Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Повестка дня "G10": о чем говорили на заседании ректоров

23.10.2015

Состоялось заседание ректоров "Клуба 10 федеральных университетов". Конференция проводилась при помощи видеосвязи: не все представители смогли приехать в Ростов-на-Дону. А само мероприятие прошло в главном корпусе ЮФУ.

На повестке дня у ректоров стояло четыре главных вопроса:

1) обсуждение текущих задач федеральных университетов;
2) реализация программы развития федеральных университетов;
3) результаты и приоритеты развития сети федеральных университетов;
4) итоги и перспективы реализации сети образовательных программ.
 
Первым выступил заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов. Он акцентировал внимание на значимости создания федеральных образовательных программ четвертого поколения и активном участии федеральных университетов в разработке этих программ: «Нам необходим более емкий, более общий федеральный государственный стандарт, который позволит расширить возможности создания образовательных программ, лежащих на стыке разных направлений». В ходе обсуждения этого вопроса возникло предположение о вовлечении в разработку сетевых программ нефедеральных университетов.
«У нас в планах в ближайшее время объявить конкурс на федеральную поддержку организаций, которые должны стать опорой региональных университетов, возможно, стоит продумать формат ассоциированного членства в «Клубе 10» таких опорных образовательных организаций», – рассказал Александр Климов.
 
Он выделил ключевые вопросы для обсуждения:
1) развитие и содержание образования через создание новых стандартов и образовательных программ;
2) структурная модернизация в системе высшего образования;
3) внутрироссийская академическая мобильность;
4) развитие и использование дистанционных технологий.
 
В ходе заседания обсуждался вопрос участия федеральных университетов в создании новых образовательных программ для специальностей топ-50. Пока определенного перечня этих специальностей нет, но в него войдут все профессии, связанные с высокотехнологичным производством. Дело в том, что развитие технологий приводит к появлению ниши рабочих специальностей, которые обслуживают самое современное технологическое оборудование, промежуточной зоны между академическим бакалавриатом и классическими программами среднеспециального образования. Существующие стандарты профессионального образования не могут обеспечить необходимый уровень компетенции и знаний.
 
Ректор ЮФУ Марина Боровская высказала предположение о создании школ прикладного профессионального образования внутри университетов, то есть о совмещении среднепрофессионального образования и прикладного бакалавриата. Однако для реализации таких проектов необходимо наличие крупных финансовых ресурсов. Для выпуска высоквалифицированного специалиста требуется дать ему возможность работать с оборудованием. Поэтому для развития этого направления должны привлекаться инвестиции промышленных предприятий. Возможность реализации таких программ нужно рассматривать частно: как они вписываются в рамки стратегии развития того или иного университета, соотносятся со спросом на такие специальности в каждом регионе.
Часть вопросов обсуждалась в закрытом режиме.