геологи признали район поселка Никель интересным для изучения огромного многообразия геологических объектов. Круглогодично около 300 геологов разведывали горную местность. В 1971 году один из выдающихся ученых РГУ Владимир Иванович Седлецкий, известный уже в то время тем, что награжден знаком «Первооткрыватель месторождений полезных ископаемых» за открытие Карлюкского месторождения калийных солей в Туркмении, где он работал главным геологом геологической экспедиции, был руководителем такой же практики. В это время Владимир Иванович был назначен первым проректором Ростовского госуниверситета. Будучи молодым, энергичным руководителем университета он убеждает руководство Краснодарской экспедиции о передаче Ростовскому госуниверситету с баланса на баланс части временных зданий и сооружений краснодарских геологов, сокращавших объемы работ в районе Никеля для проведения здесь практик студентов геолого-географического и биологического факультетов. В тот же год база практики перешла в пользование РГУ, - вспоминает Борис Васильевич.
Борис Талпа не только обладает прекрасным талантом ученого–минералога, но и является блестящим менеджером в научно-образовательном процессе, за годы работы в сфере производства и добычи минерального сырья смог выстроить эффективную коммуникативную сеть с профильными предприятиями не только в Ростовской области Краснодарского края, но и Республики Адыгеи. Поэтому сегодня студенты в рамках практики имеют возможность побывать на уникальных месторождениях и посетить соответствующие их профилю подготовки предприятия и карьеры.
- Наши студенты в рамках практики побывали на Глубокохаджокском месторождении красных глин для производства клинкерного кирпича, Блокгаузном месторождении гранитов, Фарском и Шушукском месторождениях гипса, на базе которых работают предприятие «Волма» и «Кубань-Кнауф», специализирующееся на производстве строительно-отделочных материалов на основе натурального природного гипса. Также студенты посетили Мишокское месторождение высококачественных известняков, добываемых для нужд сахарных заводов юга России.
Во время практики студенты со своими руководителями поотрядно выезжают на выброску для того, чтобы находиться как можно ближе к объектам изучения. В таких местах наши студенты вместе с преподавателями обустраивают полевой палаточный лагерь, готовят еду на костре и именно после этого этапа практики становятся настоящими геологами, пропахшими дымком костра и изведывавшими фирменные блюда - борщ с тушенкой, пирог с капустой и торт «Муравей» из печенья и сгущенки.
Практика проходила в течение 3 недель с 22 июля по 15 августа.
Материал подготовила сотрудник лаборатории «Центр общественных коммуникаций» Александра Мокина.