Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Русский язык в полиэтническом регионе: итоги семинара ЮФУ

09.12.2015

Вопрос обучения мигрантов русскому языку в школе и вузе по сей день является актуальным и до конца нерешенным. Возможность обсудить и поделиться опытом в рамках данной проблемы представилась участникам научно-практического семинара "Актуальные вопросы преподавания русского языка в полиэтнической среде Южного федерального округа", который был проведен 24-25 ноября в Южном федеральном университете.

В семинаре приняли участие не только эксперты из СПбГУ, ЮФУ, РУДН, РГПУ им. А.И. Герцена, но и представители общественных организаций, землячеств, государственных структур.

- Решение провести семинар, посвященный проблемам функционирования русского языка в полиэтническом регионе, именно на базе Южного федерального университета как крупнейшего научно-исследовательского центра юга России, было поддержано президентом Российской академии образования, президентом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы («МАПРЯЛ») Людмилой Вербицкой и председателем правления фонда «Русский мир» Вячеславом Никоновым, - отмечает представитель ЮФУ в РОПРЯЛ и оргкомитете семинара, директор Центра языковой и социокультурной адаптации трудовых мигрантов ЮФУ профессор Татьяна Милевская.

Научную программу мероприятия открыл круглый стол «Адаптация мигрантов в полиэтнической и поликультурной среде». Участники обсудили проблемы, препятствующие полноценному погружению мигрантов в русскоязычную языковую среду. Модератор круглого стола, вице-президент Российской академии образования, проректор по научной работе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Владимир Лаптев наметил  ключевые проблемы обучения детей-мигрантов: отказ от использования русского языка за пределами школы, невозможность предъявлять к инофону те же требования по предметам, что и к русскоязычным детям, отсутствие средств в бюджетах образовательных учреждений на организацию волонтерской работы. В работе круглого стола приняли участие преподаватели кафедр русского языка, школьные учителя и будущие учителя – студенты ЮФУ. Участники обратили внимание на несоответствие федеральных образовательных стандартов и специфики многонационального контингента средних общеобразовательных школ с преобладанием учащихся, для которых русский язык не является родным.

В качестве одного из вариантов решения данной проблемы была предложена идея внедрения в школы практики миграционного менеджмента. По мнению профессора Академии психологии и педагогики ЮФУ Людмилы Сухоруковой, появление в школах должности миграционного менеджера позволило бы предупреждать факты делинквентного поведения учащихся, формировать у них уважительное отношение к русскому языку как языку межнационального общения, а также к культурам различных народов, населяющих нашу страну.

Это предложение вызвало особый интерес у участников круглого стола. Комментируя возможность внедрения практики миграционного менеджмента,  директор секретариата РОПРЯЛ Александр Коротышев высоко оценил эту идею и предложил реализовать магистерскую программу подготовки миграционных менеджеров на базе Центра языковой и социокультурной адаптации трудовых мигрантов.

- Мы как профессиональная организация будем оказывать содействие в открытии и реализации такой программы. Программа магистратуры, разрабатываемая в Южном федеральном университете, может использоваться как модель для реализации в других полиэтнических регионах, - подчеркнул Александр Коротышев.

Работу семинара продолжили лекции, практические занятия и мастер-классы по вопросам преподавания русского языка в полиэтнической среде. Своим педагогическим опытом поделились директор школы образовательной подготовки мигрантов при РУДН Елена Бакасова. А профессор РГПУ имени  А. И. Герцена Ирина Лысакова рассказала об опыте обучения детей мигрантов русскому языку в Санкт-Петербурге. Она отметила эффективность курсов повышения квалификации для учителей полиэтнических классов, организуемых на базе РГПУ для учителей различных регионов России, а также представила ряд учебных пособий по русскому языку для армянских, грузинских, азербайджанских учащихся, разработанных коллективом университета. Особый интерес у школьных педагогов вызвал учебно-методический комплекс «Русский букварь для мигрантов» для общеобразовательных российских школ с полиэтническим составом учащихся.

Социолингвистический аспект функционирования русского языка в регионе, а также практика тестирования мигрантов по русскому языку явились основными темами второго дня работы семинара.

Директор Центра языковой и социокультурной адаптации трудовых мигрантов Южного федерального университета Татьяна Милевская в своем докладе «Солнечное сплетение Евразии» рассказала о динамике социо- и лингвокультурной ситуации в Ростовской области, что вызвало оживленную дискуссию между участниками семинара. Секретарь Ассоциации лингвистов-экспертов «Аргумент» (Майкоп) Индира Нефляшева осветила вопросы функционирования русского языка в Республике Адыгея и рассказала о существующих проблемах как на социальном, так и на законодательном уровнях.

Семинар завершился выступлениями специалиста Центра языкового тестирования Санкт-Петербургского государственного университета Георгия Александрова и доцента кафедры русского языка как иностранного СПбГУ Елены Косаревой. В своем докладе Георгий Александров поделился опытом применения европейских стандартов языкового тестирования в проведении комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ.

Применить свои навыки в оценке коммуникативной компетенции кандидатов, желающих получить разрешение на работу,  участники смогли на мастер-классе Еленой Косаревой.

По окончании семинара всем докладчикам и присутствующим гостям были вручены сертификаты об участии. Мероприятие, привлекло внимание практически всех преподавателей русского языка вузов Ростова-на-Дону.

- Это хороший старт для новых, более масштабных встреч не просто русистов, но людей, действительно любящих русский язык, русскую литературу и свою страну, - отмечают организаторы.

Фотоотчет