Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Ученые ЮФУ обсудили вопросы общероссийской идентичности

24.11.14

В рамках пленарного заседания после торжественной церемонии открытия форума-фестиваля "Мир Кавказу" ученые Южного федерального университета выступили с докладами, посвященными вопросам общероссийской идентичности и патриотического воспитания молодёжи.

 Девизом выступления заместителя руководителя представительства Чеченской республики в Ростовской области Алишера Ходжаева стали слова: «Ударим автопробегом по невежеству, малокультурию и неграмотности!».

- После распада Советского Союза люди разошлись по своим «национальным квартирам», 20 с лишним лет не было горизонтальных связей. В советское время было огромное количество декад, дней культуры; грузины ехали к узбекам, армяне ехали к литовцам, литовцы ехали к румынам – мы знали наших героев. Мы знали, потому что было общение. Когда жизнь улучшилась, появились хорошие зарплаты, пошли внутренние миграционные процессы, сотни тысяч людей стали перемещаться по всей стране. Как известно, люди другой культуры всегда настараживают. Когда мы узнаем человека ближе, он уже нас не пугает. Выход только один - знание. Мне кажется, победить  незнание можно через культуру, образование, - отметил в своем обращении Алишер Алиназарович.

С докладом «Конструирование общероссийской идентичности: пространство российского Кавказа» выступил профессор, директор Института социологии и регионоведения Юрий Волков. Он разъяснил  понятия общероссийской идентичности:

- Ключевым вопросом идентичности является набор маркеров, качественных характеристик, которыми определяется группа людей. В сложной системе, которым является современное общество, можно выделить множество групп и соответственно множество идентичностей, некоторые из них более значимы.  Научные исследоваения показывают, что наиболее сильны идентичности с наиболее маленькими индивидуальными группами: с самим собой, со своей семьей и, в конце концов, с человечеством в целом. Идентичность на уровне страны не совсем сильная, но очень значимая. Общероссийская идентичность – это отождествление определяющего большинства населения Россию индивидов себя с неким набором качественных характеристик, определяющих некую группу «Россия в общем», как на объективном, так  и на субъективном уровне. От того, каким смыслом наполняется это понятие, зависет, о какой идентичности будет идти речь.

Также ученый пояснил содержание понятия «нация» и «этнос», «русская нация». По словам докладчика, во всем мире нет однозначного понимания понятия «русская нация», как, впрочем, и самого понятия «нация». Одни ставят во главу угла  критерии «кровь» и «происхождение». Например, немец – это тот, у которого мать по крови немка или отец. Совершенно иной подход в США: американец - это налогоплательщик и признавший Конституцию. Когда речь заходит о русской нации, возникает много сложностей, пояснил Юрий Григорьевич:

 - Во-первых, все нации на земном шаре – имя существительное и только «русский» - прилагательное. По данным ВЦИОМа, россияне следующим образом определяют понятие русский: 36% россиян соотносят понятие «русский» – с носителем русской культуры, 16 % - происхождение и кровь, 14% - родной язык русский, 11% - кто честно трудится на благо России, 10% – кто считает себя русским. Проблема в том, что все эти критерии ограничивают численность российской нации.

Профессор поднял вопрос, как соотносит себя население России с понятием русский в условиях экономического кризиса, проблемы конструирования российской идентичности. Юрий Волков убежден, что большую роль в решении всех этих вопросов играет интеллектуальное образовательное, научное экспертное сообщество. Именно ученые-гуманитарии через смыслы, концепты, идеологию создают духовные скрепы социума. Интеллектуальные силы университетов определяют региональное развитие. И в этом значительна роль социально-гуманитарного знания.

Юрий Григорьевич озвучил мнение большинства ученых о том, что нужно вернуться к коллективным проектам по исследованию Кавказа и юга России:

- Важно сделать следующий шаг – перейти от констатации важности региональных проектов к их воплощению в жизнь. 2015 год – год столетия ЮФУ. Этот год должен стать переломным. Северному Кавказу нужно вернуть статус центра гуманитарной науки и высоких технологий, выйти на шестой технологической  уклад. Это возможно сделать только совместными усилиями, что определит новое качество российской гражданской идентичности.

Ректор Адыгейского государственного университета Рашид Хунагов в своем докладе «Формирование общероссийской идентичности и проблемы консолидации общества» рассказал об особенностях идентификационного пространства Северного Кавказа, о влиянии внешних и внутренних факторов на процессы кавказской идентификации, причины  негативного отношения к этническому кавказскому фактору, о том, как российская литература поднимала кавказский имидж в  ХIХ веке. Сегодня нам очень не хватает знаний друг о друге, отсюда порой непонимание.

- Российское общество не всегда и не во всех случаях владеет объективной информацией о реальных проблемах северо-кавказских этносов.   И зачастую воспринимают их через призму карабахского, чеченского и других конфликтов, - отметил Рашид Думаличевич. - Одной из  особенностей современных идентификационных процессов в регионе является новое понимание и объяснение социокультурных процессов. На  Северном Кавказе функционирует многоуровневая идентичность: этническая, региональная, общероссийская, религиозная, национальная. Новая российская национальная идентичность находится в стадии становления.

Размышляя о миссии современных классических университетов на юге России, в контексте формирования общероссийской идентичности, ректор АГУ подчеркнул, что актуальной миссией классических северо-кавказских университетов  является скрепление духовного и культурного пространтсва народов, общероссийских ценностей, в этом смысле - университеты в долгу перед обществом.

- Именно они должны  концептуально и методологически  обеспечить синтез русской и этнических культур именно в контексте общероссийской идентичности. Федеральные университеты – это культурно возрождающие и культурно формирующие форпосты России на Кавказе, - подчеркнул ученый.

Университеты вписаны в определенную общероссийскую социальную среду. Классический университет призван играть ключевую роль в социально-экономическом и технологическом развитии региона, в формировании инновационной экономики, информационно-технологического общества, участие в прогностической и экспертной деятельности, обеспечении подготовки кадров высокопрофессионального уровня,  высоких морально-нравственных качеств и гражданских инициатив, воспитании патриотов, способных поднять и сохранить культуру страны во имя могущества страны.

Доклад профессора, заведующий кафедрой социологии и социальной философии  философского факультета Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Виктора Чигрина «Крымский тренд в контексте национальной безопасности России» вызвал положительную реакцию зала.

В своем докладе ученый озвучил результаты социологических исследований об уровне социальной напряженности, в том числе уровне тяги населения Крыма к России, назвал факторы социальной напряженности и последние тренды в сознании населения в связи с последними политическими событиями на полуострове и Украине.

В рамках научной части открытия форума-фестиваля «Мир кавказу!» также выступили заместитель директора Института социологии и регионоведения Южного федерального университета по науке и экспертной деятельности Антон Сериков с докладом «Результаты комплексного социологического исследования проекта «Мир Кавказу», депутат Государственной Думы РФ Виктор Водолацкий – с докладом «Роль патриотического воспитания детей и молодежи в механизме трансляции традиционных ценностей», а также ученые ЮФУ профессора Игорь Добаев и Виктор Черноус

 

Александра Мокина