Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Ученые ЮФУ приняли участие в обсуждении имиджа Северного Кавказа в СМИ

01.12.2014

28 ноября в медиа-центре "МедиаС" профессор кафедры теоретической регионалистики и евразийских исследований ЮФУ Игорь Добаев, заведующий кафедрой конфликтологии и национальной безопасности ЮФУ профессор Виктор Черноус, заместитель директора института философии и социально-политических наук ЮФУ Дмитрий Абросимов в качестве экспертов приняли участие в круглом столе "Северный Кавказ - образ региона глазами России", организатором которого выступило информационное агентство "РБК-ЮГ".

В числе участников мероприятия стали также: президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, директор Центра современной кавказской политики «Кавказ» Игорь Сопов, руководитель бюро ИТАР-ТАСС в Чеченской республике Ражал Мусаев, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Эдуард Попов, генеральный директор фонда "Прикладная политология" Сергей Смирнов, PR-эксперт Грант Карташян, старший аналитик компании «Альпари» (аналитический партнер агентства «РБК-ЮГ») Анна Бодрова.

Собравшиеся обсудили вопросы позиционирования имиджа Северного Кавказа в региональной и федеральной российской прессе, какими видят жителей Северного Кавказа остальное население России, что необходимо учитывать при формировании имиджа этого региона, каково внешнеполитическое позиционирование Северного Кавказа, какова степень достоверности в их интерпретации событий на Северном Кавказе.   

По мнению Михаила Виноградова, имидж Северного Кавказа нельзя назвать идеальным, обозначив несколько причин: во-первых, низкие показатели социально-экономического развития региона; во-вторых, прижившиеся негативные стереотипы в российском обществе о северо-кавказских этносах. Далее докладчик назвал тот факт, что большинство читающих о Кавказе не знают традиций горских этносов, точное название субъектов региона, даже многие журналисты, которые пишут о Кавказе, никогда там не были. Кроме того, сами республиканские власти не работают над созданием имиджа, региональные СМИ не умеют правильно подать себя.

Игорь Сопов представил анализ статей по Кавказской тематике за последнее время, представленных в крупных федеральных информационных агентствах и изданиях, таких как ИТАРР-ТАСС, REGNUM, РБК, Lenta.ru, Forbes, РИА-Новости. По его словам,  за последний месяц о Кавказе было опубликовано 172 материала, из них позитивных - 39%, неодназначных - 21 %, нейтральных - 19%, негативных - 21%. Динамика общего количества публикаций за последние полгода улучшилась, однако  динамика положительных новостей уменьшилась на 10-15%.

- Полевые исследования в северо-кавказских регионах  показали, что положительные новости обусловлены  положительными процессами, связанными в большинстве случаев с внешнеполитическими процессами, такими как импортозамещение, упоминания вопросов развития туризма и курортного кластера. Журналистское сообщество республиканских СМИ и губернаторские пресс-службы  не знают правила работы с информационной повесткой, не умеют работать  с телевизионными каналами, - пояснил Игорь Сопов.

Касаясь вопроса о том, как освещают Северный Кавказ зарубежные СМИ, выступающий отметил, что в западных средствах массовой информации информационные потоки «застыли на картинке ситуации на Кавказе в 90-е годы»:

- Если вы откроете любой западный портал, то в разделе «фото» увидите картинки 90-ых годов, когда в регионе царили террористические акты.

Ражал Мусаев сообщил, что в последнее время тема освещения терроризма на Кавказе в российской прессе уходит на второй план, в публикациях доминирует тема социально-экономического развития региона. Чтобы развеять негативный миф о Северном Кавказе среди молодежи специально при поддержке аппарата полномочного президента РФ в СКФО и компании «Курорты Северного Кавказа» был реализован масштабный четырехдневный тур по курортам Кавказа с целью ознакомления с его достопримечательностями. Также Ражал Алиевич согласился с собеседниками в том, что как федеральные СМИ целенаправленно не работают над созданием положительного образа Северного Кавказа в публикациях, так и сами региональные СМИ не умеют работать с информацией, «не всегда могут с яркой оберткой и глубокой начинкой» подать регион.     

По словам профессора ЮФУ Виктора Черноуса, формирование положительного образа возможно только благодаря слому существующих негативных стереотипов:

- Любые положительные события в кавказских республиках населением страны начинает интерпретироваться негативно. Например, мечеть Варгуни многие расценивают сквозь негативную призму - как источник растраты бюджета. Крупные события, направленные на формирование мирной идеологии сосуществования на Северном Кавказе, например, автопробег «Мир Кавказу» хорошо были освещены в региональных СМИ, однако мимо этого прошли федеральные издания.  Сегодня наметились ростки некоторых позитивных тенденций на Северном Кавказе: со стороны горских этносов приходит понимание необходимости интеграции с русскоязычным населением.

Профессор ЮФУ Игорь Добаев подчеркнул важность работы журналистского сообщества в борьбе с экстремистскими и террористическими проявлениями, и это работа не одного дня.  Важно ученым правильно делать социологические замеры, задать верный идеологический вектор и в дальнейшем работать в прочной связке со СМИ.

В числе конструктивных замечаний со стороны экспертного сообщества прозвучала критика о том, что сегодня пресса не формирует социальную повестку, нет явно определенной качественной прессы, востребованной у региональной аудитории, никто не занимается вопросами управления информационными потоками на Северном Каквазе, слабо работает институт собкора в регионе.

Политолог ЮФУ Дмитрий Абросимов отметил тенденции в формировании положительного образа Северо-Кавказского региона:

- В положительной динамике формирования образа Северного Кавказа играют роль не столько сами СМИ, а  сколько отход федеральных СМИ от использования в криминальных хрониках выражения «лиц кавказской национальности». Второй положительный момент – это грамотно созданный положительный образ Рамзана Кадырова, также влияющий на положительную динамику образа региона.

В заключение участники признали, что состоявшаяся дискуссия была конструктивной.

Александра Мокина