Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
На конференции рассматривались проблемы архитектурного наследия, архитектуры и градостроительства, социально-гуманитарные вопросы дизайна и архитектурно-художественного образования, дизайна архитектурной среды.
Эксклюзив из вторсырья
На секции «Дизайн» (научный руководитель профессор Ольга Медведева) молодые исследователи пытались разобраться в самых насущных проблемах современности, касающихся всех и каждого. Наша голубая планета задыхается от пыли и мусора, активно захватывающего пригодные для жизни территории. Исследованию современных технологий переработки и вторичного использования материалов, отходов и просто мусора посвятила свою работу студентка 4 курса Ксения Колганова, отметив, что сегодня индустриальный дизайнер обладает высоким эмоциональным потенциалом и ироничным способов его восприятия. Ярким примером могут служить экспонаты выставок современных дизайнеров. Скажем, в Мюнхене гвоздем выставки дизайнера Константина Грчика был стул-конструкция из внутренностей автомобиля AUDI TT, похожий на НЛО. В Париже дизайнеры представили павильон с облицовкой из 180 старых дверей. Или вот, не так давно свалка Хирия близ Тель-Авива была одной из самых больших в мире (площадью 800 гектаров и высотой 100 метров). Опасность от свалки оказалась так велика, что Израиль взялся за ее уничтожение. На месте бывшей свалки была создана зеленая зона – парк Ариэля Шарона с выставкой скульптур, выполненных из мусора свалки.
Современные исследователи стремятся не только предложить новые материалы, но и изучить особенности актуальных технологий переработки изделий из папье-маше, бумаги, гофрированного картона... В 2005 году дизайнеры Йоб Сметс и Нинке Тинагел из Studio Job придумали целую коллекцию, в которую вошли несколько шкафов, торшер и люстра, целиком изготовленные из бумажной массы. Дизайнер Дженс Прает смешивает бумажную массу с клеем и смолой, и делает концептуальную мебель. Проект Ett la Benn – это на 100% биоразлагаемые горшки и светильники. Их создают из бумаги, применяя особую технику сушки целлюлозы воздухом. Можно сказать, что процесс производства таких работ приближается к практически нулевым вредным выбросам в атмосферу. Дизайнеры бумажной мебели из серого унылого вторсырья делают эксклюзив, акцентируя внимание на функциональности, форме и самой идее экологичной ресурсосберегающей мебели. Сегодня объекты из вторично использованных материалов – это идеи дизайна передовых тенденций и технологий.
Научный аспект или Дизайнерский акцент мантических систем
Живой интерес участников конференции вызвал доклад магистранта Александра Оболенского, посвященный архетипичности древних рун для современного графического дизайна. Руны или руническое письмо, как отметил Александр, представляют собой знаки или буквы своеобразного начертания и берут начало еще со II века н. э. Каждая руна обладала собственным именем и специфическим значением, тот или иной архетип реальности. Сам архетип может оставаться универсальным, но при этом обозначаться другими символами, понятными лишь определенной культуре, давшей ему свое символическое обозначение. Так, при зарождении национальных культур стали возникать замкнутые системы понятий, складываться мантические системы. В современном научном понимании мантику (от древнегреческого – пророческий дар) можно рассматривать как искусство видеть в символе скрытый смысл. Руническая символика распространена и в современной жизни, в частности, в логотипах известных брендов. К примеру, в логотипе компании Bluetooth прочитывается руна Беркана, символизирующая хорошее самочувствие, развитие и также означает Мать-кормилица, повитуха, помогающая появлению в мир новой жизни. В логотипе компании «Московская биржа» просматривается руна Дагаз, день или бабочка, трансформация которой способствует обретению гармонии с миром. В этой руне заключен принцип равновесия противоположностей. Руна Собственность, Наследие, Дом, Знак «священного места», воплощающая «наследие предков», использована в символе фирмы MITSUBISHI.
- Древние руны, как и мантические системы служат архетипами для современных работ графических дизайнеров, - отметил Александр Оболенский.
Сегодня границы применения рунических знаков расширены, они охватывают не только логотипы, но и другие графические составляющие фирменного стиля.
Архитектурные объятия
Мир людей интересен своим разнообразием. Но среди массы обычных есть люди с особенностями. Магистр Ксения Маркина затронула актуальную тему социализации и доступности сред для людей с ограниченными возможностями. В своем выступлении, посвященном гуманистическому аспекту реабилитационной архитектуры, она отметила, что гуманизм, как идейно-культурное течение, проникнуто заботой о благе людей. Все деятели гуманистического направления, как в образовании, так и в архитектуре, подчеркивали необходимость равных возможностей для всех людей с разными границами их физических и психических возможностей. Сегодня только индивидуальные занятия с «нестандартными» учащимися не решают проблему их социализации. В связи с этим возникла потребность в разработке особой архитектуры учебно-воспитательных комплексов компенсирующего вида для детей с тяжелыми недугами, в частности, с заболеваниями ДЦП.
- Планировочной основой для образовательных заведений, как Древнего Египта, Вавилонии, древней Греции, так и большинства колледжей в средневековой Европе, служило расположение основных помещений вокруг внутреннего двора с крытыми галереями, - заметила Ксения. - Изучение современных примеров принципиальных объемно-планировочных решений лишь подтверждают востребованность такого архитектурного приема, который напрямую связан с психофизиологическими потребностями людей к общению.
Здание пионерского лагеря круглогодичного использования «Юность» под Москвой, «Умной школы» в Иркутске, начальной школа им. Фарадея в Эйлсбери, детских яслей в Страсбурге, гимназии «Одинцовского гуманитарного университета» в Нижнем Новгороде имеют внутренний двор круглой формы. Форма круга выражает идею объединения всех людей и вовлекает их в обучение и общение на основе равенства разных возможностей.
Ксения отметила необходимость двух видов объемно-планировочных решений в комплексах. Для релаксации, индивидуальных и семейных занятий лучше подходит структура из небольших помещений. А форма незамкнутого дворового пространства во время перемен, дней открытых дверей, школьных праздников способствует не только общению детей разновозрастных групп с различными недугами, но и дает свободный доступ для всех желающих принять участие в общих мероприятиях.
Комментируя выступление Ксении, профессор Медведева отметила, что если раньше отправной точкой для проектирования реабилитационных центров были нормативы и функция, то сегодня архитекторы, нацелены на создание комфортной, безопасной и «безбарьерной» среды посредством формообразования, распахивающего свои архитектурные объятия.