Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
Карманный антикиллер
Разговор о проблемах отечественного роботостроения проходил в Национальном исследовательском университете техники и технологий МГТУ имени Э.Н. Баумана. Вуз обладает собственным робототехническим центром и специальным опытным заводом, на котором уже много лет и делают этих самых роботов.
— Какой малыш! — вырвалось у меня, когда навстречу участникам «круглого стола» выехала небольшая гусеничная машина высотою в четверть человеческого роста.
— Малыш? — стоявший рядом мужчина в тёмном свитере кажется оскорбился. — На счету этого «малыша» более ста уничтоженных боевиков.
Как выяснилось, я нечаянно обидел одного из разработчиков робота-антикиллера. Разведывательно-ударный комплекс «Вездеход-РГШ» был разработан бауманцами для нужд специальных антитеррористических подразделений семь лет назад. По словам Владимира (фамилию «куратор» робота по понятным причинам не назвал), конкретно этот экземпляр служит в составе «Альфы» с 2010 года, а недавно он вернулся домой из очередной командировки на Северный Кавказ по случаю «ранения». Два других его собрата сейчас находятся там, продолжают охранять правопорядок.
— На машину можно установить пулемёт «Печенег» и два гранатомёта РПГ-26, что делает её грозной силой, — рассказывает Владимир. — Робота создавали для помощи штурмовым группам, поэтому он может «работать по адресам»: прекрасно себя чувствует в помещениях и небольших замкнутых пространствах.
— Цели он сам выбирает? — интересуюсь, как далеко зашли наши Кулибины в создании искусственного интеллекта.
— В кого стрелять и куда ехать решает оператор, — говорит конструктор. — Потеря управления, особенно над боевым роботом, очень опасная штука.
Координация и стандартизация
В этом и других роботах, а бауманские инженеры создают их практически на все случаи жизни, предусмотрена многоуровневая система безопасности. Перехватить контроль над роботом злоумышленник не сможет — канал управления защищён. При включении машина потребует код активации, который невозможно подобрать, причём всякий раз перед началом эксплуатации он будет новый. По словам Владимира, система безопасности тут в четыре раза сложнее, чем у самой современной противоугонной автомобильной системы.
Специальные робототехнические комплексы, разработанные в Бауманке, уже давно закупает ФСБ, а вот военные отказались. Сейчас они ведут собственные опытно-конструкторские работы.
По словам члена коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олега Мартьянова, главная беда отечественного военного роботостроения — отсутствие координации.
— Отдельные разработчики пытаются всё делать сами и проигрывают, — пояснил он. — Это напоминает попытку ударить ладонью с растопыренными пальцами.
Кроме того, считает Олег Мартьянов, нужна чёткая стандартизация систем движения, распознавания, аккумуляторов и так далее, чтобы не изобретать всякий раз велосипед. У нас десятки разновидностей роботов для разведки, разминирования, тушения пожаров, но они все разнотипные. Их невозможно объединить в одну систему.
Для решения этой проблемы в стране будет создан национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники военного и двойного назначения. Об этом рассказал замглавы Фонда перспективных исследований Игорь Денисов.
Терминатор вполне реален
Войны ближайшего будущего — это войны автономных роботов, которые могут объединяться в группы и подразделения, говорит директор НИИ робототехники и процессов управления ЮФУ Вячеслав Пшихопов.
— Недавно в США были проведены успешные испытания боевых действий двух групп беспилотных летательных аппаратов, каждая из которых включала двадцать автономных беспилотников, — приводит он пример. — В следующем году там планируют провести бой между группами БПЛА по пятьдесят машин в каждой.
К сожалению, мы пока в хвосте научно-технического прогресса. Наши военные хотят получить автономные интеллектуальные системы до 2020 года, к 2025-му — внедрить групповое использование автоматизированных комплексов, а к 2030 году они рассчитывают получить сетецентрическую систему, интегрированную в автоматическую систему управления войсками.
— По некоторым позициям мы сегодня отстаём на 5—7 лет от ведущих промышленных стран, — подчеркивает эксперт. — В первую очередь это касается бортовых вычислителей и высокоточных малогабаритных систем навигации.
«Уралвагонзавод» обещает показать «Армату» на дистанционном управлении года через полтора-два. После отработки дистанционного управления, когда один оператор управляет определенным количеством техники, концерн приступит к освоению технологии искусственного интеллекта. Тогда танк сможет принимать решения самостоятельно.
Паспорт гражданина для робота?
В 2008 году на испытаниях одного из робототехнических комплексов что-то пошло не так. Машина неожиданно повернулась и выпустила очередь из пулемёта в своих создателей. Погибло восемь человек…
— Сейчас мы приходим к тому, что робототехнические комплексы движутся из области объекта в субъекты права, — пояснил проректор Бауманки по экономике и инновациям Евгений Старожук. — По мере оснащения боевых комплексов элементами искусственного интеллекта встаёт дискуссионный вопрос: когда имущество превращается в субъект права? Конечно, вносить изменения в Гражданский кодекс пока рано, но задуматься уже стоит.
В Минобороны считают, что количество роботов сегодня настолько мало, что их рано выделять в отдельный пласт вооружений и создавать под них нормативную базу.
— Как бы не опоздать, — сказал заместитель генерального директора корпорации «Уралвагонзавод» по спецтехнике Вячеслав Халитов. — Уже сейчас надо продумать такие правовые аспекты, как применение робототехнических комплексов в миротворческих операциях. Провести оценку допустимости их применения в различных вооружённых конфликтах с точки зрения международного права, например, следует ли наносить на роботов знаки национальной принадлежности. В Турции до сих пор не могут определить, чей беспилотник они сбили.
Проблема нормативного регулирования использования роботов есть и её надо решать, признали сенаторы.
— Разные направления в робототехнике развиваются с разными темпами, и к законодательному регламентированию готовы не все, — подчеркнул член Комитета Совета Федерации по обороне Вячеслав Штыров. — Но надо признать, что беспилотные летательные аппараты уже созрели для легализации.
По словам сенатора, беспилотники летают в едином воздушном пространстве с обычными самолётами и возникает необходимость обеспечить безопасность людей. Для этого парламентарии собираются внести поправки в Воздушный кодекс. В законодательстве впервые появится понятие «беспилотное воздушное судно». Видимо, в недалеком будущем и других роботов «пропишут» в законе.