– Место нам попалось интересное: это слияние двух рек – Тузлов и Несветай. На стрелке между ними и находился курган, который мы раскапывали.
– Археологи его называют Камышеваха-4. Люди в древности видели этот песчаный холм, возникший при ветровой эрозии почвы, и использовали его как место для своих захоронений. А потом появлялись новые насыпи над погребениями. Самые древние погребения – это третье тысячелетие до нашей эры и относятся они к так называемой катакомбной культуре. Она называется так по способу захоронения усопших. Этих захоронений около десятка. Следующий слой захоронений – это поздний бронзовый век – рубеж эпохи бронзы и железа, начиная с ХIII века до нашей эры. Это племена срубной культуры – опять же, так она названа по способу погребения. Этих захоронений было более всего – несколько десятков.
– И все – в одном кургане?
– Да, в одном кургане Камышеваха-4. Поскольку это место использовалось как пахотная земля, а ее вспахивали большими плугами на большую глубину, некоторая часть этих погребений была повреждена. И от них оставалось немногое – к примеру, небольшие горшочки.
– И что в них находилось?
– Остатки поминальной еды, скорее всего, каши. В кургане в небольшом количестве. Но присутствуют погребальные комплексы, которые можно отнести к раннему железному веку. Это погребения сарматского времени, начиная с III века до нашей эры и включая несколько веков нашей эры. Среди этих погребений одно наиболее интересное – с удивительной находкой.
Кувшин из Александрии
– Что позволяет вам назвать этот большой кувшин с необычным узором удивительной, даже уникальной находкой?
– Этот сосуд интересен тем, что он, как бы сейчас сказали, импортный, привозной. Это не просто греческая керамика. Мы имеем дело с изделием с берегов северной Африки, из Александрии. Там использовались сосуды для воды, которые назывались гидрии, с таким же рисунком. На кладбище в Александрии, которое называлось Гадра, такие сосуды использовались и в качестве погребальных урн.
– Рисунок и сближает наш сосуд и гидрии?
– Сближает способ росписи. Во-первых, рисунок – а это листья плюща, во-вторых, светлая глина, в-третьих – покрытие красной краской верхней части сосуда.
– А в этом сосуде не было остатков праха?
– Нет, это было обычное погребение, с традиционным костяком – остатками скелета. В самом погребении обнаружено также много интересных вещей.
– Погребение мужское или женское?
– Мужчины-воина. Потому рядом с ним положили меч, уздечный набор. Это указывает на то, что при жизни погребенный был всадником. И самое интересное – здесь же находился бронзовый котел.
– Там варили погребальную трапезу?
– Скорее всего. Считается, что это традиция, поскольку в сарматское время в захоронениях постоянно обнаруживают бронзовые котлы. И почему-то эти котлы находят разбитыми на части, на кусочки.
– Какие же это должны быть усилия, чтобы котел с такими толстыми стенками разбить?!
– И, тем не менее, их разбивали. Как считают археологи, котел так «умерщвляли». В загробном мире он не должен был служить для приготовления пищи. А для каких целей его остатки оставляли в могиле, мы пока не догадываемся.
– Можно предположить, что мужчина был явно не самый бедный среди своих соплеменников?
– Котел, оружие, кувшин говорят о том, что он был не простым воином. В Северном Причерноморье таких находок, как кувшин из Александрии, очень мало: редко их привозили.
– Куда отправятся ваши находки?
– Скорее всего, в Ростовский областной музей краеведения. Могу сказать, что похожий сосуд находили в Танаисе.
– Тоже в погребении?
– Да, но он был иной формы – не кувшин, но с той же росписью. И следующий слой погребений – это погребения золотоордынского времени. Скорее всего, это был уже период, когда Золотая Орда приняла мусульманство, поскольку там никаких находок нет. По позам погребенных можно предположить, что погребения относятся к ХIV веку.
Кладбище всей Великой Степи
– Ну, курган, ну, стрелка между двумя реками - таких мест не так мало. Как вы считаете, почему же именно это место привлекало такое количество людей во все времена?
– Это, по сути, песчаная дюна, которая людьми превращена в многовековое кладбище. Играла роль и господствующая высота, и этот курган, и другие, искусственно созданные человеком, играли роль этаких маркеров на местности. Если и стояла какая-нибудь фигура на этом кургане, то она, естественно, не сохранилась – как и остатки святилища, если оно находилось здесь.
– Сколько же всего вы нашли погребений в этом кургане?
– 57 погребений. Рядом раскопано много курганов – и на площадке аэропорта, и на месте строительства водовода. То есть, благодаря строительству нового хаба, удалось исследовать большие территории. Найдены погребения всех времен и народов – в том числе и такие неординарные, как этот комплекс, которые много добавляют нам знаний о жизни древней степи.
Досье. Ларенок Вера Алексеевна, археолог. Родилась в Ростове-на-Дону, в 1981 году закончила исторический факультет РГУ (нынешний ЮФУ), кафедру истории древнего мира и средних веков. Участник археологических экспедиций в Ростовской области и Краснодарском крае. Сегодня – сотрудник ООО «Южархеология». Автор книги «Меотские древности».
Вера Волошинова